Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, реферат
Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.
1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.
2. Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.
3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.
6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.
8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.
10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.
11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.
12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.
13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)
14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV — первой половине XVI в.
16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.
19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:
21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.
22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.
24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.
27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.
29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.
32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.
33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.
35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.
36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».
37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.
38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.
39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.
40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале — октябре 1917 гг.
41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.
43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.
44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).
45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.
47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.
49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.
50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.
51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.
52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.
53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.
54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине
В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – “Оборона Брестской крепости” И. Ахремчика, “Минск, 3 июля 1944 года” В. Волкова, “Пленных ведут” А. Шибнева, “Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске” Е. Зайцева и др.
Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.
После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.
Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – “Дети партизана”, “Константин Заслонов”. Были экранизированы “Павлинка” Я. Купалы, “Поют жаворонки” и “Кто смеется последним” К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы “Красные листья” и “Часы остановились в полночь”.
Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.
В истории страны промежуток времени после смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. называют десятилетием политической “оттепели”, периодом относительной демократизации жизни общества. В эти годы активизировалась общественная и культурная жизнь. Однако эти преобразования носили не глубинный, а скорее косметический характер и не затрагивали основ существующего строя.
После ХХ Съезда КПСС (1958 г.) в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Среди них партийные, государственные и общественные деятели В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, А.Г. Червяков, И.П. Уборевич и др. Однако к реабилитации отношение руководства страны было сложным.
Общественно-политическая жизнь тех времен была сложной и противоречивой, отражала борьбу двух тенденций: демократической и консервативной. Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Стали регулярно созываться съезды и пленумы ЦК КПСС и партийных организаций союзных республик. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания.
В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров – Т.Я. Киселев, Верховный Совет – С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа.
В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень. Политический авантюризм на уровне руководства КПСС порождал недоверие народа к партии как руководящей силе, дискредитировал идею коммунизма как таковую. В партии растет формализм, фразерство, лозунги заменяют реальные дела. В руководстве народным хозяйством набирает силу авантюризм, некомпетентность, кампанейщина.
Политикой Хрущева была недовольна партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачение культа личности Сталина. Военные круги были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры – грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться с политикой правительства в сельском хозяйстве. Несмотря на это, период “оттепели” был мощным ударом по тоталитарной системе.
Началом нового этапа советской истории явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: “развитой социализм”, “развивающийся социализм”, “зрелый социализм”. Из общественно-политической литературы, докладов, материалов съездов и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.
В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена статья 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду с целью дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания – наказание лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений прав человека, несправедливости, высказать недовольство проводимой политикой клеился ярлык “диссидента” и они подвергались преследованиям властей.
Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.
Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения. Устанавливались государственные пенсии колхозникам. В 1960 г. рабочие и служащие переводились на сокращенный рабочий день. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Увеличилось количество предприятий бытового обслуживания.
№ 57 БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.
С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.
Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.
На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.
Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, производство продукции сельского хозяйства – на 27%, объем капитальных вложений – на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.
В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве собственности на землю”. Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.
В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Кризисное положение переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны – для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.
Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата – более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.
На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.
№ 58 Провозглашение независимости Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.
На Пленуме ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг “Больше демократии, больше социализма”. В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек.
На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть – представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе.