Историография первобытной истории в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

1. Кратко раскрыть историографию первобытной истории 19в.

2. Предоставить сведения о деятелях науки , которые изучали первобытную историю в 19 в.

3.Дать краткую характеристику работам написанным учеными 19в. в области изучения первобытной истории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 2
Краткий обзор исследований 19 века ……………………………..
4
Накопление археологических знаний ………………………….
5
Реконструкция первобытных институтов ……………………….
6
Характеристика научных достижений Моргана ……………….
9
Открытия Джорджа Мак-Инери, П. Шмерлинга и Жана Буше де Перту …………………………………………………………………
12
Чарльз Дарвин и его сторонники ……………………………….
15
Эволюционная школа и исследования Эдуарда Тайлора…….
17
Заключение…………………………………………………………… 19
Список литературы…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Историография первобытной истории в 19в(готовый).doc

— 115.00 Кб (Скачать)

7.Эволюционная школа и исследования Эдуарда Тайлора

    Однако, пожалуй ,наиболее сильное влияние  эволюционное учение Дарвина оказало  именно на стиль мышления и характер интерпретации материалов, истолкование общественных структур  и характера  протекания исторического процесса в первобытную эпоху. В истории ее изучения немалую роль сыграла так называемая эволюционная  школа, созданная, по преимуществу ,английским этнологом Эдуардом Тайлором и имевшая многочисленных последователей .Традиционно она считается эволюционной школой в этнологии, но на деле все или почти все исследования самого Тайлора были сконцентрированы в области историко-первобытных реконструкций. В известной мере эволюционистские представления явились синтезом всего того, что было достигнуто наукой  XIX в. в рамках позитивистского материалистического мировоззрения, и , прежде чем закончить изложение истории изучения первобытного общества ,необходимо на них остановиться.

    Что было характерно для этих взглядов? Исключительная вера в прогресс , рассмотрение исторического процесса как последовательного перехода от простого к сложному. При подобном взгляде на историю логично отказаться от взгляда на современные отсталые народы как на выродившихся «дикарей» ,  вера в прогрессивное развитие человечества автоматически исключает такую точку зрения. Безусловно, в этом проявился гуманизм сторонников эволюционного подхода, хотя позже вульгарное истолкование теории Дарвина в социал-дарвинистском духе, т.е. перенесение естественнонаучных закономерностей на исторический процесс, принесло большой вред исторической науке. Но эволюционная  школа, прежде всего сам Тайлор, навязывали истории хозяйственной деятельности человечества и динамике общественных  форм прямолинейность ,последовательный переход  от простого к сложному в качестве единственной формы развития превращал реально существующую многолинейную эволюцию  с тупиками развития и попятным движением  в однолинейную и монотонную с движением лишь по восходящей линии .Здесь сказались мировоззренческая ограниченность и недостаточная методическая эффективность .В то же время было бы не справедливо забыть, что Тайлор ввел в науку новый методический принцип – метод пережитков , т.е. изучение явлений в культуре, которые ретроспективно могут быть связанны с предшествующим историческим состоянием человечества , в интересующем нас случае –с первобытным обществом .На основе пережитков в современных обществах можно реконструировать социальные структуры и отношения в первобытном обществе, и Тайлор сам неоднократно показал удачные примеры таких реконструкций.

    Как все это выглядело в практическом изложении, можно увидеть в крупнейшем труде Тайлора «Первобытная культура» (1871).Материальная культура ,общественные институты и народные верования  подразделены в ней на составляющие элементы (например: лук, плетение, керамика – в первом случае, жертвоприношения, мифы о явлениях природы -в последнем), и истории каждого элемента рассмотрены независимо от всех остальных; в начале располагаются наиболее простые по форме и проявлению ряды этих элементов, в конце- наиболее сложные. Был использован колоссальный этнологический материал, представлявший народы всех континентов, но независимые ряды отдельных явлений и элементов культуры, которые построил Тайлор, выглядели все же достаточно  безжизненными, так как, во-первых, они были очень геометричны , слишком стройны, что бы в них можно было поверить ,во-вторых, они даже многими современниками Тайлора воспринимались как малоисторичные или даже внеисторичные,  не отражающие реальной динамики явлений. С точки зрения психологии научного творчества любопытно, что Тайлор, видимо, сам увидел ограниченность эволюционного подхода: после этой книги и изданной в 1881 г. «Антропологии» (ныне устаревшей)  он практически ничего больше не напечатал, хотя и прожил еще почти 40 лет (последнее десятилетие душевнобольным). Но эволюционная школа имела отдельных крупных последователей и позже и перешла в XX столетие. Однако все эти последователи вошли в историю изучения первобытного общества многими своими конкретными исследованиями ,а не теоретическими разработками –их теоретические взгляды носили традиционный характер и, безусловно ,пережили свое время.

                          

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Предшествующее  изложение не нуждается в дополнениях, чтобы показать комплексный характер истории первобытного общества, ее опору на очень разные по своему характеру исторические источники, добываемые разными науками, каждая из которых в ее отношении к первобытной истории была рассмотрена выше. Обобщение данных всех этих наук приводит само по себе к комплексной реконструкции, в рамках которой место соответствующих данных определено их реконструктивными возможностями, а общие заключения опираются на сводки разносторонних данных, вне зависимости от того, каким образом они получены.

 

    

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.В.П.Алексеев, А.И.Першиц. История первобытного общества.Учебник для студентов вузов.Москва 2007.

2. Сахаров А.М.  О некоторых вопросах историографии  историографических исследований // Вестник Московского университета. Серия истории. 1973. №6.

3. Зевелев А.И.  Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987.

4. Методологические  и теоретические проблемы истории  исторической науки. Калинин, 1980.

5.Сахаров А.М.  Методология истории и историографии.  Статьи и выступления. М., 1981.

6.Дунаевский  В.А. Советская историография  новой истории стран Запада 1917-1941 гг. М., 1974.

7.Материалы сайта  http://www.istmira.com

Информация о работе Историография первобытной истории в 19 веке