Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:25, реферат
Улица Свердлова составлена из трех улиц: Большой Демидовской (до Запасной – ныне ул. Калинина), Биржевой (до ул. Ново-Исадной (ныне Ногина), Плотинной (до Ивановского моста) по постановлению Пленума горсовета Астраханской области 30 декабря 1920 г.
В 1924 году Плотинная переименована в Киевскую. 18 ноября 1957 года ул. Киевская присоединена к Свердловой, которая стала так называться на всем протяжении от Набережной Волги до Ивановского моста (через Канал имени 1 мая).
В 1926 в галерею была передана коллекция западно-европейской гравюры, принадлежавшая купцу И. А. Репину, около 9 тыс. листов. В 1981 по завещанию музей получил собрание живописи из 42 произведений русских художников от А. В. Алексеевой-Виноградовой, нашей землячки.
В 1938 открыт отдел Советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.
В настоящее время собрание музея насчитывает около 10 тысяч единиц хранения.
В отделе русского искусства 18 – 19 веков представлены произведения Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедрина, И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, В. А. Тропинина, В. Г. Перова, Н. В. Неврева, Л. И. Соломаткина, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, К. Е. Маковского, В. В. Верещагина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова.
Живопись конца 19 – начала 20-го века представлена работами И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. В. Нестерова, К. А. Сомова, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха, П. П. Кончаловского.
Много лет работы художников авангарда из нашего собрания участвуют в различных международных выставках. География этих выставок необычайно широка: Япония, Австралия, Швеция, Италия, Бельгия, Германия, Франция, США, Южная Корея и т.д. Это картины В. В. Кандинского, К. С. Малевича, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька, В. М. Ходасевич.
Особое место в собрании музея занимают произведения Бориса Михайловича Кустодиева, родившегося в Астрахани. Это 22 живописных произведения и более 100 графических листов.
В 2002 году в отдельном здании по улице Свердлова 68 был открыт филиал картинной галереи – Художественно-мемориальный музей художника-земляка, единственный в стране.
Второй филиал галереи – это Дом-музей семьи Хлебниковых. Отец – ученый-орнитолог Владимир Алексеевич и двое его детей: Вера, художник и Велимир, поэт с мировым именем. С 1993 года музей располагается в квартире этой семьи по улице Свердлова, дом 53.
Современное искусство представлено произведениями А. А. Рылова, А. В. Шевченко, В. В. Рождественского, Ю. И. Пименова, А. А. Осьмеркина, К. С. Петрова-Водкина, С. В. Герасимова, В. Ф. Стожарова, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, С. А. Чуйкова, В. И. Иванова и других.
С 1982 года по инициативе сотрудников музея фонды стали интенсивно пополняться произведениями мастеров Средней Азии и Закавказья. Так в галерее появились работы Р. В. Элибекяна, Т. Нариманбекова, Ф. Халилова, С. Айтиева, Д. Джумабаева.
В 1991 году открыт отдел Западно-Европейского искусства. В коллекции отдела – живописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных европейских школ 17-19 вв., образцы фарфора, фаянса, стекла заводов Майсена, Берлина, Веджвуда, Севра и т. д.
Собрание музея пополняется работами художников-астраханцев Ш. Такташева, С. Г. Дьякова, Ю. А. Лебедева, В. Н. Юшина.
Множество
людей, преданных искусству, содействовали
тому, чтобы небольшое собрание Догадина
превратилось в многотысячную коллекцию
живописи, скульптуры, графики и
декоративно-прикладного
В галерее работает библиотека, реставрационная мастерская, лекторий.
Большие Исады.
Большие Исады в жизни города изначально играли роль главного городского рынка. Этот рынок появился еще в XVI или в XVII веке рядом с главной пригородной пристанью на тихой и недоступной от буйных волжских штормов реке Кутум. Кстати, само слово «исады» означает «пристань». Согласно словарю В.И. Даля, «исады» – «место высадки на берегу, пристань; торговая пристань, базар, где привоз разных припасов». «Исады» существовали не только в Астрахани, но и во многих других волжских русских городах.
Базар Большие Исады имел своеобразный характер, отличный от других рынков Астрахани и, тем более, от рынков других городов. Некоторые из посетивших Астрахань писателей находили даже, что Большие Исады в Астрахани – своего рода достопримечательность. Первоначально Большие Исады принадлежали Иоанно-Предтеченскому (Ивановскому) монастырю. Со временем это место было передано Городской управе и с 1803 года на берегу Кутума были построены для торговли деревянные сараи, лавки, палатки. В 1881 году Городское управление внесло решение о благоустройстве рынка, и в 1882 году началось строительство крытого рынка и ряда других, меньших по размеру, корпусов, рыбных и зеленых рядов. Традиционное устройство торговых рядов с открытыми галереями, которые в период классицизма нередко включались в композицию жилых и общественных зданий, в середине XIX столетия было дополнено введением совершенно нового по характеру торгового здания – пассажа. По типу пассажа было выстроено в Астрахани центральное здание рынка Большие Исады: прямоугольное в плане, замкнутое в объеме строение состоит из трех нефов, трех галерей, с металлическими перекрытиями. Центральный неф выделен по высоте. Строительство нового здания рынка сопровождалось сооружением в районе Больших Исад каменных домов под гостиницы, торговые дома, столовые, «номера»... В 1891 году у Красного моста на средства рыбаков, окрестных жителей, торговцев была построена часовня во имя святого Николая, в народе прозванная «Красивой». В 1894 году татары, торговавшие на базаре Большие Исады, на свои средства построили мечеть, в дальнейшем называвшуюся Красной мечетью; по своей архитектуре одно из оригинальных строений этого типа. В наши дни Большие Исады сохраняют свой статус главного городского торжища и колорит настоящего восточного базара.
Глава 4. Характеристика инфраструктуры улицы.
Улица
Свердлова – одна из центральных
улиц города, поэтому на ней находится
много зданий, в который располагаются
различные предприятия, фирмы, магазины
и т.п. Условно организации на улице Свердлова
можно разделить на три большие группы:
Глава 5. Технологическая
карта.
№ П. | Участки (этапы) перемещения по маршруту | Объект показа | Места остановки | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические
указания |
1 | Встреча с группой – дом-музей В. Хлебникова | Дом-музей В.Хлебникова | Рядом со зданием | 5-7 минут | Рассказ о создании музея, о выставках | Расположить группу лицом к музею, рядом с его входом | Показ наглядных пособий (фотографии) |
2 | Дом-музей В. Хлебникова - Демидовское торговое подворье | Демидовское торговое подворье | Возле здания | 3 минуты | рассказ о купце, об истории подворья | Группа должна стоять рядом со зданием, так чтобы иметь возможность его осмотреть | Использовать при показе прием реконструкции |
3 | Демидовское торговое подворье - Здание окружного суда | Здание бывшего окружного суда | На перекрестке ул. Свердлова и Калинина | 5 минут | рассказ об истории создания здания, о важности суда для города. | Группа стоит сначала на перекрестке, для того чтобы осмотреть здание. Потом подходит к мемориальной доске | Использование приема реконструкции, показ наглядных пособий, а также мемориальной доски |
4 | Здание окружного суда - Дом-музей Б.М. Кустодиева | Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева | На перекрестке ул. Свердлова и Калинина | 5 минут | рассказ о Кустодиеве, о создании музея | Экскурсовод переводит группу на другую сторону дороги, ближе к зданию. После рассказа группа переходит обратно на другую сторону улицы | Использование наглядных пособий |
5 | Дом-музей Б.М. Кустодиева – Картинная галерея имени П.М. Догадина | Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина | Недалеко от здания галереи | 7-10 минут | Рассказ об истории развития галереи и её коллекциях | Экскурсовод располагает группу недалеко от здания, желательно ближе к концу тротуара, для того чтобы группа могла лучше увидеть здание | Использование наглядных пособий (фото) |
6 | Картинная галерея имени П.М. Догадина - рынок Большие Исады | Большие Исады | Напротив торговых крытых рядов | 5 минут | Рассказ об истории рынка | Экскурсанты стоят на другой стороне дороги, для того чтобы лучше рассмотреть старое здание крытых торговых рядов | Использование приема реконструкции |
Карта
и маршрут улицы Свердловой.
Литература:
Информация о работе Историко-архитектурная характеристика улицы Свердлова г. Астрахани