Историко-архитектурная характеристика улицы Свердлова г. Астрахани

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Улица Свердлова составлена из трех улиц: Большой Демидовской (до Запасной – ныне ул. Калинина), Биржевой (до ул. Ново-Исадной (ныне Ногина), Плотинной (до Ивановского моста) по постановлению Пленума горсовета Астраханской области 30 декабря 1920 г.
В 1924 году Плотинная переименована в Киевскую. 18 ноября 1957 года ул. Киевская присоединена к Свердловой, которая стала так называться на всем протяжении от Набережной Волги до Ивановского моста (через Канал имени 1 мая).

Работа содержит 1 файл

Реферат Свердлова улица.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Астраханский  государственный технический университет 

                                                  Кафедра «Экологический туризм» 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Историческое краеведение»

Тема: «Историко-архитектурная характеристика улицы Свердлова г. Астрахани» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст-ка гр. ДБС-41

                                                                Я.Н. Красненко

                                                                                     Проверил: к.и.н., доцент

                                                                                     А.А. Курапов  
 
 
 
 
 
 

Астрахань – 2011

 

Глава 1. Характеристика названия улицы. Современное  название. 

Улица Свердлова составлена из трех улиц: Большой Демидовской (до Запасной – ныне ул. Калинина), Биржевой (до ул. Ново-Исадной (ныне Ногина), Плотинной (до Ивановского моста) по постановлению Пленума горсовета Астраханской области 30 декабря 1920 г. 

В 1924 году Плотинная переименована в Киевскую. 18 ноября 1957 года ул. Киевская присоединена к Свердловой, которая стала так называться на всем протяжении от Набережной Волги до Ивановского моста (через Канал имени 1 мая).

Основополагающей  частью улицы Свердлова стала  улица Большая Демидовская. Название связано с давними петровскими временами, когда построил на ней свое широкое каменное подворье астраханский промышленник Тихон Демидов, сын Лошкарев. В начале ХХ века улица была шумной и бойкой. Большая Демидовская соединяла центр города и базар большие Исады.

Сегодня улица Свердлова одна из центральных в Астрахани. Современное название она получила в честь известного революционера Якова Михайловича Свердлова, российского государственного и политического деятеля.

Яков  Михайлович Свердлов родился в конце  девятнадцатого столетия, в 1885 году, в  Нижнем Новгороде. Свердлов окончил трехклассное начальное училище и даже поступил в гимназию. Но хорошим поведением и усердием не отличался. Поэтому в 1900 году из-за плохих отметок и прогулов он ушел оттуда, став сторонников революции. Он распространял нелегальную литературу, собирал средства для партии, даже организовал подпольную типографию. В годы первой российской революции Свердлов не раз подвергался арестам и ссылкам. Но у него не раз получалось устроить побег. После очередного бегства в 1912 году он добрался до Петербурга, где стал членом редакции газеты «Правда». Затем снова ссылка, и снова возвращение в Петроград. Свердлов был одним из тех, кто готовил и проводил Октябрьский переворот 1917 года, вел активную работу по установлению Советской власти. Яков Михайлович принимал участие в разгоне Учредительного собрания, поддерживал Ленина. В 1918 году Свердлов был избран председателем Комиссии по разработке первой Конституции уже Советского государства. Именно он доложил Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о расстреле царской семьи. Яков Свердлов во время болезни А.И. Ленина замещал его на заседаниях, участвовал в организации красной Армии..

Но 1919 год  стал последним в жизни революционера. Яков Михайлович простудился на одном из митингов, в результате чего и скончался. А похоронен Свердлов на Красной площади Москвы.

В следующем 1920 году, чтобы отдать дань памяти великому революционеру, горсовет астраханской области назвал одну из центральных улиц города Астрахани его именем.

Кстати, Большая Демидовская была одной из первых астраханских улиц, получивших революционное наименование. В годы гражданской войны по ее булыжной мостовой сновали штабные автомобили, цокали подковами кавалерийские эскадроны, громыхали броневики. Что ни дом здесь, то памятник.

А сейчас улица давно забыла далекие годы установления Советской влаисти, улица  превратилась в красивую улицу с приведенными в порядок фасадами зданий и современной инфраструктурой.

 

Глава 2. Характеристика протяженности  и специфика передвижения транспорта.

Улица Свердлова находится в Кировском  районе. Начинается с улице Набережная Первого Мая и заканчивается на улице Максима Горького. Протяженность ее составляет 2, 44 км. Улица является проездной, с полосами для движения пассажирских транспортных средств, с односторонним движением, начинающимся с улицы Интернациональная 3-я в сторону улицы Адмиралтейской, за исключением участков с двусторонним движением: улица Максима Горького - улица Адмиралтейская, улица Набережная Первого Мая – улица Интернациональная 3-я.

Улица пересекает такие улицы как: Бабушкина, Интернациональная 3-я, Ногина, Победы, Саратовская, Калинина, Михаила Аладьина, Шелгунова, Коммунистическая, Володарского, Кирова, Адмиралтейская, Фиолетова, Ульяновых.

Для улицы  Свердлова подходит, как пешеходная так и автобусная экскурсия, так как на улице находятся объекты показа как на близком расстоянии друг от друга (возможность пешеходной экскурсии), так и на достаточно больших расстояниях (возможность экскурсий с использований транспортных средств для передвижения от объекта к объекту).

 

Глава 3. Характеристика историко-архитектурных  достопримечательностей улицы. 

Улица Свердлова богата на старинные здания и знаменитые постройки. Жители этой улицы могут гордиться своими именитыми соседями – поэтом Велимиром Хлебниковым, художником Борисом Кустодиевым и купцом Никитой Демидовым.

Одной из ранних построек, расположенных  в черте бывшего Земляного  города, является дом Демидова, расположенный на улице Свердлова, 55. Он сооружен в XVII веке и представляет собой замкнутый прямоугольник типа каре. Дворовые фасады имеют галереи, уличные – скупо украшены пилястрами (лопатками), что еще больше подчеркивает монументальную гладь стен. Некогда узкие оконные проемы (ныне многие растесаны) и арочные, наглухо закрывавшиеся ворота, придавали дому вид замка.

Владельцем  его был тульский кузнец, а позднее  купец и дворянин Никита Демидов, монопольно производивший для армии  и флота ядра, пушки.

В 1722-1723 гг. дом Демидов служил опорным  пунктом и базой персидского  похода Петра I. Поблизости на берегу Кутума была специально сооружена каменная пристань.

По соседству  с домом Демидова стоит дом №53, дом Полякова, где жила семья Хлебниковых с 1914 по 1931 год (четыре левых окна на первом этаже).

Квартира  эта «не похожа на тысячу виденных мною провинциальных квартир. Здесь не было этажерок, ни салфеток, ни фарфоровых слонов, ни ширмочек, ни горшков с фикусами… Здесь была какая-то особенная тишина…» (Р. Ивнев. «Лотос»).

В этой квартире В. Хлебников встречался с  поэтами Дмитрием Петровским и Рюриков Ивневым, мечтал открыть в ней «Школу поэтов». Сейчас здесь находится Дом-музей его имени.

Сейчас  в здании расположен дом-музей поэта  и каждый желающий ощутить атмосферу  этого дома может посетить его.

Здесь многое сохранилось: в гостиной подлинный паркет из тёмного дуба, старинные голландские изразцовые печи, лепнины на потолке. Ощущение подлинности возрастает при виде фамильной мебели, книг, предметов обихода семьи Хлебниковых. Передавая их в дар музею, Май Петрович Митурич-Хлебников, племянник поэта, рассказал их историю. Перед вами вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, гребень кавалерийский, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей (с изображением дракона), таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги (в форме лиры), инструмент для набивки чучел птиц. Все дети Владимира Алексеевича увлекались орнитологией. В 1905 году Велимир (Виктор) и Александр Хлебниковы совершили совместную экспедицию на Урал. Позже они опубликовали статью в журнале "Природа и Охота".

    Здание  бывшего окружного суда.

    Во  второй половине XIX века на улице Большой Демидовской недалеко от Воздвижеского моста началось сооружение большого двухэтажного каменного здания. Ещё в 1867 году министр юстиции поручил астраханскому губернатору подыскать помещение для Губернаторского суда. Но подходящего не нашлось. Решили строить новое здание. Строили его долго, с 1874 по 1886 год. Да и здание оказалось большое с разными службами и тюрьмой предварительного заключения. Во вновь построенное здание перевели палату уголовного и гражданского суда. В 1894 году палата была ликвидирована и преобразована в Окружной суд.

    Окружной  суд являлся высшей судебной инстанцией для разбора гражданских и уголовных дел всех сословий, апелляционной инстанцией на решения земских начальников, городских судей, и уездных стряпчих. В процессах участвовали выбранные от сословий присяжные заседатели.

    Что только не рассматривал Окружной суд! И дела об определении границ населенных пунктов, дела по земельным спорам и денежным искам, об учреждении духовных завещаний, об установлении опеки, об усыновлении. Были и более серьезные дела – о грабежах и кражах, о фальшивомонетчикам, об оскорблении и клевете, о наказании крестьян розгами за незаконную порубку леса.

    Окружной суд был ликвидирован в 1918 году на основании декрета от 2 ноября 1917 года. В конце 1918 года в многочисленных комнатах бывшего Окружного суда разместили штаб и реввоенсовет XI армии. Хватило здесь место и для различных профессиональных союзов. Именно поэтому огромный дом стали называть Дворцом труда или Домом народа. Здесь часто происходили митинги, совещания, концерты, лекции. Во Дворце труда выступали многие видные деятели гражданской войны, известные артисты.

    Дом-музей  Бориса Михайловича Кустодиева.

    В 1897 г., отдыхая в Крыму, студент  Петербургской академии художеств  Б.Кустодиев пишет сестре Екатерине: «Я бы теперь десять Ялт и сто  Черных морей променял на Астрахань. И я думаю: у меня и душа-то по природе астраханка». Город, в котором родился и провел свои детские годы выдающийся русский художник, помнит и любит прославленного земляка. Произведения Кустодиева входили в коллекцию астраханского любителя искусства, собирателя художественных ценностей П.М.Догадина, основавшего Астраханскую картинную галерею. Затем галерейное собрание пополнилось работами Кустодиева, прибывшими как поступления из Всероссийского музейного фонда, как дары потомков художника – дочери Ирины Борисовны и внучки Татьяны Кирилловны. Один из залов основного здания картинной галереи был посвящен творчеству великого земляка.

    В конце девяностых годов прошлого века галерее было передано здание-памятник архитектуры конца XIX века «Усадьба К.М.Моисеева», где в 2002 г. был торжественно открыт художественно-мемориальный музей  Б.М. Кустодиева. Он располагается на перекрестке двух улиц в районе центрального городского рынка, где прошло детство будущего «певца национального колорита». Свои детские впечатления художник пронес по всей жизни, воплотив их в многочисленных образах купцов и купчих, в городских и речных пейзажах, бытовых зарисовках.

    Отдельные залы музея экспонируют живописные, графические произведения художника, его эскизы театральных декораций, авторскую книжную иллюстрацию, образцы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Полотна художника «Жатва», «Летний праздник», «Христосование» являются шедеврами мастера, признанными мировым художественным сообществом и участвовавшими во многих Общероссийских и международных выставках.

    Один  из музейных залов рассказывает о  жизни и творчестве основателя художественной школы в Астрахани, выпускника Петербургской академии художеств, воспитавшего многих художников, среди которых получили особое признание И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.П. Мальцев, Б.М.Кустодиев. Интересны портреты работы Власова, представленные здесь. Ярким образцом академической живописи является большеформатное живописное полотно «Старец Приам умоляет Ахиллеса выдать тело сына Гектора» (1876)

    Веранда музея оформлена как интерьер русского трактира конца XIX века. Большим  витражным окном она выходит в уютный внутренний двор музея, где часто проводятся музейные встречи, творческие вечера, кустодиевские праздники.

    Астраханская  картинная галерея им. П.М. Догадина.

    Музей открыт 15 декабря 1918 года как «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина».

    С 1922 по 1928 – Астраханская картинная  галерея, с 1929 по 1948 – Астраханская государственная картинная галерея, с 1949 по 1957 – Астраханская областная картинная галерея, а в 1958 году постановлением Совета Министров РСФСР присвоено имя Кустодиева.

    С 1918 по 1921 год галерея размещалась  в собственном доме Догадина по набережной реки Кутум, дом №39, а в 1921 году была переведена в дом купца И. Н. Плотникова, где и находится по сей день.

    Инициатором создания музея и первым заведующим (1918 - 1919 г.) стал инженер из семьи  астраханских купцов Павел Михайлович Догадин, подаривший городу свое собрание из более чем 130 произведений русской живописи и графики; коллекцию автографов исторических деятелей, писателей, музыкантов; библиотеку и свой собственный дом.

    В момент подготовки музей к открытию в собрание вошла коллекция австрийского вице-консула О. Я. Виблингера (живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства – фарфор, фаянс, стекло), и произведения живописи из коллекции Сапожниковых.

Информация о работе Историко-архитектурная характеристика улицы Свердлова г. Астрахани