Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:49, реферат
Главный элемент содержания исторического образования -- это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.
Главный элемент содержания исторического образования -- это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.
Факты:
Уникальный факт - уникальное событие привязанное ко времени и пространству.
Факты-свидетельства, факты-интерпретации.
Факты первого порядка - крупные (ВОВ), второго - мельче , третьего - еще мельче ( операция тайфун).
Из сочетания фактов
разного порядка возникает
События -- это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам
В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе.
Процесс -- это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот -- это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.
Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.
С точки зрения формы
общественного сознания историческая
наука представляет собой, во-первых,
один из способов познания мира, которому
свойственны специфические
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.
При рассмотрении исторической
науки как социального
Историческое познание - форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания - мышление, эмпирическое, теоретическое.
На первом уровне
(этапе) познания, историк изучает
различные источники для
Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.
Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
К специально-историческим методам относятся:
- условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.
- методы текстологии.
Так, например, логический анализ
текста позволяет
- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.
К методам общеисторического научного исследования относятся:
- Историко-генетический
(ретроспективный) метод
- проблемно-хронологический
метод предполагает
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:
- историко-сравнительный
метод (в сочетании с методом
отождествления, аналогии как логической
основы этого метода) позволяет
выявить как общие, так и
особенные черты в развитии
разных событий, явлений,
- историко-типологический
метод позволяет упорядочить
предметы изучения по
- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.
- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.
Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки.
К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).
Историческое знание
- проверенный практикой и
Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.
1) реконструктивное
знание - фиксация исторических фактов
в хронологической
2) эмпирическое историческое
знание - знание о регулярностях
и взаимосвязях между
3) теоретическое
историческое знание - знание о
типологии и повторяемости,
Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.
Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:
- потребность формирования социального самосознания,
- удовлетворение
потребности в социальном
- потребности в политической деятельности и самой политики,
- потребности объяснения,
предвидения и предсказания
Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
В российской историографии
сложилась понимание
- описание объекта
и предметов (различных сторон
объекта) исторического
- выяснение цели изучения,
- постановки проблем и задач,
- раскрытие источников поставленных задач,
- историографическое
обоснование задач
- описание инструментария
(методов, процедур
- описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.
Необходимо отметить,
что в современной западной историографии
понятие «методологии»
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.
История - это наука
о прошлом человеческого
Предметом отечественной
истории являются закономерности политического
и социально-экономического развития
российского государства и
В результате изучения
предмета отечественной истории
студент должен приобрести комплексное
знание процесса формирования предпосылок,
зарождения и социально-политического
развития российского общества как
части всемирной истории
В сущности, история
- одна из важнейших форм самосознания
людей. Опытом истории стремятся
воспользоваться
История - наука конкретная,
требующая точного знания хронологии
(дат) фактов, событий. По сравнению
с другими гуманитарными
Информация о работе Историческое знание, его роль и место в системе человеческих знаний