Историческое знание, его роль и место в системе человеческих знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Главный элемент содержания исторического образования -- это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 33.28 Кб (Скачать)
  1. Структура исторических знаний

Главный элемент  содержания исторического образования -- это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.

Факты:

Уникальный факт - уникальное событие привязанное ко времени и пространству.

Факты-свидетельства, факты-интерпретации.

Факты первого порядка - крупные (ВОВ), второго - мельче , третьего - еще мельче ( операция тайфун).

Из сочетания фактов разного порядка возникает представление. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных  фактов, выявление тех из них, которые  ученики должны надолго запомнить. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности -- для учащихся старших классов.

События -- это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам

В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для  определения и сопоставления  исторических связей, для их обобщения  и усвоения в системе.

Процесс -- это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот -- это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.

Сущность, формы и функции  исторического знания и познания. Методы изучения истории

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как  форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы  общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях  развития. 

Среди других форм общественного  сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

При рассмотрении исторической науки как социального института  на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система  исторического образования (средняя  школа - исторический факультет университета - аспирантура) и т.п.

Историческое познание - форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания - мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает  различные источники для выявления  в них фактов.

Методы реконструктивного  познания разнообразны и включают в  себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей  исторического познания является получение  знания, которое зафиксировано в  источнике, а также на получение  нового знания, которое в нем непосредственно  не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

- методы текстологии.  Так, например, логический анализ  текста позволяет интерпретировать  различные «темные» места, выявить  противоречия в документе, существующие  лакуны и т.п. Применение этих  методов дает возможность выявить  недостающие (уничтоженные) документы,  реконструировать различные события.

- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического  анализа и синтеза.

К методам общеисторического  научного исследования относятся:

- Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет  показать причинно-следственные  связи и закономерности развития  исторического события (явления,  структуры). Он заключается в последовательном  проникновении в прошлое с  целью выявления причин каких-либо  фактов, событий, явлений. Историко-генетический  метод применяется и для выявления  соотношения субъективного, личностного  фактора в историческом развитии  и объективных факторов (логики  политической борьбы, экономического  развития и т.п.).

- проблемно-хронологический  метод предполагает расчленение  широких тем на ряд узких  проблем, каждая из которых  рассматривается в хронологической  последовательности. Этот метод  используется как при изучении  материала (на первой стадии  анализа, совместно с методами  систематизации и классифицирования), так и при его компоновке  и изложении внутри текста  работы по истории.

Методы эмпирического  исторического познания относятся  к методам общеисторического  исследования:

- историко-сравнительный  метод (в сочетании с методом  отождествления, аналогии как логической  основы этого метода) позволяет  выявить как общие, так и  особенные черты в развитии  разных событий, явлений, структур.

- историко-типологический  метод позволяет упорядочить  предметы изучения по качественно  различным типам (классам) на  основе присущих им существенных  признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая  теория» до сих пор является спорным  и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод  моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание - проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического  познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное  знание - фиксация исторических фактов  в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной  деятельности историка. В ходе  этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов - текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое  знание - знание о регулярностях  и взаимосвязях между различными  фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки  реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня - эмпирические (открытые регулярности - сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое  историческое знание - знание о  типологии и повторяемости, регулярности  фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты  в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история - законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история - законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к  науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами  социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально  обусловлены. К функциям исторического  познания относят:

- потребность формирования  социального самосознания,

- удовлетворение  потребности в социальном воспитании,

- потребности в  политической деятельности и  самой политики,

- потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Методология исторического  исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии  сложилась понимание методологии  как

- описание объекта  и предметов (различных сторон  объекта) исторического исследования,

- выяснение цели  изучения,

- постановки проблем  и задач,

- раскрытие источников  поставленных задач,

- историографическое  обоснование задач исследования,

- описание инструментария (методов, процедур установления  знания),

- описание самого  знания, т.е. дефиниций, используемых  в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии  понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории»[6]. 

2.  Сущность, формы,  функции исторического  знания.

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной  и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному  развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука  о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и  особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления  эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни  страны, деятельности исторических личностей.

Предметом отечественной  истории являются закономерности политического  и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. 

В результате изучения предмета отечественной истории  студент должен приобрести комплексное  знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического  развития российского общества как  части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся  воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная  российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается  непрекращающаяся борьба различных  идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению  с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону  общественной жизни, она характеризуется  тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического  процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты  гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического  подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению  огромной совокупности фактов, позволяющих  выявить тенденции общественного  развития.

Информация о работе Историческое знание, его роль и место в системе человеческих знаний