Автор: p*********************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:54, реферат
Цель: рассмотреть роль и значение Жана Кальвина в истории.
Задачи:
рассмотреть биографию и деятельность Ж. Кальвина;
рассмотреть учение Ж. Кальвина;
рассмотреть церковное устройство по Ж. Кальвину.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18
Перечисленные
вероопределения публиковались
на французском и латинском
Большим
уважением у реформатов пользуется
также "Гейдельбергский катехизис"
(1563), составленный кальвинистами Германии
на немецком языке.10
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.
Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Бытия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.
Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.
В
то же время Кальвин принял основные
положения лютеранской
"Галликанское
исповедание" всячески
Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову".
О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и "свидетельствах".11
В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино — лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
Покаяние
не имеет в кальвинизме
Впрочем,
кальвинисты придают некое
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении
В
основе учения Кальвина о предопределении
лежит идея безусловного господства
воли Божией, избирающей людей лишь
орудиями своими. Это полностью исключает
мысль о человеческих заслугах, даже
само представление о возможности
свободы выбора в решениях людей.
Сама по себе эта идея не нова и была
развита еще блаженным
В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, что природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что исходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости.15
Последовательно развивая, таким образом, эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом — одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели — главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.
Сотериологическое
учение Православной Церкви коренным
образом отличается от взглядов Кальвина
и Лютера. Оно исходит из изложенного
в Священном Писании
По природе человек способен только на зло. Добро — дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться.
Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.
Верующий, по учению Кальвина, должен быть, безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом, независимо от дел человеческих.
Так же Кальвином была проведена реформа церкви. Основные положения преобразования церкви сводятся к следующему: основой устройства церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является община во главе с пресвитером, который избирается членами общества; общины объединяются в областные и государственные союзы. Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.16
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
"Бог
однажды в Своем вечном и
неизменном совете решил, кого
Он желает привести к спасению,
а кого желает предать
Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии. О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только.
Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех людей в том плане, что спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место. 17
Что
же касается учения Кальвина о безусловном
предопределении, то оно было осуждено
Иерусалимским Собором
Глава 3. Реформа церкви
Как
и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое
построение церкви, подчинение ее римскому
папе. Женевскую церковь возглавила
консистория, которая фактически подчинила
себе светскую власть. Решения консистории
принимали форму
Задачей
церкви Кальвин считал религиозное
воспитание всех граждан, в особенности
детей. Для выполнения этой задачи Кальвин
провел ряд реформ направоенных на
утверждение «мирского
В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва
Кальвин
требовал отмены католической мессы; удаления
из храмов икон, статуй, мощей святых;
отмены всех церковных праздников,
кроме воскресения, изгнания музыки.
Его религия была религией духа,
не нуждавшейся ни в каких внешних
формах. В определении роли светской
власти Кальвин старался связать
церковь и государство в одно целое, в
котором, однако, преобладал теократический
элемент Он считал, что правительство,
повелевая телами людей, не имеет власти
над их совестью и не должно присваивать
себе авторитет в делах веры. Однако из
сказанного не следовало, что светская
и духовная власть существуют совершенно
отдельно друг от друга. Государство должно
поддерживать деятельность церкви, проникаться
ее духом и следовать ее внушениям.21
Список использованных источников и исследований.