Исторический портрет Жана Кальвина

Автор: p*********************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть роль и значение Жана Кальвина в истории.
Задачи:
рассмотреть биографию и деятельность Ж. Кальвина;
рассмотреть учение Ж. Кальвина;
рассмотреть церковное устройство по Ж. Кальвину.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат Ж.Кальвин.docx

— 44.41 Кб (Скачать)
lign="justify">  "Галликанское  исповедание", иначе "Исповедание  веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции.  В основе своей оно тоже  является произведением самого  Кальвина.

  Перечисленные вероопределения публиковались  на французском и латинском языках.

  Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2 Учение кальвинизма о Церкви  и таинствах

  Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности  в историческом и сакраментальном  смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой  веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние  исторической Церкви в истине.

  Согласно  учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь  слова Бытия и совершаются  таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.

  Несмотря  на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает  в себе много элементов теократии.

  В то же время Кальвин принял основные положения лютеранской экклезиологии. Но картина анархии, в которую  повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила  Кальвина подумать о необходимости  поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство  втянуть в орбиту Церкви (Лютер  скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).

  "Галликанское  исповедание" всячески старается  поднять авторитет новообразовавшейся  Церкви и укрепить церковную  дисциплину.

  Таким образом, в ответе на вопрос, что  же такое Церковь, Кальвин не поднимается  выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать  этому слову".

  О таинствах кальвинисты учат, подобно  лютеранам, в туманных выражениях, как  о "знаках", "печатях" и "свидетельствах".11

  В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между  Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие  отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино — лишь знаки нашего духовного  общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает  их лишь избранник, благословенный истинной верой.

  Покаяние  не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин  считал библейские книги единственным правилом веры. "Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены  этому Священному Писанию".12

  Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним  символам веры (в частности, Никео-Цареградскому). Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом".13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.3 Учение Кальвина о спасении  и безусловном предопределении

  В основе учения Кальвина о предопределении  лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает  мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности  свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V — конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к  вечному спасению составляют небольшую  группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие  усилия не могут спасти тех, кто осужден  на вечную гибель.14

  В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, что природа  падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что  исходит от него, совершенно справедливо  осуждается (Богом) и вменяется в  грех ("Наставление"). Человек потерял  свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости.15

  Последовательно развивая, таким образом, эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном  предопределении Богом — одних  людей к вечному спасению, других к вечной гибели — главному положению  своей сотериологии. Учение о предопределении  носит на себе печать особенного духовного  склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного  и рационалистического подхода  к богословским вопросам.

  Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного  в Священном Писании Божественного  предопределения, вытекающего из Божественного предвидения. Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.

  По  природе человек способен только на зло. Добро — дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати  или противиться.

  Так же, как Лютер, Кальвин отвергает  участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается  верой в свое спасение.

  Верующий, по учению Кальвина, должен быть, безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом, независимо от дел  человеческих.

  Так же Кальвином была проведена реформа  церкви. Основные положения преобразования церкви сводятся к следующему: основой  устройства церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является община во главе с пресвитером, который  избирается членами общества; общины объединяются в областные и государственные  союзы. Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению  псалмов. Браки благословляются  на дому, над умершими на дому прочитывается  молитва. Отменены литургии и все  католические праздники, кроме воскресенья.16

  Кальвин возражает святым отцам, которые "держали  людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в  зависимость от дел.

  "Бог  однажды в Своем вечном и  неизменном совете решил, кого  Он желает привести к спасению, а кого желает предать погибели". "Когда спрашивают, почему Бог  так делает, надо отвечать: потому, что Ему так угодно".

  Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное  Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления  будущего Страшного Суда в Евангелии. О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых  только.

  Обойти  текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и  толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается  как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для  всех людей в том плане, что  спасительно для человечества. А  для рода человеческого спасительно  и полезно, чтобы одни погибли, а  другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно  принять и такое место. 17

  Что же касается учения Кальвина о безусловном  предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных  патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты  не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого авторитетного  отказа от него ни одной из ветвей нынешнего  кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования на делении на спасаемых и погубляемых  ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.18 
 
 

Глава 3. Реформа церкви

   Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое  построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила  себе светскую власть. Решения консистории  принимали форму государственных  законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет  право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания  церкви. 19

   Задачей церкви Кальвин считал религиозное  воспитание всех граждан, в особенности  детей. Для выполнения этой задачи Кальвин  провел ряд реформ направоенных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административые  меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения  церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие  одежды, громкий смех.20

   В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин  концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный  характер. Постепенно вся городская  власть концентрируется в малом  совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

   Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва

   Кальвин требовал отмены католической мессы; удаления из храмов икон, статуй, мощей святых; отмены всех церковных праздников, кроме воскресения, изгнания музыки. Его религия была религией духа, не нуждавшейся ни в каких внешних  формах. В определении роли светской власти Кальвин старался связать  церковь и государство в одно целое, в котором, однако, преобладал теократический элемент Он считал, что правительство, повелевая телами людей, не имеет власти над их совестью и не должно присваивать себе авторитет в делах веры. Однако из сказанного не следовало, что светская и духовная власть существуют совершенно отдельно друг от друга. Государство должно поддерживать деятельность церкви, проникаться ее духом и следовать ее внушениям.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и исследований.

  1. Великие пророки и вероучители. Ж.Кальвиин // [Электронный ресурс] Режим достпа http://prisnis.narod.ru/proroki/jan_kalvin.html, свободный
  2. Ж.Кальвин О христианской вере (перевод Н. В. Ревуненковой) – М.: Протестант, 1995
  3. Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt, свободный
  4. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Жан Кальвин.// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KALVIN_ZHAN.html, свободный
  5. Православный образовательный портал. Кальвинизм. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalslovo.ru/theology/37770.php, свободный
  6. Сектовед. Кальвинизм (Реформаторство, Гугенотство, Пресвитерианство, Пуританство) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=23, свободный

Информация о работе Исторический портрет Жана Кальвина