Исторический портрет Жана Кальвина

Автор: p*********************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть роль и значение Жана Кальвина в истории.
Задачи:
рассмотреть биографию и деятельность Ж. Кальвина;
рассмотреть учение Ж. Кальвина;
рассмотреть церковное устройство по Ж. Кальвину.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат Ж.Кальвин.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

«Нижневартовский  государственный гуманитарный университет»

Гуманитарный  факультет

Отделение истории

Кафедра документоведения и всеобщей истории 
 
 
 

исторический  портрет ЖАНа кАЛЬВИНа

(Реферат) 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка III курса СЭО

                  31 группы

                  Определенцева Наталья 

                  Николаевна

                  Проверила:

                  Савельева Алёна Владимировна к.и.н.

      
 
 
 
 

Нижневартовск, 2010 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4

Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9

2.1 Символические  книги………………………………………………………...9

2.2 Учение  кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11

2.3 Учение  Кальвина о спасении и безусловном  предопределении………….13

Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16

Список  использованных источников и исследований………………………...18

 

 

  Введение

  Имя Жан Кальвин связано в первую очередь с историческим явлением, получившее название в истории Реформация (это общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви).

  Жан Кальвин став в 1541 г. фактическим  диктатором Женевы превратил ее в  один из центров Реформации. Так  же является основоположником одного из направлений протестантизма –  кальвинизма. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни  человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение  церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах  отсутствуют настенные изображения).

  Цель: рассмотреть роль  и значение Жана Кальвина в истории.

  Задачи:

  • рассмотреть биографию и деятельность Ж. Кальвина;
  • рассмотреть учение Ж. Кальвина;
  • рассмотреть церковное устройство по Ж. Кальвину.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Жизнь и деятельность

  Ж.Кальвин  родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северо-востоку  от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами — Амьена и Реймса.

  Его родители Жерар Ковен и Жанна  Лефран, принадлежали к уважаемым  в провинции Пикардия семьям буржуа. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа, затем соборного капитула и графства. 1

  Первоначально Кальвина предназначали к церковной  карьере (в возрасте 13 лет ему  был обеспечен бенефиций), однако завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра  искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником  и отправился в университеты Орлеана  и Буржа изучать право и  греческий язык.2

  В 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата и после смерти отца вернулся в Париж. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области  классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий  к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532.3

  В это время в Германии и Швейцарии  активно шли выступления против Римско-католической церкви, но во Франции  реформационное движение развивалось  медленнее: о необходимости реформировать  христианство рассуждали и писали главным  образом интеллектуалы из университетской  среды, собираясь на гуманистические  собеседования и в кружки по изучению Евангелия.

  Здесь Кальвин проявил себя в 1533 г., когда  обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций  произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в “лютеранской ереси”.

  Ректор  Сорбонны Николя Коп, сын личного  врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии Кальвина. Речь стала  поводом для гонений. В ней  он сказал, что в религии Евангелие  должно первенствовать над обрядами, а мир в Церкви восстановит  божественное Слово, но не меч.

  Кальвину  пришлось покинуть Париж, а затем  и Францию, по которой он некоторое  время странствовал, наблюдая, как  множатся в провинции различные  “секты”, порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной “сектой” были анабаптисты, требовавшие "предоставить христианам свободу веры без обязательного  отправления культа и церковных  учреждений. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено  первое доктринальное сочинение  Кальвина “О сне души”, написанное в 1534.4

  Тогда же он отказался от своих церковных  должностей в Найоне, и это единственное бесспорное свидетельство того, что  реформатор перестал считать себя членом Католической церкви.

  Жизнь Кальвина в эмиграции началась в  протестантском Базеле, где он был  известен как Мартин Луканиус. В  этом псевдониме можно усмотреть  проявление личного уважения к Мартину  Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось.5

  В 1536 г. Кальвин принял приглашение  Гийома Фареля стать проповедником  в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние  французской культуры в Женеве чувствовалось  сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан  Кальвин стал “гражданином мира”, горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.

  На  первых порах положение реформаторов в Женеве оказалось непрочным, их с Фарелем изгнали в 1538 г., и  три года Кальвин провёл в Страсбурге. Мартин Буцер (1491-1551), авторитетный и  оригинальный реформатор, пригласил  туда молодого коллегу на должность  пастора французской общины.

  В Страсбурге Кальвин предавался учёным трудам и отчасти протестантской дипломатии, так как приобрёл большой  вес в Европе среди реформаторов старшего поколения.6

  С Филиппом Меланхтоном (1497-1560) он сблизился, представительствуя на собеседованиях церковных иерархов и протестантских лидеров, которые устраивались по инициативе императора Карла V с нереальной целью  примирить католиков и протестантов — подданных его обширной империи.

  По  примеру большинства реформаторов, спешивших личным примером показать законность брака священников вопреки  безбрачию католического духовенства, Кальвин вступил здесь в брак с Иделеттой де Бюре, молодой вдовой анабаптиста, которого он обратил в  свою веру. Их семейная жизнь продолжалась до кончины Иделетты в 1549 г., и, поскольку  трое их детей умерли в младенчестве, а домашние заботы взяла на себя семья брата, вопрос о втором браке  не возникал.

  Авторитет Кальвина среди протестантских лидеров  особенно укрепило произведение, которое  он сочинил в ответ на послание кардинала Якопо Садолетто (1477-1547).

  Этот  выдающийся философ, писатель и дипломат, в прошлом служивший секретарём папы Льва X, защищал идею мирного  преобразования Церкви. Теперь он обратился  к жителям Женевы с призывом отказаться от новшеств реформаторов и вернуться  в лоно Матери-Церкви под начало папы римского и смутил многих благодаря  поэтической образности этого обращения.

  В “Ответе кардиналу Садолетто” (1 сентября 1539 г.) Кальвин писал, что  реформированное христианство гораздо  ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. Ведь первоначальное христианство не знало пап, не изобретало чистилища, не злоупотребляло таинствами ради доходов, ибо апостолы не искали личной выгоды. Стоит только сравнить положение Церкви в то время, когда у восточных христиан были Иоанн Златоуст и Василий Великий, а у западных Киприан, Амвросий и Августин, с её нынешним состоянием, как придётся признать заблуждение кардинала. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.

  Такой поворот мысли оценили многие реформаторы. “Ответ” похвалил сам  Лютер, а в Женеве расстановка  сил изменилась в пользу изгнанных  реформаторов.7

  В 1541 г. Кальвина вновь пригласили в  Женеву. Он воспринял возвращение  к руководству церковью в Женеве как свой крест, но именно поэтому  увидел в очередном повороте судьбы перст Божий. В трактате “О христианской жизни” тема несения каждым христианином своего креста занимает центральное  место.8

  Личность  Кальвина резко отличается от большинства  реформаторов: это ученый, теоретик — и в то же время организатор, политик, умело направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем  не менее всю жизнь вел исключительно  активную деятельность по формированию догматических основ нового вероучения, защите своего учения и распространению  его в европейских державах —  Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в  борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив  начало эпохе кровавых столкновений за веру. Кальвин является признанным авторитетом в вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного протестантского духовенства и проповедников для романских

земель, издателем и распространителем  Библии во Франции и приобретает  репутацию "святого города".9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Учение Жана Кальвина – кальвинизм

  Кроме лютеранства и англиканства существует в протестантизме еще и третье направление, родоначальником и  инициатором которого был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии  под именем реформаторства, во Франции  — под именем гугенотства и  в Шотландии, Англии и Северной Америке  — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв  господствующего положения.

  2.1 Вероучение кальвинистов. Символические  книги кальвинистов

  В кальвинизме вероучительных книг очень  много. Собственные символические  книги имеют не только разные ветви  кальвинизма, но даже и отдельные  поместные толки одного и того же исповедания.

  Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:

  "Первый  катехизис" Кальвина (1536) является  переработкой основного богословского  труда Кальвина "Наставления в  христианской вере".

  Целью написания "Наставления" было систематизировать  изложение уже определившихся идей протестантизма и положить конец  беспорядочности учения и строя  среди единомышленников. В этом Кальвин  далеко превзошел попытки своих  предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм  принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими  рассуждениями и ссылками на текст  Писания.

  "Наставление"  несколько раз переделывалось  и расширялось автором и в  наиболее известном последнем  издании 1559 г. явилось суммой  всего догматического и церковного  учения кальвинизма.

  "Женевский  катехизис" Кальвина (1545) отличается  от "Первого катехизиса" вопросно-ответной  формой изложения.

  "Женевское  соглашение" (1551) составлено Кальвином,  содержит особо заостренную редакцию  учения о предопределении. Принято  кантональным советом Женевы.

Информация о работе Исторический портрет Жана Кальвина