Автор: p*********************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:54, реферат
Цель: рассмотреть роль и значение Жана Кальвина в истории.
Задачи:
рассмотреть биографию и деятельность Ж. Кальвина;
рассмотреть учение Ж. Кальвина;
рассмотреть церковное устройство по Ж. Кальвину.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Нижневартовский государственный гуманитарный университет»
Гуманитарный факультет
Отделение истории
Кафедра
документоведения и всеобщей истории
исторический портрет ЖАНа кАЛЬВИНа
(Реферат)
Выполнила:
студентка III курса СЭО
31 группы
Определенцева Наталья
Николаевна
Проверила:
Савельева Алёна Владимировна к.и.н.
Нижневартовск,
2010
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава
1. Жизнь и Деятельность………………………… Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9 2.1 Символические книги………………………………………………………...9 2.2 Учение
кальвинизма о Церкви и 2.3 Учение
Кальвина о спасении и Глава
3. Реформа церкви………………………………………… Список использованных источников и исследований………………………...18 |
Введение
Имя Жан Кальвин связано в первую очередь с историческим явлением, получившее название в истории Реформация (это общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви).
Жан
Кальвин став в 1541 г. фактическим
диктатором Женевы превратил ее в
один из центров Реформации. Так
же является основоположником одного
из направлений протестантизма –
кальвинизма. Для кальвинизма особенно
характерны: признание только Священного
Писания, исключительное значение доктрины
предопределения (исходящая от Божьей
воли предустановленность жизни
человека, его спасения или осуждения;
успех в профессиональной деятельности
служит подтверждением его избранности),
отрицание необходимости помощи
духовенства в спасении людей, упрощение
церковной обрядности (во время богослужения
не звучит протяжная духовная музыка,
не возжигаются свечи, в церквах
отсутствуют настенные
Цель: рассмотреть роль и значение Жана Кальвина в истории.
Задачи:
Глава 1. Жизнь и деятельность
Ж.Кальвин
родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон,
расположенном к северо-
Его родители Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа, затем соборного капитула и графства. 1
Первоначально Кальвина предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником и отправился в университеты Орлеана и Буржа изучать право и греческий язык.2
В 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата и после смерти отца вернулся в Париж. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532.3
В это время в Германии и Швейцарии активно шли выступления против Римско-католической церкви, но во Франции реформационное движение развивалось медленнее: о необходимости реформировать христианство рассуждали и писали главным образом интеллектуалы из университетской среды, собираясь на гуманистические собеседования и в кружки по изучению Евангелия.
Здесь Кальвин проявил себя в 1533 г., когда обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в “лютеранской ереси”.
Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии Кальвина. Речь стала поводом для гонений. В ней он сказал, что в религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в Церкви восстановит божественное Слово, но не меч.
Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой он некоторое время странствовал, наблюдая, как множатся в провинции различные “секты”, порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной “сектой” были анабаптисты, требовавшие "предоставить христианам свободу веры без обязательного отправления культа и церковных учреждений. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина “О сне души”, написанное в 1534.4
Тогда же он отказался от своих церковных должностей в Найоне, и это единственное бесспорное свидетельство того, что реформатор перестал считать себя членом Католической церкви.
Жизнь Кальвина в эмиграции началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось.5
В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал “гражданином мира”, горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.
На первых порах положение реформаторов в Женеве оказалось непрочным, их с Фарелем изгнали в 1538 г., и три года Кальвин провёл в Страсбурге. Мартин Буцер (1491-1551), авторитетный и оригинальный реформатор, пригласил туда молодого коллегу на должность пастора французской общины.
В Страсбурге Кальвин предавался учёным трудам и отчасти протестантской дипломатии, так как приобрёл большой вес в Европе среди реформаторов старшего поколения.6
С
Филиппом Меланхтоном (1497-1560) он сблизился,
представительствуя на собеседованиях
церковных иерархов и протестантских
лидеров, которые устраивались по инициативе
императора Карла V с нереальной целью
примирить католиков и
По
примеру большинства
Авторитет Кальвина среди протестантских лидеров особенно укрепило произведение, которое он сочинил в ответ на послание кардинала Якопо Садолетто (1477-1547).
Этот выдающийся философ, писатель и дипломат, в прошлом служивший секретарём папы Льва X, защищал идею мирного преобразования Церкви. Теперь он обратился к жителям Женевы с призывом отказаться от новшеств реформаторов и вернуться в лоно Матери-Церкви под начало папы римского и смутил многих благодаря поэтической образности этого обращения.
В “Ответе кардиналу Садолетто” (1 сентября 1539 г.) Кальвин писал, что реформированное христианство гораздо ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. Ведь первоначальное христианство не знало пап, не изобретало чистилища, не злоупотребляло таинствами ради доходов, ибо апостолы не искали личной выгоды. Стоит только сравнить положение Церкви в то время, когда у восточных христиан были Иоанн Златоуст и Василий Великий, а у западных Киприан, Амвросий и Августин, с её нынешним состоянием, как придётся признать заблуждение кардинала. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.
Такой поворот мысли оценили многие реформаторы. “Ответ” похвалил сам Лютер, а в Женеве расстановка сил изменилась в пользу изгнанных реформаторов.7
В 1541 г. Кальвина вновь пригласили в Женеву. Он воспринял возвращение к руководству церковью в Женеве как свой крест, но именно поэтому увидел в очередном повороте судьбы перст Божий. В трактате “О христианской жизни” тема несения каждым христианином своего креста занимает центральное место.8
Личность
Кальвина резко отличается от большинства
реформаторов: это ученый, теоретик
— и в то же время организатор,
политик, умело направлявший массы.
Обладая слабым здоровьем, он тем
не менее всю жизнь вел
земель,
издателем и распространителем
Библии во Франции и приобретает
репутацию "святого города".9
Глава 2. Учение Жана Кальвина – кальвинизм
Кроме лютеранства и англиканства существует в протестантизме еще и третье направление, родоначальником и инициатором которого был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.
2.1 Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов
В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.
Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:
"Первый
катехизис" Кальвина (1536) является
переработкой основного
Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение уже определившихся идей протестантизма и положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.
"Наставление"
несколько раз переделывалось
и расширялось автором и в
наиболее известном последнем
издании 1559 г. явилось суммой
всего догматического и
"Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросно-ответной формой изложения.
"Женевское
соглашение" (1551) составлено Кальвином,
содержит особо заостренную