Исторический портрет сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы «И.В. Сталин - исторический портрет». Его жизнь наполнена сложными политическими явлениями. Из нее вытекает актуальность исследования исторической фигуры – И.В. Сталина. Необходимо сформировать собственную точку зрения, на основании изученного материала – это является целью моего исследования темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3

Глава 1. 4

1.1 Детство и юность И.В.Сталина 4

1.2 Личная жизнь И.В.Сталина 9

Глава 2. 12

2.1 Сталин сменяет Ленина 12

2.2 Первая Сталинская пятилетка 16

2.2.1Социализм в одной стране – не утопия 16

2.2.2Кто и как строил социализм 20

2.2.3 Опасность реставрации капитализма в СССР существует 23

2.3 Вторая Сталинская пятилетка 25

2.4 Ежовская чистка 1937 – 1938 гг. 27

2.5 Был ли у Сталина план войны 30

2.6 Роль И.В.Сталина в неудаче красной армии в ВОВ 39

2.7 Советский союз после войны 46

2.8 Загадочная смерть Сталина 48

Заключение 53

Список используемой литературы 54

Работа содержит 1 файл

будущая курсовая.docx

— 91.89 Кб (Скачать)

Задолго до войны в районе Августова были собраны чудовищные массы советских войск. Здесь, на советской территории, у самой  границы и параллельно ей проходит Августовский канал. Если бы готовилась оборона, то войска следовало расположить  позади канала, используя его в  качестве непроходимого противотанкового рва. Но советские войска переправились  через канал на его западный берег  и расположились на узкой полоске  местности между границей, на которой  уже снята колючая проволока, и каналом. На рассвете 22 июня тысячи советских солдат были тут истреблены внезапным губительным огнем. Войскам  некуда было отходить: позади канал.

Может быть, это обычная  русская глупость? Нет. Германские войска на той стороне границы тоже были собраны огромной массой у самой  границы и тоже сняли свою проволоку. Если бы Красная Армия ударила  на день раньше, то потери на той стороне были бы не меньшими. Расположение войск у самой границы исключительно опасно, в случае если противник нанесет внезапный удар, но такое расположение исключительно удобно для нанесения внезапного удара. Обе армии готовились ударить внезапно…

Советские генералы никогда  не скрывали того, что перед ними ставились сугубо наступательные задачи. Генерал армии К. Галицкий, говоря о концентрации советских войск  в районе Августова, подчеркивает, что  советское командование в возможность  германского наступления не верило, а советские войска готовились к  проведению наступательной операции.

Если советские фронты, направленные против Восточной Пруссии  и Польши, готовились к наступлению, то фронты, сосредоточенные против Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехословакии, и подавно должны были готовиться только к наступлению. Это не мое  предположение. Советские генералы говорят то же самое.

Генерал-майор А. И. Михалев  прямо признает, что Южный и  Юго-Западный фронты советское командование не планировало использовать для  оборонительных или контрнаступательных  действий. "Стратегические цели предполагалось достичь переходом войск фронтов  в решительное наступление" (ВИЖ, 1986, N 5, с. 49). Таких признаний вполне достаточно для того, чтобы в Нюрнберге  вновь собрать трибунал и разобрать  причины советско-германской войны  еще раз. Германские генералы говорят, что Красная Армия готовилась к наступлению. Журнал, выпускаемый  Министерством обороны СССР, говорит  то же самое. В чем же вина германских генералов?

Мы можем верить или  не верить советским публикациям, но действия Красной Армии в первые дни войны лучше всего говорят  о советских намерениях. Жуков  координировал действия Южного и  Юго-Западного фронтов, нацеленных на Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию. До 30 июня 1941 года Жуков настаивал  на наступлении и требовал от командующих  фронтами только наступления. И только в июле он и его коллеги пришли к выводу, что крокодил, у которого почти смертельная рана, наступать не может.

Надо отдать должное советскому крокодилу, у него хватило сил  отойти, залечить свою рану, не переставая отбиваться от противника, наносившего  удары, набраться новых сил и  дойти до Берлина. Как бы далеко пошел  советский крокодил, если бы он не получил  жестокого удара 22 июня, если бы не были потеряны сотни самолетов и тысячи танков, если бы не германская, а Красная  Армия нанесла первый удар? Было ли у германской армии пространство для отступления? Были ли у нее  неисчерпаемые людские ресурсы  и время, чтобы восстановить свою армию после первого внезапного советского удара? Были ли у германских генералов оборонительные планы?

 

Роль И. В. Сталина в неудаче Красной Армии в Великой Отечественной Войне                  

                                                                   

Первый период войны 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года отличается серьезными поражениями Красной Армии. Мы рассмотрим его с лето-зима 1941 года по ноябрь 1942 года. Сегодня, как никогда прежде, в огромном количестве публикаций поднимается, долгое время бывший запрещенным, вопрос о причинах катастрофы первых месяцев войны и провала зимнего наступления в 1942 году.

Все эти публикации подтверждают то, что писал в 60-х годах А. Некрич («Расстрелянная Красная Армия») вся ответственность за военное поражение СССР в 1941 году лежит на руководстве партии, и прежде всего – на Сталине. Словом нельзя забывать, что мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией.

Попытавшись глубже войти  в суть этой проблемы мы посчитали  необходимым рассмотреть аргументы для составления целостной картины нашего вопроса. Действительно, Россия накануне войны не занимала ведущих положений в промышленности и экономике, что безусловно свидетельствует об отсталости страны по сравнению с Германией, что нашло отражение в первом периоде войны. И в этом усматривается роль Сталина- это его первая вина. Одним  из таких примеров может служить согласие Сталина на запрос Кулика, занимавшего в то время пост начальника Главного Артиллерийского управления, и Жданова о замене 45- и 75- миллиметровых пушек на 107-миллиметровые. Но Сталин не учел, что то было полевое орудие, а здесь была нужна иная система, обладавшая большей бронебойностью. Сталину пробовали робко возражать специалисты – нарком вооружения Ванников, директора заводов Емен и Фрадиин. Все было напрасно. Это была одна из грубейших ошибок. До конца 1941 года предпочтение в военном производстве отдавалась массовому производству морально устаревшей техники (истребитель Н-16, сильно уступавший немецкому МЕ-109, легкие танки БТ-5,БТ-7, Т-26, Т-27, средние Т-28, тяжелые Т-35). Все это были модели «вчерашнего дня», что и доказали в первые дни войны. Нежелание Сталина механизировать военную технику явилось еще одной его ошибкой – это вторая вина Иосифа Виссарионовича.

Одним из важнейших просчетов, определивших ответственность Сталина, был его отказ принимать всерьез многочисленные донесения которые с начала 1941 года предупреждали о скором фашистском вторжении в СССР. (19 июня 1941 г. советскими органами госбезопасности была перехвачена шифротелеграмма посланника Италии в Финляндии, адресованная в МИД Италии. В телеграмме сообщалось: «Всеобщая мобилизация, неофициально объявленная, сейчас завершена. Страна находится на военном положении. Продолжается прибытие германских вооруженных сил, включая авиационные части. Считается, что Германия немедленно примет решение в отношении СССР».До самого вторжения Сталин пребывал в уверенности, что эти сообщения были не чем иным как английскими «провокациями» направленными на то что бы заставить его открыть второй фронт и облегчить тем самым положение Англии в войне. Сталин прямо говорил, что разведчикам нашим верить нельзя, и за короткий срок 1936-1940 года пять начальников Главного Разведывательного управления Генерального штаба были репрессированы и расстреляны: С. П. Урицкий, А. К. Берзин, С. Г. Гендий, Н. Н. Прокуроров, А. Г. Орлов. Так  же большая ответственность лежит на Иосифе Виссарионовиче и за то, что он до последнего момента отказывался даже дать приказ о приведении войск в боевую готовность и переброске войск, о начале мобилизации на которой настаивало высшее военное руководство – это третья вина Сталина.

А что же представляет собой  высшее военное руководство и  армия в целом. Ведя борьбу с «врагами народа» Иосиф Виссарионович ударил массовыми репрессиями 1937-1938 года по высшим командным кадрам, политсоставу, центральному аппарату Наркома обороны – это  его четвертая вина. По имеющимся данным с мая 1937 года по сентябрь 1938 года т. е. В течении полутора лет, в армии подверглись репрессиям 36761-47000 человек, а на флоте более 3000. Часть из них была, правда, лишь уволена из РККА. Характерно, что среди ведущих деятелей Красной Армии были репрессированы именно те, которые отстаивали прогрессивные взгляды, выступали за скорейшее оснащение армии, авиации и флота новейшей боевой техникой. В результате борьбы Сталина с «врагами народа» в 1937-1940 годах сменились все командующие округов, на 90% произошло обновление начальников штабов округов и заместителей командующих, на 80% обновился состав управлений корпусов и дивизий, на 90% командиров и

начальников штабов. Следствие  кровавой чистки явилось резкое снижение

интеллектуального потенциала в армии и на флоте. К началу 1941 года лишь 7,1% командно-начальствующего состава имели высшее военное образование, 55,9% среднее, 24,6% ускоренное образование (курсы), 12,4% командиров и политработников не имели военного образования. О  чем думал Иосиф Виссарионович? Как могла такая армия, сформированная в основном за счет всеобщей военной повинности, слабая не только из-за  того, что не имела хорошего вооружения, но и слабая потому, что командиры и военноначальники можно сказать отсутствовали , т.ч. что мог сделать командный состав армии и флота в «зеленом» возрасте, 85% - до 35 лет. Сталин не мог не помнить, что только в 1937 году он дал согласие на арест нескольких десятков военноначальников, входивших в состав Военного Совета при наркоме обороны. По существе оказалось что Военный Совет состоял на 90% из одних «шпионов и вредителей». Но Сталина это ни сколько не   смущало. Не без его ведома навсегда исчезли такие способные и крупные военно начальники, как И. Н. Дубовой, А. И. Корк, Н. Д. Каширин, и многие другие.  11 июня был скорый суд, судили свои же товарищи и приговорили, конечно же, к смерти. И Сталин знал, что приговорившие их судьи тоже погибнут! Только во вторую очередь. Довольно   долгое время- и это пятая вина- Сталин был неспособен порвать с догмами гласившими, что: 1.Войну нужно вести на территории противника. Он упрямо придерживался мнения что 2. Войска должны любой ценой удерживать занятые позиции. Отступать нельзя было даже тогда, когда войска могли занять более выгодные позиции с точки зрения стратегической обороны. 3. Мы по всем параметрам сильнее любого врага. Обман о готовности страны к обороне погубил много светлых голов, миллионы опутал по рукам и ногам, черное назвал белым, белое- черным. Такое негибкое мышление в подходе  к руководству военными действиями привело к громадным людским потерям. За годы Великой Отечественной войны общие безвозвратные демографические потери Советских вооруженных сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн. 668 тыс. 400 человек. В зарубежной печати приводится число советских военно пленных в

пределах 5 млн. 200тыс. – 5 млн. 750 тыс. человек, причем основная масса

относится на первый период войны.

Итак, такие ошибки Сталина  привели к серьезным неудачам Красной Армии с лета по осень1941 года.

Наступление зимой 1942 года явилось  крупной трагедией первого периода, основной задачей которого было снятие блокады Ленинграда.

Но, недооценив силы противника, Сталин отдал приказ о наступлении  на Керчь, где произошло очень крупное поражение. В конце апреля окончилось неудачное наступление наших войск в Крыму. Несмотря на то, что Крымский фронт имел существенное материальное превосходство перед противником – почти полуторное по орудиям и минометам и двойное по танкам. Но неумелые действия командующего фронтом генерала Д. Т. Козлова привели к тому, что Крымский фронт был практически разгромлен, потери превысили 200 тысяч человек. Пришлось оставить Керчь, а это серьезно осложнило обстановку в Севастополе. После 250 дней город был оставлен.

Еще более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Не имея резервов Сталин приказал санкционировать наступательные действия только на узком участке. Началось наступление на Харьков. Из-за неправильного расположения войск положение становилось угрожающем. Генеральный штаб (А. М. Василевский) предложил прекратить операцию и отвести войска. Но Сталин и Тимошенко не прислушались к этой рекомендации. Лишь только 19 мая поняв всю глубину возникшей опасности, Сталин принял решение о прекращении наступления, но время было упущено и следствием тому явилось то, что около 20 дивизий попало в окружение и наступление советских войск закончилось тяжелым поражением под Харьковым. Советские войска понесли большие  потери, а противник значительно улучшил свое положение, заняв Донбасс и овладел Ростовом-на-Дону. А причины поражения все те же, что и в 1941 году: единичные решения Сталина, недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.

Итак, в ходе общего наступления  зимой 1942 годы нашим войскам не удалось разгромить ни одну  из главных немецко-фашистских группировок. Операции проводившиеся с этой целью на всех основных стратегических направлениях, оказались незавершенные.

Одной из причин невыполнения войсками своих задач- «не давать врагу передышки и гнать на запад» - ,то, что Ставка переоценивала возможности Советских вооруженных сил к началу 1942 года, и поставила перед ними непосильные задачи. Зимнее наступление показало серьезные ошибки Сталина как Верховного Главнокомандующего. В распоряжении ставки было 9 армий, которые одновременно были направлены на всех важнейших направлениях, тем самым Сталин распылил стратегические резервы. Получилось так, что когда для завершения окружения ликвидации главных сил центральной группировки противника потребовалось ввести дополнительные силы, необходимых резервов у Ставки не оказалось. Такое же положение сложилось и на других участках фронта. Никакие возражения не действовали. Доверились интуиции вождя. А чем это обернулось: Трагедией 2 ударной армии в болотах под Ленинградом, гибелью войск в Крыму, прорывом нашего фронта под Харьковом, откуда потом и двинулась на Сталинград 6 армия Паулюса.

Сталин, будучи человеком  хитрым, расчетливым, дальновидным и  коварным интриганом никак не мог признать своих ошибок в ходе военных действий первого периода войны. Красная Армия летом и осенью 1941 года оказалась на краю пропасти. На полях сражений полегли миллионы кадровых военнослужащих – основа армии и авиации, противник взял колоссальное вооружение. Подобное повторилось в 1942 году Сталинщина, т.е. отсутствие коллегиальности, самовластие и произвол, некомпетентность, отрицательно влиял на ход войны вплоть до её окончания. Преступный по своему характеру и масштабам просчеты побуждали Сталина к привычной практике: новым жестокостям, нечестным оправданиям, самовосхвалением. И как результат всего этого появление на свет «приказа №227», согласно которому Сталин решил обвинить высших военноначальников и офицеров.

Но, основываясь на изученном  материале, мы видим, что роль Иосифа Виссарионовича Сталина в истории  Великой Отечественной войны очень велика, вне всякого сомнения, для него Отечественная война была вершиной его жизни. Солдаты шли в атаку с легендарным возгласом: "За Родину, за Сталина!" Под натиском его твердой руки собиралась многомиллионная армия. Миллионы людей в стране почти молились на него, как на божество, его авторитет в громадной мере вырос в международном масштабе. В годы войны для миллионов людей его имя, которое отождествлялось с Советским Союзом, выражало надежду на победу.

Партизаны, приговоренные  к смерти, коммунисты, революционеры, жертвы фашизма шли на смерть с его именем на устах. После победы угнетенные народы всего мира видели в нем свою надежду и вождя! Но, роль того или иного лица  в борьбе за победу непозволительно отождествлять с самой победой. Её святость не делает святым любого причастного к ней. Многие авторитарные решения Сталина фактически способствовали противнику. Таково запрещение привести войска в непосредственную боевую готовность накануне 22 июня 1941 года, продолжение непосредственного наступления весной 1942 года. Но так или иначе, Сталин был и будет оставаться тем человеком который интересовал и будет интересовать еще не одно поколение, и именно из-за неординарного отношения к его личности различных историков, мы и попытались найти хоть какую-то истину об этом человеке.

 

Советский союз после войны

 

После войны страна встала на курс ускоренного возрождения  экономики, разрушенной военными действиями и тактикой выжженной земли, проводимой обеими сторонами. Сталин жёсткими мерами подавил националистическое движение, активно проявлявшееся во вновь  присоединённых к СССР территориях (Прибалтика, Западная Украина).

Информация о работе Исторический портрет сталина