Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:54, реферат
Вторая половина XVIII столетия в России связана с имен императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Это Екатерина II. Цель моей работы не просто изложить факты биографии императрицы, но и нарисовать ее исторический портрет. Ведь Екатерина – одна из величайших личностей страны!
1. Введение
2. Биография. Личная Характеристика правителя.
- Социальное происхождение
- Образование
- Психологическая характеристика
3. Исторический контекст.
4. Технология прихода к власти.
- Программа
- Последователи
- Методы и способы прихода к власти
5. Технология власти.
- Отношения между лидером и его сторонниками
- Модель поведения лидера
- Стиль принятия решений
6. Итоги правления.
- Реформы
- Методы проведения реформ
- Результаты правления
7. Оценки правителя историками и современниками.
8. Заключение
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская таможенная академия
Владивостокский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
Исторический портрет.
Екатерина II.
Содержание:
- Социальное происхождение
- Образование
- Психологическая характеристика
- Программа
- Последователи
- Методы и способы прихода к власти
- Отношения между лидером и его сторонниками
- Модель поведения лидера
- Стиль принятия решений
- Реформы
- Методы проведения реформ
- Результаты правления
Введение.
Вторая половина XVIII столетия в России связана с имен императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Это Екатерина II. Цель моей работы не просто изложить факты биографии императрицы, но и нарисовать ее исторический портрет. Ведь Екатерина – одна из величайших личностей страны!
Биография. Личная характеристика правителя.
- Социальное происхождение.
Екатерина родилась 21 апреля 1729 года. Отец ее, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Принц Христиан-Август был очень беден и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана была урожденная Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Мать Софии-Августы-Фредерики-Эмилии (полное имя Екатерины) была в родстве с русским императорским домом.
- Образование.
В детстве у Екатерины была гувернантка, француженка Кардель и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили ее и музыке – немец Религ давал ей уроки на клавесине. Учитель немецкого языка Ватер старался внушить Екатерине любовь к немецкой литературе. После переезда в Москву в 1739 году к будущей царице приставили двух учителей: Симеона Полоцкого для обучения ее Закону Божьему и Ададурова – преподавателя русского языка. У Екатерины оказались блестящие способности. Она жадно училась по-русски, по-латыни, читала Тацита, Вольтера, Дидро, наблюдая в то же время придворную жизнь.
- Психологическая характеристика.
Как нам известно, в самом начале правления, Екатерина сорила русскими деньгами, считая казну своей личной собственностью. Она наделала много долгов, отправляя деньги матери. Екатерина внушала сильные опасения своим честолюбием, но все же Елизавета ценила твердый ум и гордость Екатерины и часто прибегала к ее советам в Европейской политике. Сам Петр Федорович видел в ней свою опору. Как пишет Ключевский, она совмещала в себе высокий интеллект, образованность, государственную мудрость и приверженность к «свободной любви». «Все, что я ни делала, всегда клонилось к этому, и вся моя жизнь была изысканием средств, как этого достигнуть» (Екатерина II). Для этого она не щадила ни своего ума, ни сердца, пуская в оборот все средства от искренней привязанности до простой угодливости. Задача облегчалась тем, что она хотела нравиться надобным людям независимо как от их достоинств, так и от своего внутреннего к ним отношения. Умные и добрые были благодарны ей за то, что она их понимает и ценит, а злые и глупые с удовольствием замечали, что она считает их добрыми и умными. Тех и других она заставляла думать о ней лучше, чем она думала о них. Руководясь такой тактикой, она обращалась со всеми как можно лучше, старалась снискать себе расположение всех вообще, больших и малых, или, по крайней мере, смягчить неприязнь людей, к ней не расположенных, поставила себе за правило думать, что она во всех нуждается, не держалась никакой партии, ни во что не вмешивалась, всегда показывала веселый вид, была предупредительна, внимательна и вежлива со всеми, никому не давая предпочтения, оказывала великую почтительность матушке, которой не любила, беспредельную покорность императрице, над которой смеялась, отличное внимание к мужу, которого презирала, – «одним словом, всеми средствами старалась снискать расположение публики», к которой одинаково причисляла и матушку, и императрицу, и мужа.
Исторический контекст (ситуация).
Вступив на трон, Петр III осуществил ряд действий, вызывавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны, и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причем сам намеревался вступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. Понятно, что н а его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа. После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и разоблачение одного из участников заговора — поручика Пассека.
Технология прихода к власти.
- Программа.
Императрица определяла перед собой следующие задачи, стоящие перед российским монархом:
Политика
Екатерины характеризовалась
- Последователи.
Первые годы правления
Самой главной опорой в
- Методы и способы прихода к власти.
С самого начала маленькая принцесса София-Фредерика хотела быть царицей, несмотря на то, что была отвратна Петру, ей было безразлично, любит он ее, или нет. Сам способ прихода к власти Екатерины, на мой взгляд, был жесток. Петр приобрел сильнейших врагов в лице союзных королей и посланников. Все это было на руку Екатерине. «Управлять – значит предвидеть», говорила Екатерина. А Петр не умел предвидеть. Нерешительность и медлительность погубила Петра. Его деятельность и личность вызывали народное негодование. Все хотели перемен на престоле и говорили об этом открыто. Петр ко всему относился легко. Это и помогло развитию заговора, который созрел по обычаю восемнадцатого века, при дворе и в гвардии. По настоянию Екатерины, Петр подписал отречение, и его под конвоем отправили в Ропщу. Алексей Орлов (один из фаворитов Екатерины) затеял с императором ссору, но Петр не отвечал. Орлов ударил Петра, заговорщики набросились на императора. Князь Барятинский пронзил императора сзади кинжалом, раненого его продолжали бить и душить. Так закончилось время Петра, и наступила эпоха Екатерины II.
Технология власти.
- Отношения между лидером и его сторонниками.
Н. И. Панин и А. А. Безбородко, Г. А. Потемкин и А. А Вяземский, я. Е. Сиверс и Г. Р. Державин, И. И. Шувалов и И. И. Бецкой, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф, Ф. Ушаков, Г. А. Спиридонов – вот далеко не полный перечень екатеринских «орлов», вошедших в гашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Екатерина очень умело подбирало своих помощников. Вряд ли правы те, кто упрекает ее в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов. Что обладали государственным умом, талантами, как, например, Потемкин, действительно участвовали в управлении страной. Других, лишенных таких дарований, она держала на своей половине вместе с комнатными собачками.
- Модель поведения лидера.
Как мне стало известно, Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело выбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатеринском царствовании как о «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
- Стиль принятия решения.
Ко времени
вступления на престол, Екатерина была
хорошо знакома с либеральными идеями
европейской философской, политической
и экономической мысли и
Итоги правления.
- Реформы.
Императорский совет и преобразование Сената. По проекту Панина был преобразован Сенат — 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.
Уложенная комиссия. Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель — выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 дек. 1766 г. Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. Дворянам разрешено избирать одного депутата от уезда, горожанам — одного депутата от города. Так как городов — центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.
Ликвидация Запорожской Сечи. Проведение губернской реформы на Левобережной Украине в 1783—1785 гг. привело к изменению полкового устройства (бывших полков и сотен) на общее для Российской империи административное деление на губернии и уезды, окончательному установлению крепостного права и уравнению в правах казацкой старшины с российским дворянством. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход в Чёрное море и Крым. Таким образом, отпала необходимость в сохранении особых прав и системы управления Запорожских казаков, служивших для охраны южных границ России. После неоднократных погромов сербских поселенцев, а также в связи с поддержкой казаками Пугачёвского восстания, Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено по приказу Григория Потёмкина об усмирении запорожских казаков генералом Петром Текели в июне 1775 года. Сечь была расформирована, большинство казаков было распущено, а сама крепость уничтожена. Реформы на Дону создали войсковое гражданское правительство по образцу губернских администраций центральной России.