Исторический портрет Александра Невского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачуи положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справведливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является Александр Ярославич Невский.

Содержание

1.Введение.
2.Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра Невского.
3.Детство и юность Александра Невского.
4.Экспансия с Запада.
5.Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде и деятельность в Новгороде.
6.Смерть Александра Невского. Его роль в истории России.
7.Заключение.
8.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

        Приехал в Новгород посол от  Александра с такими словами: "Выдайте мне Ананию посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!"

     Новгородцы  послали к Александру владыку  Далмата и тысячского Клима: "Князь, иди на свой стол, а злодеев не слушай: не гневайся на Ананию и на всех мужей новгородских".

        Владыка и тысячский возвратились  с отказом. Александр упорно  добивался своего. Тогда новгородцы приговорили на вече: "Если князь такое задумал с нашими клятвопреступниками, - пусть их судит Бог и Св. София, а на князя мы не кладем греха!" Все вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать миром своих было для новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александр рассудил, что раздражать далее народ и доводить дело до драки нет нужды, когда главная цель его может быть достигнута более мирным соглашением, и послал сказать новгородцам: "Я не буду держать на вас гнева; пусть только Анания лишится посадничества". Анания лишился посадничества, и новгородцы примирились с Александром.

     Александр прибыл в Новгород и был радушно  встречен народом, издавна знавшим его. Василий был восстановлен на княжении. Новгородцы в угодность Александру поставили посадником Михалка.

        Это событие, несмотря на черты,  слишком обычные в новгородском  строе жизни, имело, однако, важное и новое значение в новгородской истории.

     Новгородцы  выгоняли князей своих, иногда терпели  от них и, забывая старое, опять приглашали, как напр., было с Ярославом, отцом Александра, но то делалось по новгородской воле, при обычном непостоянстве новгородцев. Не было еще примера, чтобы великий князь силою заставил принять только что изгнанного ими князя.

        Александр показал новгородцам,  что над их судьбою есть  внешняя сила, повыше их веча и их партий - сила власти старейшего князя всей Руси, поставленного волею могущественных иноземных завоевателей и владык русской земли. Правда, что Александр, вступивши в Новгород, обласкал новгородцев, заключил с ними мир на всей вольности новгородской, но в проявлении его могучей воли слышались уже предвестники дальнейшего наложения на Новгород великокняжеской руки.

        Через несколько времени Новгород  увидал в своих стенах того  же Александра, уже не так мирно улаживающего свои недоумения с новгородской вольностью. В Орде произошел переворот: Батый умер. Сын его Сартак был умерщвлен дядею Берке, объявившим себя ханом. Последний вверил дела Руси своему наместнику Улагчи.

        Тогда пришла весть, что хан  посылает своих чиновников для  переписи народа и собирания дани. Александр поспешил в Орду, думая предотвратить грядущие бедствия: русских страшил не самый платеж дани; они покорялись необходимости платить ее через своих князей, но долгое пребывание татар в земле русской наводило всеобщий страх. Александр не успел умилостивить хана. В землю рязанскую, муромскую и суздальскую явились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовною данью, не включали в перепись только духовных лиц. Вводилось, таким образом, чуждое управление внутри Руси. Народу было очень тяжело. В следующем 1257 году Александр вновь отправился в Орду с братьями своими: Ярославом тверским и суздальским Андреем, с которыми, недавно не ладивши, помирился. Улагчи требовал, чтобы Новгород также подвергся переписи и платежу дани. Как ни близок был Александру Новгород, но он счел за лучшее покориться.

          Наконец, прибыл в Новгород  Александр с татарскими послами  требовать десятины и тамги. Василий, с одной стороны, не смел противиться отцу, с другой - стыдился изменить новгородскому делу и бежал во Псков. Новгородцы наотрез отказались платить дань, но ласково приняли ханских послов и отпустили домой с честью и дарами. Этим Великий Новгород заявлял, что он относится с уважением к ханской власти, но не признает ее над собою. Тогда Александр выгнал своего сына из Пскова и отправил на суздальскую землю, а некоторых новгородских бояр, стоявших заодно с меньшими и имевших, по его мнению, влияние на Василия, схватил и наказал бесчеловечным образом: иным обрезал носы, другим выколол глаза и т. п.

        Зимою (с 1258 на 1259 год) прибыл  с низу Михайло Пинещинич и  объявил новгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать его оружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта нагнала такой страх, что с первого раза новгородцы согласились. Тою же зимою прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, с женами, и множество татар. Они остановились на Городище 2 и стали собирать тамгу по волости.

       Новгородцы, увидя необычное зрелише, снова возмутились. Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и быть покорным, но меньшие собирались у Св. Софии и кричали: "Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские".

        Тогда татары стали бояться  за свою жизнь, и Александр  приставил посадничьего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое положение скоро наскучило татарам, и они объявили решительно: "Давайте нам число, или мы побежим прочь".

        Вящие люди стали домогаться  уступки. Тогда в Новгороде  распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе к Св. Софии и кричали: "Положим головы у Св. Софии". Наконец, на другой день Александр выехал из Городища с татарами. Тогда вящие люди убедили наконец меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Они, - говорит летописец, - себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась как на богатых, так и на бедных! Александр прибыл в город с татарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав свое дело, удалились. Александр посадил на княжение сына своего Дмитрия и уехал во Владимир.

        С тех пор Новгород, хотя не  видал после у себя татарских  чиновников, но участвовал в платеже дани, доставляемой великими князьями хану от всей Руси. Эта повинность удерживала Новгород в связи с прочими русскими землями.

        Но не в одном Новгороде  - и в покоренных русских землях  прежние свободные привычки не вынесли еще рабства и утеснения. Монгольскую дань взяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название бесермен – люди магометанской веры.

        Способ сбора дани был очень  отяготителен. В случае недоимок, откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить, брали людей в неволю. Кроме того, они раздражали народ неуважением к христианской вере. Народ вскоре пришел в ожесточение; в городах: Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других по старому обычаю зазвонили на вече и по народному решению перебили откупщиков дани.

     Само  собою разумеется, что это событие  возбудило гнев властителей Руси. В Орде уже собирали полки наказывать мятежников; Александр поспешил в Орду. Кроме сбора дани, русским угрожала еще иная тягость

     Хан Берке оказался более милостив к  русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение бесерменов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето, и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников. Возвращаясь оттуда по Волге больным, он остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь далее, но, приехав в Городец, окончательно слег и, приняв схиму, скончался 14 ноября 1263 года. Тело его встречено народом близ Боголюбова и было похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы.  
 
 

     Смерть  Александра Невского. Его роль в  истории России. 

     Скоро узнали русские люди о кончине  Александра Невского. говорят, что митрополит Кирилл, услыхавши во Владимире о смерти Александра, громко сказал: "Закатилось солнце земли русской". Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, - все это вполне согласовалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой.

     Народ долго оплакивал кончину князя. Теперь уже речи о каких-то недовольствах в сторону великого князя и быть не могло. Народ понял, что погиб великий князь владимирский, прославленный полководец и истинный патриот. Тело усопшего перевезли во Владимир. Огромная толпа теснилась у его гроба: всем хотелось приложиться. Многие громко плакали.

     Потрудился  Александр Невский для русской  земли, с невиданной самоотдачей, не жалея сил. Яростно боролся он с западными врагами, расчетливо выстраивал отношения с монголо-татарами, уберег Русь от их хищнических замыслов. Много серебра и золота отправлял великий князь в Орду, чтобы выкупить людей русских, ранее татарами в рабство обращенных. Его называли «ангелом-хранителем». Церковь причислила Невского к лику святых.  
 

     Заключение. 

     В годы Великой Отечественной войны  образ Александра Невского был воодушевлением для многих бойцов. Был учережден  орден Александра Невского, которым  награждали командиров, сумевших малой  силой решить крупные боевые задачи. Однажды правительство Санкт-Петербурга провело конкурс на лучший мемориал, посвященный Невской битве. Оказалось, что эта тема подвига волнует  многих художников – работ было предствалено почти тридцать. Родилось объединение «Невская битва», деятельность которого была направлена на восстановление мемориалов Невской битвы, таких как церковь в честь Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского, которая ранее располагалась на территории места Невской битвы. Церковь была разрушена в годы ВОВ, а до нее на месте Невской битвы всегда стоял небольой деревянный храм, который закреплял память русских людей об этой битве. Храм неоднократно сжигался неприятелем и неоднократно же возводился вновь.

     На  месте Ледового побоища будет  восстановлен памятный крест дружинам князя Александра Невского. 
 
 
 
 

          Список литературы:

  1. Н.М. Карамзин «История государства Российского». Том 4;  2000 год.
  2. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»; 2003 год.
  3. С.М. Соловьёв «Учебная книга по русской истории»; 1999 год.

Информация о работе Исторический портрет Александра Невского