Исторический портрет Александра Невского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачуи положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справведливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является Александр Ярославич Невский.

Содержание

1.Введение.
2.Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра Невского.
3.Детство и юность Александра Невского.
4.Экспансия с Запада.
5.Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде и деятельность в Новгороде.
6.Смерть Александра Невского. Его роль в истории России.
7.Заключение.
8.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

     Утром, 15 июля 1240 года, протрубил рог, и войско Александра атаковало шведский лагерь. Точно по плану были перерублены  сходни. Началась битва. В кровавой сече Александру удалось ранить Биргера  в голову. В бою новгородцы и  суздальцы покрыли себя вечной славой. Не ожидавие нападения шведы бежали, кто уцелел, на свои корабли и спешно отплыли в сторону Финского залива. Они потеряли в битве более 200 знатных воинов, а прочих – «без числа». Новгородцы и суздальцы нагрузили оставшиеся около берега шведские корабли трупами врагов и отправили вдогонку за уплывающими. Потери русских были удивительно малы: погибло всего 20 человек.

     Победа  принесла Александру Ярославовичу громкую  славу. Обычно к  имени князя прибавляли название города, в котором он княжил, к имени великого полководца прибавили  название реки, на которой была одержана грандиозная победа. Теперь Александра стали почетно величать Невским.

     Новгород  был спасен, но угроза западной интервенции  сохранилась. Шведы отступили, но остались еще немцы, тевтонские рыцари. В тот  же год, когда была одержана победа, князь Александр ссорится с новгородцами (сильна была новгородская удаль) и  покидает Новгород. В его отсутствие происходит немало бед.  Немцы усиливают  натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. Изборск был взят, сожжен, его население безжалостно уничтожено. Псков отправил войско навстречу  неприятелю, но оно было разбито. Вскоре пал и сам Псков. Над Новгородом нависла смертельная опасность. Новгородцы, посчитав, что гордыня  не стоит жизни, сочли за благо  пригласить Александра Невского обратно  на княжение. Полководец согласился, и, получив немалое войско, двинулся освобождать русскую землю. Вскоре Псков был возвращен. Немцы отступали  в сторону Чудского озера. На его  западном берегу тевтонским рыцарям  пришлось принять бой. И вот, решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, получив название «Ледовое побоище».

     Численность армий обеих сторон, участвовавших  в сражении, точно неизвестна. Собственно, количество рыцарей тевтонского  ордена было небольшим, всего несколько  десятков, но каждый из них был грозным  воином. Кроме того, рыцарей поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями, и союзники ордена – ливы. Всего  примерно орденское войско насчитывало 12-14 тысяч воинов. Новгородское войско насчитывало 15-16 тысяч. Некоторые историки считают эту цифру очень завышенной, но это мнение не является общепринятым.

     Рыцари  построились «свиньей»: самый мощный воин впереди, за ним – два других, за теми-четверо, и так далее. Получалась глубокая колонна, начинающаяся тупым  клином. Подобное построение могло  наносить неотразимые удары по легковооруженный пехоте. Зная это, Александр Невский  даже не пытался остановить удар немецкого  войска. Напротив, он ослабил центр  войска («чело»), чтобы неприятель мог  спокойно его пробить. Фланги войска русских были усилены, по бокам размещалась  конница. Сам Александр со своей  тяжелой дружиной встал за передовым  полком.

     Немецкий  клин, как и предполагалось, пробил «чело», но был остановлен дружиной Александра Невского. «Свинья» потеряла всю свою ударную силу. Фланги русских  сковали ее, конница ударила с  тыла. Войско Ордена было моментально  уничтожено. Уцелевшие рыцари, убегая с поля боя, проваливались под  лед и погибали в студеной воде. Разгром немецкой армии был полным. Русские воины убили с полтысячи  одних только рыцарей, полсотни их попало в плен. Под звуки труб и бубнов полки Александра Невского подходили  к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как рыцарей ведут подле их же коней: рыцарь, идущий подле своего коня с непокрытой головой терял, по правилам Ордена, рыцарское достоинство.    

     Битва решила исход войны, Орден был  вынужден просить мира, отказавшись  от всех завоеванных новгородских и  псковских территорий. Говорят, что  тогда-то Александр и произнес слова, ставшие на Руси пророческими: «Кто с мечом к нам придет, тот  от меча и погибнет!»

     Однако, победами на Неве и на Чудском озере  борьба в Прибалтике не ограничилась. Еще долго Александр Невский  и князь владимирский Ярослав  Всеволодович вели борьбу со шведами  и литовцами, пока те, наконец, не отказались от своих желаний по отношению  к прибалтийским землям.

     Несмотря  на одержанные победы, Русь была до сих  пор ослаблена. Понимая потребность  в сильном союзнике, а также  в относительном спокойствии  Руси, Александр Невский начинает строить отношения с монголо-татарскими ханами.   
 

     Политика  Александра Невского по отношению к  Золотой Орде и деятельность в  Новгороде. 

        Александр мог оружием переведаться  с западными врагами и остановить  их покушения овладеть северною Русью: но не мог он с теми же средствами действовать против восточных врагов. Западные враги только намеревались покорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие русские земли, опустошить и обезлюдить их.

        При малочисленности, нищете и  разрозненности остатков тогдашнего русского населения в вocточных землях нельзя было и думать о том, чтобы выбиться оружием из-под власти монголов. Надобно было избрать другие пути.

     Руси  предстояла другая историческая дорога, для русских политических людей - другие идеалы. Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя, так и для своих потомков, усвоить рабские свойства. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие все, что им сопротивлялось, были довольно великодушны и снисходительны к покорным.

        Александр, как передовой человек  своего века, понял этот путь  и вступил на него.

        Еще отец его Ярослав отправился  в Орду, но не воротился оттуда. Его путешествие не могло служить образцом, потому что не могло назваться счастливым: говорили даже, что его отравили в Орде. Александр совершил свое путешествие с таким успехом, что оно послужило образцом и примером для поведения князей.

        Наши летописцы говорят, что  Батый сам приказал Александру  в качестве князя новгородского явиться к себе и дал приказ в таких выражениях: "Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего". Александр приехал в Волжскую Орду вместе с братом Андреем в 1247 году.

        Тогда, по смерти Ярослава, достоинство  старейшего князя оставалось незанятым и от воли победителей зависело дать его тому или другому.

        Русские князья поехали в моногольский стан. Батый принял князей и сразу понял, что Александр, окотором уже он много слышал, выходит по уму своему из ряда прочих русских князей.

        По воле Батыя Ярославичи должны  были отправиться в Большую  Орду к великому хану.

        Путь нашим князьям лежал через  необозримые степные пространства  Средней Азии.

       Ханские чиновники сопровождали их и доставляли переменных лошадей. Они видели недавно разоренные города и остатки цивилизации народов, порабощенных варварами.

        До монгольского погрома многие из этих стран находились в цветущем состоянии, а теперь были в развалинах и покрыты грудами костей.

     Порабощенные  остатки народонаселения должны были служить завоевателям. Везде была крайняя нищета, и нашим князьям не раз приходилось переносить голод; немало терпели они там от холода и жажды.

     У великого хана была столица Каракорум, город многолюдный, обнесенный глиняной стеной с четырьмя воротами.

        Нам неизвестно, где именно Ярославичи  поклонились великому хану, но  они были приняты ласково и возвратились благополучно домой. Андрей получил княжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом было предпочтение Александру, так как Киев был старше Владимира, но киевская земля была в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр мог быть только по имени великим князем. Вероятно, монголы сообразили, что Александр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, не испытавши его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которым соединялось действительное старейшинство над покоренными русскими землями.

        Посещение монголов должно было  многому научить Александра и  во многом изменить его взгляды. Он познакомился близко с завоевателями Руси и понял, с какой стороны с ними ужиться возможно. Свирепые ко всему, что сопротивлялось им, монголы требовали одного - раболепного поклонения. Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов.

     Чрезвычайная  сплоченность сил, безусловное повиновение  старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость – вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскую терпимость к вере и приемам жизни побежденных, но покорных народов.

        Проницательный ум Александра, вероятно, понял также, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде.

        До тех пор князья наши волею-неволею  должны были разделять власть  свою с народною властью веча или подбирать себе сторонников в рядах народа. Собственно, они были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками, не государями.  Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету, естественно, усиливали власть и значение князей за счет веча: легче и удобнее им было вести дело с покорными князьями, чем с непостоянными собраниями веч. Вот отчего все русские князья, побивши челом хану, получали тогда свои княжения в вотчину, и власть их в большей части русских земель очень скоро подавила древнее вечевое право. Звание старейшего князя было прежде почти номинальным: его слушались только тогда, когда хотели, теперь же это звание вдруг получило особую важность потому, что старейшего сам хан назначал быть выше прочих князей.

        Александр не поехал в данный  ему Киев, а отправился в Новгород. Пока он не был старейшим, еще он ладил с новгородской вольностью. Новгородцы считали себя независимыми от татар, но через два года произошел на Руси переворот.

        Андрей не удержался на владимирском  княжении. Этот князь не мог  так скоро изменить понятий и чувствований, свойственных прежнему русскому строю и шедших вразрез с потребностями новой политической жизни. Ему тяжело было сделаться рабом.

     В 1252 году Александр отправился в Волжскую Орду и там получил старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшего делами за дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись со своими боярами, счел лучшим бежать в чужую землю, нежели "служить царю". Но татары уже шли на него под начальством Неврюя и других предводителей, догнали его под Переяславлем и разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли: изгнанник через Псков и Колывань (Ревель) убежал с женою в Швецию.

     Александр, получив старейшинство, сел во Владимире. Готовый найти поддержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в особенности видно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставил князем в Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы невзлюбили Василия и прогнали его, призвавши вместо него брата Александрова Ярослава, князя тверского, жившего тогда во Пскове. Явление совершенно обычное, множество раз повторявшееся; и сам Александр, испытывая то же в былое время, уходил из Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород по призыву и мирился с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил Великому Новгороду.

        Василий убежал в Торжок, где  жители были за него. Отец тотчас  собрал в своей владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем, чтобы по своей воле опять восстановить сына на княжении. Призванный князь Ярослав убежал из Новгорода.

        Новгород остался без князя,  и какой-то переветчик Ратишка  дал об этом знать великому князю. Александр с Василием пошел на Новгород.

       Между тем внутри Новгорода  происходила безладица. Прорвалась  не раз проявлявшаяся в его истории вражда лучших, или вящих людей и меньших, - иначе бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимец меньших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности.

     Ожидая  приближения великого князя, новгородцы вооружились и выставили полки за церковью Рождества и от Св. Ильи против Городища, ограждая Торговую (на правом берегу Волхова) сторону, которая была главным образом местопребыванием меньших людей.

        Но некоторые вящие люди замышляли  иное: из них составилась партия  под начальством Михалки Степановича, человека коварного и своекорыстного, смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на чьей стороне сила.

        В тревоге собрались новгородцы  на вече на обычном месте  у Св. Николая (Дворищенского). "Братья, - говорили они между собою, - а что если князь скажет: выдайте моих врагов?" Тогда меньшие по прадедовскому обычаю "целовали Богородицу" на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду новгородскую, за свою отчину. Но Михалка, замышлявший убить Ананию и какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своими единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотят напасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убить Михалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Он послал предостеречь своего тайного врага, и когда рассвирепевшие новгородцы кричали: «убить Михалку!», Анания сказал им: "Братья, если его убьете, убейте прежде меня".

Информация о работе Исторический портрет Александра Невского