Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:31, реферат
В своем развитии общество прошло долгий путь – от рода до нации, от собирательского общества до постиндустриального. На протяжении своего существования обществу всегда был необходим некий регулятор отношений между людьми, его составляющими. Именно этим регулятором и становится право.
Введение................................................................................................. стр. 3
§1. Сущность естественного права и проблема его соотношения с позитивным правом………………....................................................... стр. 4 – 6
§2. Естественное право в Древней Греции и в Древнем Риме.......... стр. 7 – 10
§3. Естественное право в средние века…………………...……….... стр. 11 – 13
§4. Естественное право в Новое время............................................... стр. 14 – 16
Заключение……...…………………………………...……………....... стр. 17
Список используемой литературы....................................................... стр. 18
Из мыслителей того времени я считаю необходимым отметить Фому Аквинского – католического монаха, происходившего из знатного графского рода, видного ученого-богослова. Фома Аквинский пытается опереться в своей философии на Аристотеля, учению о форме и материи которого он дает религиозную интерпретацию. Наиболее известные его работы: «О правлении государей» и «Сумма теологии».
Он считает, что по божественному и естественному праву низшие должны повиноваться высшим, так как по законам природы все низшее приводится в движение высшим. Однако Фома Аквинский считает, что нужно установить границы этого повиновения.
Решая вопрос о существе права, Фома Аквинский не отличает право от нравственности и пытается найти их основание в законах мироздания. Он стремится найти оправдание феодального строя в мировом порядке, законы которого он понимает соответственно канонам католического богословия.
Ученый-богослов делит законы, управляющие мировым и общественным порядком, на четыре категории:
вечный закон;
естественный закон;
человеческий закон;
божественный закон.[8]
Стоит отметить, что естественный закон он ставит на одну из высших ступеней классификации. Тем более что Фома Аквинский следует учению стоиков и римских юристов, внося в них коррективы согласно канонам церкви, что явно обозначает его приверженность к естественному праву.
Естественный закон представляет отражение вечного закона во всех живых существах. В соответствии с ним происходит рождение и воспитание детей. Он является фундаментом положительного законодательства. Благодаря этому закону существует сходство в правовых нормах у различных народов. Таким образом, естественные законы – это те же законы природы, которые действуют в области органической природы. Кроме того, естественный закон устанавливает нормы морали.
Институт частной собственности, по учению Фомы Аквинского, имеет не божественное, а человеческое происхождение. По естественному праву все принадлежит богу, тем не менее частная собственность не противоречит естественному праву.
В целом Фома Аквинский разработал последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.
§4. Естественное право в Новое время.
В данной завершающей главе исторического обозрения естественно-правовых взглядов мыслителей разных времен я хочу рассмотреть точки зрения на естественное право представителей эпохи Нового времени. Я рассмотрю взгляды наиболее важных для естественно-правовой мысли ученых.
Нельзя оставить без внимания идеи Гуго Гроция – голландского юриста, сторонника естественного права и общественного договора, идейного вдохновителя революции в Нидерландах.
Гроций вслед за Аристотелем делит право на естественное и волеустановленное. С его точки зрения, в праве есть естественная, неизменная часть; это то, что установлено природой, Богом. Естественное право – воплощение справедливости, в нем законодательствует Бог, «предписание здравого разума». Любое действие в зависимости от его разумности признается морально необходимым или морально порочным. Естественное право, таким образом, выступает основанием и критерием для различения должного (дозволенного) и не должного (недозволенного) по своей природе, а не в силу волеустановленного предписания. Источником этого права является разумная природа человека как социального существа, стремящегося к общежитию. Качество, отличающее людей от животных, выражается в стремлении к общению, притом к мирному, организованному согласно требованиям разума.
Таким образом юрист приходит к выводу, что право коренится в самой природе человека и существует независимо от законов, установленных у различных народов.[9]
Гроций обращается к исходным принципам права и законодательства. На основе естественного права может быть создана аксиоматическая система юриспруденции. Ее общие начала могут быть применимы к конкретным ситуациям внутри каждого государства.
Другим видным представителем естественно-правового учения был Томас Гоббс.
Он именовал требования разума естественными законами. Первый естественный закон гласит: нужно искать мира, нужно положить конец этому состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Заключение общественного договора позволит выйти из естественного состояния (естественным состоянием Гоббс называл первоначальное состояние человека, состояние его вражды с другими людьми в виду равенства прав) и послужит основанием для новой формы взаимного общения людей – государства.
Как говорит мыслитель, естественные законы – это законы морали, они неизменны и вечны. То, что они запрещают, не может быть никогда дозволено, и то, что они предписывают, никогда не может быть запрещено. Философ исходит из представления о вечных и неизменных правилах морали, имеющих силу во все времена, для всех обществ и в равной мере применимых ко всем членам любого общества. Однако в естественном состоянии, по Гоббсу, естественные законы бессильны, так как их соблюдение необязательно, пока нет уверенности в том, что и другие будут поступать согласно предписаниям естественных законов. В естественном состоянии нет никаких запретов и права человека не обеспечены. И, чтобы избавиться от невыносимого состояния всеобщей войны, люди должны заключить договор и отказаться полностью от всех своих естественных прав в пользу одного лица или одного собрания и безоговорочно подчиниться создаваемой ими государственной власти.[10]
Гоббс включает в право естественные (моральные) законы, не опирающиеся на принуждение, и гражданские законы, имеющие императивный характер.
В сложной политической ситуации, в которой находилась Англия того времени, идеи Гоббса о единстве государства и права, власти и закона, были направлены на достижение мира и согласия.
Существует еще много точек зрения на естественное право в идеях мыслителей того времени. Все эти воззрения просто не возможно отразить в рамках реферата. Помимо Гроция и Гоббса естественно-правовое учение развивалось под влиянием Гегеля, Канта, Руссо, Энгельса, Маркса и многих других.
Заключение
Рассмотрев историческое развитие естественного права, я могу отметить его отождествление с ценностями той эпохи, в период которой высказывались естественно-правовые идеи: во времена античности естественное право в основной массе идей отождествляли со свободой человека, во времена средневековья – с Божественной волей по причине теоцентричности данной эпохи, в Новое время – в основном с той или иной формой правления государством. Каждый мыслитель, рассматривая естественное право в контексте различных проблем, придавал естественно-правовому учению толчок к дальнейшему развитию, что привело к такому богатству естественно-правовых доктрин в наше с вами время.
Говоря о важности и необходимости естественного права в наши дни стоит упомянуть положения об основных правах и свободах закрепленных в Конституции Российской Федерации, ведь это ни что иное как проявление естественного права в основном законе государства.
Я придерживаюсь точки зрения, что естественные права – это неотъемлемые права, которые никто не вправе ограничивать и ущемлять. В этом я не согласен с мнением Гоббса о пожертвовании естественных прав в пользу одного лица или сообщества.
В заключении хочу отметить, что, проследив историческое развитие естественно-правового учения, я уяснил причины и факторы изменения этого учения, сопоставил свое мнение о естественных правах с мнениями видных мыслителей разных времен и понял, что трактование естественного права хоть и разное, но основополагающие признаки одни и те же. Они не изменились на протяжении многих веков, и по сей день естественное право сохранило свою актуальность в силу развитости, гуманности современного общества.
Список используемой литературы
1. История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
2. Конституция Российской Федерации.
3. http://dic.academic.ru/dic.
4. Теория государства и права: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 351 с.
5. Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576 с.
6. История политических и правовых учений Учебник И 91 для вузов Издание 3-е, дополненное / Под редакцией докт юрид наук, профессора О Э Лейста и докт юрид наук, профессора В А Томсинова M Издательство “Зерцало”, 2009 — 584 с — (Серия “Классический университетский учебник")
7. История правовых и политических учений: Конспект лекций. M.: "Приор-издат", 2010. - 240 с.
2
[1] http://dic.academic.ru/dic.
[2] Теория государства и права: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 93.
[3] Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 36.
[4] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 36.
[5] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 44-45.
[6] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 53-54.
[7] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 54.
[8] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 74.
[9] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 111.
[10] История политических и правовых учений: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501) / [В.П. Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Н.В. Михайловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 120.
Информация о работе Исторический обзор доктрин естественного права