Исторические традиции полиэтничности Ташкента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:29, статья

Описание работы

Центральная Азия в различные периоды своей истории входила в состав многих государств и империй: Ахеменидской империи, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидов, державы Амира Темура и Темуридов, Российской империи, Советского Союза. Естественно, это вело к постоянному появлению в регионе всё новых и новых этнических групп. Часть из них ассимилировалась и растворилась в составе местного населения, другая часть в той или мной мере сумела сохранить свою этническую специфику и самобытность.

Работа содержит 1 файл

статья-Назаров.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     2. Женские гимназии 5 2451

     3. Ташкентская учительская семинария 1 87

     4. Ташкентское реальное училище 1 383

     5. Ташкентский кадетский корпус 1 280

     6. Мариинское училище (благотворительное) 1 240

     7. Ремесленные училища  1 83

     8. Технические училища 1 73

     9. Городские училища 21 3091

     10. Приходские училища 165 10728

     11.Начальные  и сельские училища 89 4787

     12.Русско-туземные  школы 82 3072

     13. Железнодорожные училища 22 1977

     Итого 395 29201

     По  данным В. Масальского 

     Основную  часть учащихся представляли собой  выходцы из европейской части  населения, за исключением русско-туземных школ. В других типах учебных заведений  представителей местных национальностей было немного.

     Царская администрация Туркестана периодически принимала меры по этнической «чистке» центра края от «нежелательных» групп  населения. Так,   в 1909 г. значительная часть среднеазиатских евреев Ташкента, которая не смогла доказать, что  проживала в Туркестане до присоединения к России, была выселена из Ташкента в сёла Панчшанбе и Чиназ. В 1910 г. 23 семьи среднеазиатских евреев были переселены из Ташкента во владения Бухарского эмира. 

     В последней трети  ХIХ века «рядом с историческим Ташкентом появляется Новый, иначе называемый «русский» Ташкент. Огромный приток русского населения очень быстро сделал его одним из самых многолюдных городов Средней Азии» . В 1910 г. в Старом городе жило 146 тыс. чел. , а  в Новом городе – 54,5 тыс. 

     С 1868 по 1910 г. общая численность населения увеличилась в 3,2 раза. Число узбеков выросло в 2,4 раза, татар – в 3 раза, евреев в 15,3 раза, русских - в 22,6 раз . 

     Таблица 1.2.  Этнический состав населения  Ташкента, тыс. чел.

     Год Общая численность

     населения В том числе Другие 

                 узбеки русские евреи татары 

     1868 73,8 70,0 2,1 0,2 0,6 0,5

     1897 155,6 128,4 17,6 1,4 2,3 5,9

     1910 234,8 168,8 47,4 3,6 1,9 12,6

     Источник - Развитие хозяйства и культуры  г. Ташкента. Ст. сб. Т., 1972. С. 9

     Например, рост татарской диаспоры привел к тому, что уже в 1873 г. близ Воскресенского базара (ныне Театральная площадь у театра Навои – Р.Н.)       Ташкента была открыта первая татарская новометодная школа, в которой обучалось 10 учеников по 4-летней программе. Вторая школа была открыта в 1895 г.

     Полиэтнический  характер населения Ташкента выражался  даже в этническом составе российских административных органов. Например, среди  туркестанских генерал-губернаторов было четыре немца (фон Кауфман, Розенбах, Флуг, Мартсон), два поляка (Вревский,  Мациевский), потомок татарского рода (Тевяшев), серб (Субботич). Среди чиновников и офицеров различного ранга мы встречаем массу фамилий людей самого разного этнического происхождения: украинского, белорусского, немецкого, польского, армянского, грузинского, татарского, башкирского, прибалтийского, даже французского.   Достаточно сказать, что большая часть «нового» Ташкента в конце ХIХ- начале ХХ вв. построена такими людьми как немцы В. Гейнцельман, А.Бурмейстер, О. Гамбургер, М. Мауэр, поляки Г. Сваричевский, А. Гарней, Я. Янчевский,  потомок французского рода А. Бенуа и т.д.

     В целом необходимо отметить, что вся  история развития Ташкента показывает яркий пример длительного совместного  проживания людей и групп самого различного этнического происхождения. При чем в отличие от многих других полиэтнических городов Российской империи (Киев, Кишинев, Тифлис,  Баку, Вильно и т.д.),  история которых изобилует острыми межэтническими конфликтами и кровавыми столкновениями на этнической почве, Ташкент всегда являл собой пример яркого торжества этнической терпимости и толерантности, мира и стабильности. Эти традиции сохраняются и сегодня.

Информация о работе Исторические традиции полиэтничности Ташкента