Исторические традиции полиэтничности Ташкента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:29, статья

Описание работы

Центральная Азия в различные периоды своей истории входила в состав многих государств и империй: Ахеменидской империи, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидов, державы Амира Темура и Темуридов, Российской империи, Советского Союза. Естественно, это вело к постоянному появлению в регионе всё новых и новых этнических групп. Часть из них ассимилировалась и растворилась в составе местного населения, другая часть в той или мной мере сумела сохранить свою этническую специфику и самобытность.

Работа содержит 1 файл

статья-Назаров.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

     Назаров Равшан Ринатович – 

     кандидат  философских наук,

     Институт  истории АН РУз 

     Исторические  традиции полиэтничности Ташкента 

     Центральная Азия в различные периоды своей  истории входила в состав многих государств и империй: Ахеменидской империи, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидов, державы Амира Темура и Темуридов,  Российской империи, Советского Союза. Естественно, это вело к постоянному появлению в регионе всё новых и новых этнических групп. Часть из них ассимилировалась и растворилась в составе местного населения, другая часть в той или мной мере сумела сохранить свою этническую специфику и самобытность.

     Коренное  население региона составляли как  оседлые народности (согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы и т.д.), так и кочевые племена саков и массагетов.   В глубокой древности в регионе сложились как этнос тюрки .  В регионе и самом Ташкенте всегда шёл процесс взаимодействия кочевых и оседлых народов, тюркских, иранских, арабских, монгольских и др. родов, племён, народностей. Как отмечает Э.Хуршут, в древности и средневековье «Северная граница Ташкентского владения не имела четкой линии, поскольку обитатели степи вели кочевой образ жизни. Не было здесь и этнической границы. Население смежной области было пестрым и смешанным: кипчаки, моголы, казахи, киргизы, узбеки, таджики, уйгуры и др.» .

           Существенную роль в расширении полиэтнического характера  населения региона сыграли экономические  связи и многовековые взаимоотношения народов вдоль Великого Шёлкового пути. Благодаря этому в регионе формировались многочисленные этнические диаспоры из представителей народов тех государств, которые вели торговлю по ВШП: китайцев, индийцев, иранцев, арабов и т.д.

     Бурная  история Туркестана неизбежно должна была сказаться на этнической структуре  населения. «Национальный состав Туркестана образовался путем ряда исторических отслоений, исторических отложений. На один национальный пласт ложился  другой и или ассимилировал, переваривал предыдущий национальный пласт, или размещался территориально по соседству с ним» .

       Многовековой процесс оседания  тюркских племён привёл к появлению  узбекского этноса. Одним из центров  сложившегося этноса был Ташкент.  Важной исторической вехой явилось принятие народами региона ислама, привнесённого сюда арабами в VIII – IХ вв. До этого полиэтническое население Центральной Азии исповедовало самые различные религии: зороастризм, буддизм, тенгрианство, иудаизм, христианство несторианского толка, различные формы древних верований (шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм)   и т.д. Такое сосуществование различных конфессий обусловило и их толерантное отношение друг к другу.

     Одним из свидетельств религиозной толерантности  ташкентцев является такой факт, как постройка специального караван-сарая для приверженцев индуизма: «Купцы переходили по мостику, на перилах которого трепетали огоньки свечей. Надо было очиститься «огнем» от чужой суеты и веры. В караван-сарае отделили специальное место для священной коровы» .

     После арабского завоевания Центральной  Азии Ташкент «стал форпостом  новой религии и культуры –  ислама, которую многочисленные мирные проповедники понесли отсюда кочевым  тюркским племенам» .

     Внедрение и укрепление ислама привело к  большей конфессиональной однородности населения региона, хотя традиции поликонфессиональности  сохранялись и в псоледующем.

     К ХVI в. за тюркоязычным народом, компактно  заселявшим Ташкентский, Ферганский, Бухарский, Хорезмский оазисы окончательно закрепилось  этническое наименование «узбек». К концу ХVIII – началу ХIХ вв. в результате этноинтеграционных и этнодифференциационных процессов произошла определённая стабилизация ареалов расселения коренных этносов региона: узбеков, таджиков, казахов, туркмен, кыргызов, каракалпаков. 

     Определённые  части узбекского этноса предпочитали наименования племенные (найман, минг, юз, мангыт, карлук и т.д.), регионально-географические (тошкентлик, хоразмлик, бухоролик и  т.д.), конфессиональные (мусулмон), языковые (тюрк). Потомки древнего оседлого тюркоязычного населения назывались сартами (ташкентцы, ферганцы и т.д.). По ориентировочным данным, численность узбеков в Туркестане, Бухаре и Хиве составляла к концу ХIХ в. примерно 3165,2 тыс. чел. (в т.ч. 1328 тыс. сартов).  

           Многонациональность, полиэтничность  Ташкента была закреплена во многих исторически сложившихся  топонимах: Люликуча, Тоджик, Кашгармахалля, Киргизкуприк, Казахбазар, Иран (Эрон), Жухутбазар (Еврейский базар), Турк, Моголкуча, Турктепа . 

     В Шейхантауре была махалля Кальтатай, в которой проживали представители тюркского племени «кальтатай» . Название местности Сергели явно восходит к наименованию казахского племени «сргели», кочевавшего недалеко от Ташкента . Интересно отметить, что в 1867-1887 гг. Ташкентский уезд назывался Кураминским, по этнографической группе «курама», компактно проживавшей здесь . Для оседлого тюркоязычного населения Ташкентского оазиса употреблялся термин «сарт», обозначавший узбеков без родо-племенного деления .

     В это связи хотелось бы отметить, что в даха Бешёгоч была махалля под названием Узбекмахалла . Это выглядит несколько странно, если учесть, что узбеки составляли основное население Ташкента. Но, с другой стороны, если учесть, что до начала ХХ в. коренные городские узбеки именовались в основном сартами, а под узбеками подразумевались прежде всего потомки даштикипчакских узбеков. Возможно, в данной махалле проживали представители именно этой этнографической группы узбекского этноса.

     В даха Кукча были махалли Чигатой  и Козокбозор , в даха Себзор -  махалли Булгорибозор, Чалакозок, Чувулдок, Кангликуча, Козокбозор . В даха Шайхонтохур – махалли Мугулкуча, Тожикмахалла, Турктепа, Янгишахар Киёт, Кашгар, Киёт, Киёттепа, Киётторкуча, Киёткаттакуча .

     Мавзе Ташкента также часто носили названия этнических и этнографических групп -  Мугал, Калмок камаган, Турк, Чалакозок, Нугайтоштепа, Урисмозор, Киргизкуприк, Эрон .

           В целом ряде махаллей Ташкента проживали представители  этнических меньшинств: в махалле  Алмазар (Шейхантаур) значительную часть  населения составляли дунгане ,  в махалле Ачават (Себзар) жило много люли (среднеазиатских цыган) , в махалле Кашгар – уйгуры и дунгане  и т.д.

     Ещё до того, как Туркестан стал частью Российской империи, здесь уже проживали  отдельные представители и русского этноса. Например, командиром артиллерии Ташкентского гарнизона в начале Х1Х в. был юзбаши (сотник) Степан Аверьянов . В армиях правителей региона в ХVIII-ХIХ вв. служили офицерами Николай Аршинов, Филипп Ефремов, Василий Лаврентьев, Никита Теряев, Николай Урепов, Алексей Яковлев и т.д. 

     Ташкент в составе Российской империи. Специфический  период в истории Ташкента начался  с 1865 г. Первоначально планировалось, как заявлял Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский, что «Ташкент должен составлять независимое государство под покровительством России» . Однако все же город и его округа были присоединены к империи.

     После того,  как  Ташкент вошел  в  состав Российской империи в качестве административного центра Сырдарьинской  области и Туркестанского генерал-губернаторства,  резко усилился процесс интенсивной миграции разнонационального населения: славян (русские, украинцы, белорусы, поляки), других европейцев (немцы, прибалты и т.д.), народов Поволжья (татары, башкиры, мордва и т.д.), Кавказа (армяне, азербайджанцы, грузины, дагестанцы, осетины и  т.д.), Востока (иранцы, арабы, турки, китайцы, корейцы, дунгане, уйгуры и т.д.). Началось строительство новой части города, которая стала средоточием неместного по происхождению населения. «Местность, отшедшая под новый город, прежде была занята цитаделью (урда), в которой находились склады и дома кокандского войска (сарбазов), пороховые склады, дворцовые постройки бека и разные другие здания для военных надобностей, затем места занятые общественными садами, посевами хлопчатника, принадлежащими частным лицам, большая же часть представляла собой пустырь, на котором изредка были деревья» .

     Уже в 1871 г. был утвержден генплан  строительства новой части города. «Составлен он был по прогрессивной  радиально-кольцевой схеме, в отличие от уже существовавшей в городе прямоугольной планировки улиц. В центре схемы был расположен сквер (ныне Сквер Амира Темура – Р.Н.), от которого радиусами расходились проспекты, получившие позже названия: Духовский (ныне ул. Мавераннахр – Р.Н.), Московский (ныне проспект Амира Темура – Р.Н.) , Лагерный (ныне ул. Пушкина – Р.Н.), Кауфманский (ныне – ул. Сайилгох – Р.Н.), Куйлюкский (ныне ул. Ахунбабаева – Р.Н.)…

     - Начнем строить свой Петербург? – довольно спросил составителей плана генерал (Кауфман – Р.Н.).

     Вопрос  был полушутливый, но не случайный. Ведь военные инженеры, работавшие над новым планом, взяли за основу радиально-кольцевую схему застройки  Петербурга» .

     Резко увеличиваются миграции в Туркестан, поскольку это являлось одной  из открыто декларируемых целей  Российской империи. Как отмечал  известный политический деятель  России конца ХIХ - начала ХХ вв. сенатор  граф Пален К.К.: «Если не считать  мотивов политического характера, имевших значение при завоевании Туркестана – этот край, с первых же дней присоединения к России, представлял для русского правительства двоякий интерес: 1) с точки зрения финансовой политики как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и 2) с точки зрения колонизационной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний» .  

     К 1871 г. в Ташкенте было уже 9 промышленных предприятий (шелкомотальная фабрика, кирпичный, кожевенный, мыловаренный заводы и т.д.), состав работников которых носил полиэтнический, многонациональный характер. Из 628 рабочих было  348 (55,4%) европейцев (преимущественно русских), 159 (25,3 %) узбеков, 87 (13,9 %) казахов и т.д. 

     Обращая внимание на разделение Ташкента на старую (азаитскую) и новую (европейскую) части Н.А. Маев отмечал: «Две цивилизации – одна старинная, почти ни на иоту не удалившаяся от библейских времен, другая новая, европейская, со всеми её достоинствами и недостатками, мирно уживаются рядом…» .

     Этнические  процессы в Центральной Азии в  целом, и в Ташкентском регионе  в частности давно являлись объектами  изучения российской этнологической науки. Так, известный российский этнолог  Рычков П.И. в своей книге «Топография Оренбургская»  даёт упоминание о Туркестане и Ташкенте, в 1800 г. состоялось посольство Бурнашева и Поспелова в Ташкент , в 1813-1814 гг. в Ташкенте и Коканде побывал переводчик Филипп Назаров, написавший книгу «Записки о некоторых городах и землях средней части Азии»  . В 1866 г. состоялось посольство Пашино П.И. в Ташкент, результатом чего явилась интересная  книга «Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки».  В данной книге есть некоторые любопытные сведения об этнологии Туркестана в целом. В 1897 г. в Ташкенте открылся Туркестанский отдел Русского Географического Общества, который интенсивно занимался этнографическими изысканиями в Туркестане .

     Наиболее  передовые российские востоковеды  не испытывали заблуждения по поводу перспектив развития Туркестана в колониальных условиях. Так, Н.И. Веселовский отмечал: «Мы думаем, что дали покоренным нами азиатам мир, спокойствие, безопасность… Но есть и ещё высшее благо, выше всего этого. Это национальность, национальное чувство…  Надо войти в положение покоренных мусульман. Тяжела смерть политическая, ещё тяжелее смерть национальная. А при нашем владычестве они именно обречены на обезличение. Можно ли променять национальность за какое-либо благополучие? И надо ли удивляться, что будут вспышки против нашего владычества… есть национальные интересы, которые прорвутся наружу несмотря на то, сыт и обут народ или голоден-холоден…» .

     По  переписи 1897 г. в Ташкенте уже проживало 155,7 тыс. жителей, которые указали  в качестве родных 43 языка (!) .  Наряду с тюркскими языками (узбекским, казахским, киргизским, татарским и т.д.) были названы иранские языки (таджикский, персидский и т.д.), славянские (русский, украинский, белорусский, польский и т.д.), кавказские (армянский, грузинский и т.д.) и т.д.

     Согласно  данным переписи 1897 г. 26,2 тыс. чел., или 16,8 % жителей Ташкента составляли неместные уроженцы. 

     Город стремительно рос. За последнюю треть  Х1Х в. население города выросло  более чем вдвое: в 1869 г. здесь  насчитывалось 73,8 тыс. чел, в 1902 г. –  уже 164,2 тыс. чел. 

     Важным  аспектом этнокультурного развития города являлась система народного  образования. Образование в Туркестане и  в Ташкенте как его центре строилось царским правительством в духе постановления Государственного совета: «Мы должны обязательно и  неуклонно обучать инородцев русскому языку, дабы с каждым поколением этот язык стал родным и наша русская культура стала ихнею (так в тексте – Р.Н.) культурой» . Министр народного просвещения Российской империи выражался ещё более откровенно: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего Отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» .

     Система народного образования Туркестана (сосредоточенная преимущественно  в Ташкенте) на 1906 г. представляла собой  следующую картину:

     Таблица 1.1. Народное образование Туркестана в 1906 г.

           Заведений Учащихся

     1. Мужские гимназии 5 1949

<

Информация о работе Исторические традиции полиэтничности Ташкента