Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:29, статья
Центральная Азия в различные периоды своей истории входила в состав многих государств и империй: Ахеменидской империи, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидов, державы Амира Темура и Темуридов, Российской империи, Советского Союза. Естественно, это вело к постоянному появлению в регионе всё новых и новых этнических групп. Часть из них ассимилировалась и растворилась в составе местного населения, другая часть в той или мной мере сумела сохранить свою этническую специфику и самобытность.
Назаров Равшан Ринатович –
кандидат философских наук,
Институт
истории АН РУз
Исторические
традиции полиэтничности
Ташкента
Центральная Азия в различные периоды своей истории входила в состав многих государств и империй: Ахеменидской империи, Греко-Македонского царства, Кушанской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, Каракитаев, Чингизидов, державы Амира Темура и Темуридов, Российской империи, Советского Союза. Естественно, это вело к постоянному появлению в регионе всё новых и новых этнических групп. Часть из них ассимилировалась и растворилась в составе местного населения, другая часть в той или мной мере сумела сохранить свою этническую специфику и самобытность.
Коренное население региона составляли как оседлые народности (согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы и т.д.), так и кочевые племена саков и массагетов. В глубокой древности в регионе сложились как этнос тюрки . В регионе и самом Ташкенте всегда шёл процесс взаимодействия кочевых и оседлых народов, тюркских, иранских, арабских, монгольских и др. родов, племён, народностей. Как отмечает Э.Хуршут, в древности и средневековье «Северная граница Ташкентского владения не имела четкой линии, поскольку обитатели степи вели кочевой образ жизни. Не было здесь и этнической границы. Население смежной области было пестрым и смешанным: кипчаки, моголы, казахи, киргизы, узбеки, таджики, уйгуры и др.» .
Существенную роль
в расширении полиэтнического характера
населения региона сыграли
Бурная история Туркестана неизбежно должна была сказаться на этнической структуре населения. «Национальный состав Туркестана образовался путем ряда исторических отслоений, исторических отложений. На один национальный пласт ложился другой и или ассимилировал, переваривал предыдущий национальный пласт, или размещался территориально по соседству с ним» .
Многовековой процесс оседания
тюркских племён привёл к
Одним из свидетельств религиозной толерантности ташкентцев является такой факт, как постройка специального караван-сарая для приверженцев индуизма: «Купцы переходили по мостику, на перилах которого трепетали огоньки свечей. Надо было очиститься «огнем» от чужой суеты и веры. В караван-сарае отделили специальное место для священной коровы» .
После арабского завоевания Центральной Азии Ташкент «стал форпостом новой религии и культуры – ислама, которую многочисленные мирные проповедники понесли отсюда кочевым тюркским племенам» .
Внедрение и укрепление ислама привело к большей конфессиональной однородности населения региона, хотя традиции поликонфессиональности сохранялись и в псоледующем.
К ХVI в. за тюркоязычным народом, компактно заселявшим Ташкентский, Ферганский, Бухарский, Хорезмский оазисы окончательно закрепилось этническое наименование «узбек». К концу ХVIII – началу ХIХ вв. в результате этноинтеграционных и этнодифференциационных процессов произошла определённая стабилизация ареалов расселения коренных этносов региона: узбеков, таджиков, казахов, туркмен, кыргызов, каракалпаков.
Определённые части узбекского этноса предпочитали наименования племенные (найман, минг, юз, мангыт, карлук и т.д.), регионально-географические (тошкентлик, хоразмлик, бухоролик и т.д.), конфессиональные (мусулмон), языковые (тюрк). Потомки древнего оседлого тюркоязычного населения назывались сартами (ташкентцы, ферганцы и т.д.). По ориентировочным данным, численность узбеков в Туркестане, Бухаре и Хиве составляла к концу ХIХ в. примерно 3165,2 тыс. чел. (в т.ч. 1328 тыс. сартов).
Многонациональность
В Шейхантауре была махалля Кальтатай, в которой проживали представители тюркского племени «кальтатай» . Название местности Сергели явно восходит к наименованию казахского племени «сргели», кочевавшего недалеко от Ташкента . Интересно отметить, что в 1867-1887 гг. Ташкентский уезд назывался Кураминским, по этнографической группе «курама», компактно проживавшей здесь . Для оседлого тюркоязычного населения Ташкентского оазиса употреблялся термин «сарт», обозначавший узбеков без родо-племенного деления .
В это связи хотелось бы отметить, что в даха Бешёгоч была махалля под названием Узбекмахалла . Это выглядит несколько странно, если учесть, что узбеки составляли основное население Ташкента. Но, с другой стороны, если учесть, что до начала ХХ в. коренные городские узбеки именовались в основном сартами, а под узбеками подразумевались прежде всего потомки даштикипчакских узбеков. Возможно, в данной махалле проживали представители именно этой этнографической группы узбекского этноса.
В даха Кукча были махалли Чигатой и Козокбозор , в даха Себзор - махалли Булгорибозор, Чалакозок, Чувулдок, Кангликуча, Козокбозор . В даха Шайхонтохур – махалли Мугулкуча, Тожикмахалла, Турктепа, Янгишахар Киёт, Кашгар, Киёт, Киёттепа, Киётторкуча, Киёткаттакуча .
Мавзе Ташкента также часто носили названия этнических и этнографических групп - Мугал, Калмок камаган, Турк, Чалакозок, Нугайтоштепа, Урисмозор, Киргизкуприк, Эрон .
В целом ряде махаллей Ташкента проживали представители этнических меньшинств: в махалле Алмазар (Шейхантаур) значительную часть населения составляли дунгане , в махалле Ачават (Себзар) жило много люли (среднеазиатских цыган) , в махалле Кашгар – уйгуры и дунгане и т.д.
Ещё
до того, как Туркестан стал частью
Российской империи, здесь уже проживали
отдельные представители и
Ташкент в составе Российской империи. Специфический период в истории Ташкента начался с 1865 г. Первоначально планировалось, как заявлял Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский, что «Ташкент должен составлять независимое государство под покровительством России» . Однако все же город и его округа были присоединены к империи.
После того, как Ташкент вошел в состав Российской империи в качестве административного центра Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, резко усилился процесс интенсивной миграции разнонационального населения: славян (русские, украинцы, белорусы, поляки), других европейцев (немцы, прибалты и т.д.), народов Поволжья (татары, башкиры, мордва и т.д.), Кавказа (армяне, азербайджанцы, грузины, дагестанцы, осетины и т.д.), Востока (иранцы, арабы, турки, китайцы, корейцы, дунгане, уйгуры и т.д.). Началось строительство новой части города, которая стала средоточием неместного по происхождению населения. «Местность, отшедшая под новый город, прежде была занята цитаделью (урда), в которой находились склады и дома кокандского войска (сарбазов), пороховые склады, дворцовые постройки бека и разные другие здания для военных надобностей, затем места занятые общественными садами, посевами хлопчатника, принадлежащими частным лицам, большая же часть представляла собой пустырь, на котором изредка были деревья» .
Уже
в 1871 г. был утвержден генплан
строительства новой части
- Начнем строить свой Петербург? – довольно спросил составителей плана генерал (Кауфман – Р.Н.).
Вопрос
был полушутливый, но не случайный.
Ведь военные инженеры, работавшие
над новым планом, взяли за основу
радиально-кольцевую схему
Резко увеличиваются миграции в Туркестан, поскольку это являлось одной из открыто декларируемых целей Российской империи. Как отмечал известный политический деятель России конца ХIХ - начала ХХ вв. сенатор граф Пален К.К.: «Если не считать мотивов политического характера, имевших значение при завоевании Туркестана – этот край, с первых же дней присоединения к России, представлял для русского правительства двоякий интерес: 1) с точки зрения финансовой политики как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и 2) с точки зрения колонизационной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний» .
К 1871 г. в Ташкенте было уже 9 промышленных предприятий (шелкомотальная фабрика, кирпичный, кожевенный, мыловаренный заводы и т.д.), состав работников которых носил полиэтнический, многонациональный характер. Из 628 рабочих было 348 (55,4%) европейцев (преимущественно русских), 159 (25,3 %) узбеков, 87 (13,9 %) казахов и т.д.
Обращая внимание на разделение Ташкента на старую (азаитскую) и новую (европейскую) части Н.А. Маев отмечал: «Две цивилизации – одна старинная, почти ни на иоту не удалившаяся от библейских времен, другая новая, европейская, со всеми её достоинствами и недостатками, мирно уживаются рядом…» .
Этнические процессы в Центральной Азии в целом, и в Ташкентском регионе в частности давно являлись объектами изучения российской этнологической науки. Так, известный российский этнолог Рычков П.И. в своей книге «Топография Оренбургская» даёт упоминание о Туркестане и Ташкенте, в 1800 г. состоялось посольство Бурнашева и Поспелова в Ташкент , в 1813-1814 гг. в Ташкенте и Коканде побывал переводчик Филипп Назаров, написавший книгу «Записки о некоторых городах и землях средней части Азии» . В 1866 г. состоялось посольство Пашино П.И. в Ташкент, результатом чего явилась интересная книга «Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки». В данной книге есть некоторые любопытные сведения об этнологии Туркестана в целом. В 1897 г. в Ташкенте открылся Туркестанский отдел Русского Географического Общества, который интенсивно занимался этнографическими изысканиями в Туркестане .
Наиболее передовые российские востоковеды не испытывали заблуждения по поводу перспектив развития Туркестана в колониальных условиях. Так, Н.И. Веселовский отмечал: «Мы думаем, что дали покоренным нами азиатам мир, спокойствие, безопасность… Но есть и ещё высшее благо, выше всего этого. Это национальность, национальное чувство… Надо войти в положение покоренных мусульман. Тяжела смерть политическая, ещё тяжелее смерть национальная. А при нашем владычестве они именно обречены на обезличение. Можно ли променять национальность за какое-либо благополучие? И надо ли удивляться, что будут вспышки против нашего владычества… есть национальные интересы, которые прорвутся наружу несмотря на то, сыт и обут народ или голоден-холоден…» .
По переписи 1897 г. в Ташкенте уже проживало 155,7 тыс. жителей, которые указали в качестве родных 43 языка (!) . Наряду с тюркскими языками (узбекским, казахским, киргизским, татарским и т.д.) были названы иранские языки (таджикский, персидский и т.д.), славянские (русский, украинский, белорусский, польский и т.д.), кавказские (армянский, грузинский и т.д.) и т.д.
Согласно данным переписи 1897 г. 26,2 тыс. чел., или 16,8 % жителей Ташкента составляли неместные уроженцы.
Город стремительно рос. За последнюю треть Х1Х в. население города выросло более чем вдвое: в 1869 г. здесь насчитывалось 73,8 тыс. чел, в 1902 г. – уже 164,2 тыс. чел.
Важным
аспектом этнокультурного развития
города являлась система народного
образования. Образование в Туркестане
и в Ташкенте как его центре
строилось царским
Система
народного образования
Таблица 1.1. Народное образование Туркестана в 1906 г.
Заведений Учащихся
1. Мужские гимназии 5 1949
<Информация о работе Исторические традиции полиэтничности Ташкента