Исторические этапы российского федерализма

Автор: z*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 09:36, реферат

Описание работы

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918– 1936);
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985);
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Особенности федерализма на современном этапе развития русской государственности.

Работа содержит 1 файл

Исторические этапы российского федерализм1.docx

— 24.39 Кб (Скачать)

Целостности Российской Федерации, однако, продолжало угрожать то, что одна из самых крупных  по своему потенциалу республик - Татарстан  не подписала Федеративного договора и не провела референдума по принятию Российской Конституции. Более того, 6 ноября 1992г. Верховный Совет Республики Татарстан принял республиканскую  Конституцию, в которой провозгласил Татарстан суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным  с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании  полномочий и предметов ведения.14 

1 ноября 1991 г.  Д. Дудаев, идя по стопам Верховного  Совета Чеченской Республики, обнародовал  указ “Об объявление суверенитета  Чеченской Республики”, направленный  на экономический и территориальный  отрыв Чечни от России. Он отказался  подписать Федеративный договор,  а в начале 1993 г. объявил недействительным  Протокол о разграничении полномочий  между государственными органами  Российской Федерации и Чеченской  Республики, подписанный парламентско-правительственной  делегацией России и руководством  парламента Чечни. В нарушение  федеральной Конституции, относящей  вопросы военного строительства  и создания вооруженных сил  к исключительной компетенции  Российской Федерации, Д. Дудаев  начал создавать в Чечне незаконные  воинские формирования. 

“Подписание Федеративного  договора и его инкорпорация в  Конституцию было только первым шагом. За ним должен был последовать  второй — законодательное закрепление  равноправия субъектов Российской Федерации. Только в этом случае система  российского федерализма могла  обрести необходимую целостность  и стабильность.15” 

Таким шагом  стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Сам факт проведения референдума по принятию Конституции, одобрение ее большинством населения, отражение в ее тексте основных положений  Федеративного договора (в прежней  Конституции он был ее составной  частью) недвусмысленно свидетельствуют  о конституционном характере  образования Российской Федерации. В этом нашло законодательное  закрепление исторически сложившееся  единство народов, населяющих Россию, в ее составе сформировавших свою государственность. Это ни в коей мере не ущемляет национального чувства  народов, не умаляет их вклада в становление  российской государственности, экономики, науки и культуры. Но факт остается фактом, что весь народ многонациональной  России высказался за сохранение единого  Российского государства в его  исторических границах. Что касается федеративного Договора, то составляющие его документы принимались полномочными представителями субъектов Российской Федерации и касались только разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. 

Так на основе ранее  унитарного Советского государства, хотя и именовавшегося федерацией, возникла со всеми присущими атрибутами, самая  крупная в мире по числу субъектов  Российская Федерация. Однако, доставшееся  от союза территориальное деление  не вписывалось в капиталистическую  современность. 

Около полутора десятков регионов страны составляют группу наиболее бедных. (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия и пр).  

35 регионов входят  в группу малообеспеченных (Республики  Алтай, Мордовия, Чувашия и др.; области Калининградская, Ленинградская,  Псковская, Челябинская и пр.; края Краснодарский, Хабаровский,  Приморский: Ненецкий, Корякский автономные  округа). 

24 региона составляют  группу относительно благополучных.  В них покупательная способность  денежных доходов населения составляет  в среднем-2-3 прожиточных минимума.(Это  Республики Карелия, Коми; области  Мурманская, Вологодская, Калужская,  Тульская и пр.) Лидирующее положение  в стране по доходам на душу  населения и по их покупательной  способности занимает Москва (9 прожиточных  минимумов). От пяти до семи  прожиточных минимумов имеют  в среднем и главные нефтегазодобывающие  регионы: Тюменская область и  входящие в ее состав автономные  округа. Эти регионы обеспечивают  нормальную полноценную жизнь  (по меркам нашей страны). 

Следует, однако заметить, что большой разрыв в  уровне доходов между регионами  неизбежно ведет, как свидетельствует  история, к серьёзным бедам, которые  нам ещё предстоит испытать. 

Ряд регионов испытывает сегодня сложности в силу исторических причин, прежде всего из-за прошлой  экономической ориентации. Так, Хабаровский  край, будучи в советский период промышленной базой, обеспечивающей отечественные  вооруженные силы в районе тихоокеанского побережья, и полностью зависящий  от поставок из центра всего — от каменного угля до продовольствия —  сегодня оказался в чрезвычайно  сложном экономическом положении. 

Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее деление: национальные республики в составе  России, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Обретение субъектом Федерации  той или иной формы не имело  какого-либо объективного критерия и  осуществлялось в значительной степени  спонтанно, используя главным образом  то деление, которое было унаследовано от прошлой административно-командной  системы.

Информация о работе Исторические этапы российского федерализма