Автор: z*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 09:36, реферат
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918– 1936);
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985);
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Особенности федерализма на современном этапе развития русской государственности.
Исторические этапы российского федерализма
Баглай М. В. Конституционное
право Российской Федерации. Учебник.
– М., ИНФРА • М, 1998. С. 291
В своем развитии
российский федерализм прошел три основных
этапа:
1). Федерализм
в России возник и развивался
по идеологическим схемам
Российская Федерация
была провозглашена на III Всероссийском
съезде Советов в январе 1918 г. Этим
устанавливалось новое
На собственно
российской территории начался хаотичный
процесс создания автономий (республик
и областей) по национальному или
географическому признаку, хотя ясных
границ национального расселения не
существовало, да и население в
национальном отношении часто было
смешанным. Тем не менее этот процесс
активизировался после принятия
Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были
созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская
и другие АССР, а также ряд автономных
областей (Чувашская, Карельская, Марийская
и др.). Ясного представления о
различиях между республикой
и областью (а были еще трудовые
коммуны и округа) не было, так
как разграничения компетенции
между центральным
Процесс создания
автономий, изменения их границ и
полномочий продолжался и после
принятия в 1925 г. новой Конституции
РСФСР. Принятая за год до этого Конституция
СССР закрепила создание союзного государства,
в котором РСФСР стала одной
из равноправных республик; статус ее
автономий и административно-
Созданный в 1922
г. СССР являл собой совершенно иное
федеративное государство, ибо состоял
из равных субъектов с правом выхода
из федерации. Это объединение народов
было тесно увязано с
После создания
СССР внимание к процессам государственного
устройства РСФСР было существенно
ослаблено. Во-первых, к этому времени
всем стало ясно, что нелепая идея
мировой революции и ожидания
соответствующего расширения территориальных
границ РСФСР потерпела полный крах.
Во-вторых, в центре внимания правящей
партии оказались вопросы укрепления
Союза ССР, который преподносился
как шедевр национальной политики партии
и лично И. В. Сталина.
2) Ко времени
принятия Конституций СССР (1936 г.)
и РСФСР (1937 г.) государство стало
уже по существу унитарным.
В Конституции РСФСР были
Конституционные
гарантии не оказали какого-либо сдерживающего
влияния на политику репрессий, которая
осуществлялась под руководством коммунистической
партии в масштабе всей страны. Без
какого-либо правового камуфляжа
были ликвидированы многие автономии,
а целые народы подвергнуты массовой
депортации. В 1941 г. эта варварская акция
была осуществлена в отношении немцев
Поволжья, в 1943 г. – калмыков и карачаевцев,
в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев.
С мест. проживания были принудительно
выселены крымские татары, турки-месхетинцы,
корейцы, греки, курды и др. В послесталинский
период (в конце 50-х гг.) автономии
некоторых из этих народов были восстановлены,
но только в 1991 г. Законом РСФСР о
реабилитации репрессированных народов
эти акции были объявлены преступными,
а народы реабилитированы.
Опыт государственного
устройства советского периода ясно
указывает, что тоталитаризм и федерализм
несовместимы. Идеи преодоления «национального
гнета» и утверждения «национальной
государственности» служили средством,
отвлекающим народы от создания подлинной
демократии и правового государства.
Интернационализм и «дружба народов»,
которыми так гордились коммунистические
лидеры, держались на страхе и насилии,
федерализм являл собой только прикрытие
для жестко централизованного государства.
В то же время идея национальной
государственности пустила
3) Мощная демократическая
волна, вызванная перестройкой
и последующими реформами,
В 1990–1991 гг. большинство
автономных республик и многие автономные
области России провозгласили себя
суверенными государствами в
составе РСФСР. В ряде республик
(Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские
силы стали требовать выхода из состава
Федерации На IV Съезде народных депутатов
РСФСР было принято решение об исключении
из названия республик термина «автономная»,
они приобрели конституционный статус
«республика в составе Российской Федерации».
В условиях усилившихся
центробежных тенденций, создававших
опасность распада Российской Федерации,
большое значение имело заключение
31 марта 1992 г Федеративного договора,
который 10 апреля 1992 г. был включен
в Конституцию как ее составная
часть. Договор подтверждал
Особенности
федерализма на современном
этапе развития русской
государственности.
После распада
СССР спасти ситуацию можно было несколькими
путями, но правящая верхушка выбрала
путь создания подлинной федерации.
Однако федералистское начало было самым
слабым. Во-первых, потому что оно
было формальным и официально не оформленным,
поскольку федерализм для союзного
руководства не был желанным политическим
идеалом, как это было в США, Канаде,
ФРГ, или системообразующим
Это, безусловно,
решающая причина. Все остальные
только с ней связаны. Среди них
можно указать экономическое
и научно – техническое отставание
СССР от ведущих зарубежных стран, невозможность
обеспечения уровня и качества жизни,
которое сумела обеспечить либерально
– демократическая система
Всё это необходимо
учитывать, рассматривая особенности
становления Российской Федерации
как государственно – правового
объединения, представляющего собой
систему, состоящую из многих подсистем
и элементов со специфическими для
России свойствами.
Важнейшим свойством
любой системы является её целостность.
Проблема сохранения целостности России
как единого федеративного
Это делало СССР
и РСФСР достаточно уязвимыми. В
них был нарушен важнейший
аксиоматический принцип
Положение осложнялось
не только реальным ослаблением федерального
центра и слабостью экономических
связей регионов, которая усугубилась
распадом Союза, но и стремлением
отдельных субъектов Федерации
выторговывать для себя более
льготные условия. Национальные республики
в этой ситуации оказались в более
предпочтительном положении по целому
ряду позиций. Это вызывало соблазн
у исконно русских территорий
обрести республиканский
Предотвратить
распад России удалось предотвратить
с помощью федеративного
Информация о работе Исторические этапы российского федерализма