Исторические источники 11-17 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:27, доклад

Описание работы

Задачи доклада:
1. Выяснить какие исторические источники были в России в XI-XVII века
2. Понять какова необходимость знания исторических источников

Работа содержит 1 файл

Исторические истиочники.docx

— 38.63 Кб (Скачать)

Глобальность  цели, которую ставил перед собой  летописец, предполагала многоплановость  изложения, охват широкого круга  самых разнообразных по своему характеру  событий. Все это задавало Повести  ту глубину, которая обеспечивала ее социальную полифункциональность: возможность "прагматического" использования текста летописи (для доказательства, скажем, права на престол, как своеобразного свода дипломатических документов и пр.)

Местное летописание XII-XIII веков

После выделения  из состава Древнерусского государства  отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси продолжали развиваться  на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому  времени. Поэтому речь может идти только о гипотетических сводах, существовавших в домонгольской Руси. Источниками для изучения этого этапа древнерусского летописания служат более поздние летописи.

Южнорусское летописание

Источниками изучения южнорусского летописания ХII-ХIII вв. служат, в первую очередь, Ипатьевский (начало XV в.), близкие ему Хлебниковский (XVI в.), Погодинский (ХУЛ в.), Ермолаевский (конец ХVII - начало XVIII в.) и другие списки, а также списки Воскресенской и основной редакции Софийской I летописей. Их текстологический анализ позволил высказать предположение о существовании киевского великокняжеского свода 1200 г.

Считается общепринятым, что свод был состав-леи при князе Рюрике Ростиславиче в Выдубицком монастыре

Летописание Северо-Востока

Источники изучения летописания русского Северо-Востока за ХП-ХШ вв. включают Радзивиловский (конец XV в.) и Московский Академический (XV в.) списки, восходящие к общему протографу (Радзивиловская летопись), Летописец Перея-славля Суздальского (список 60-х годов XV в.) и Лаврентьевский список 1377 г. При текстологическом сличении удалось выявить, что в их основе лежат три Владимирских великокняжеских свода: 1177 г. (видимо, первая летопись, возникшая на Вла-димиро-Суздальской земле), 1193 г. (А.А. Шахматов называл один Владимирский свод 1185 г.) и 1212 г. Последний, в свою очередь (по мнению Б.М. Клосса), был положен в основу Летописца Переяславля Суздальского, продолжившего его до 1215 г.

Новгородское  летописание

Источниками изучения новгородского летописания. ХII-XIII вв. служат Синодальный список (XIII - первая треть XIV в.) Новгородской первой летописи (старший извод), а также списки Комиссионный (XV в.), Академический (вторая половина XV и.) и Троицкий (вторая половина XV в.), объединяемые в ее младший извод. Их анализ позволяет установить, что в Новгороде с середины XI в. летописная традиция не прерывалась вплоть до XVI в.

Летописание XIV-XV веков Зарождение общерусского летописания

К XIV в. относятся  первые летописи, претендующие на освещение  истории всех Русских земель

Источниками для  изучения зарождения общерусского летописания  служат прежде всего Лаврентьевская и Троицкая летописи. Выяснить, как развивалось общерусское великокняжеское летописание, позволяет сличение Тверского летописного сборника XVI в. (дошел в списках XVII в.), Рогожского летописца и Симеоновской летописи.

Местное летописание

Ростовское (или  суздальское) летописание сохранилось  в составе летописного свода  первого десятилетия XV в., завершающего Московско-Академическую летопись (XV в.). В основе его лежат источники, общие с Радзивиловской (до 1206 г., предположительно, Летописец ростовского князя Константина Всеволодовича) и Софийской I летописями.

Общерусские летописные своды  конца XV-XVI веков 

Местное летописание  этого времени, ведшееся независимо и параллельно общерусскому, не рассматривается.

Официальное летописание

Начало общерусского летописания великих князей московских, заложившего основы официального летописания XVI в., относится ко второй половине XV в. Сопоставив Ермолинскую летопись с Архивской (или Ростовской) XVII в., Симеоновской и Воскресенской (обе XVI п.) летописями, а также так называемым двухтомным Лондонским списком (XVI в.), А.Н. Насонов пришел к выводу о существовании протографа, который лежал в их основе.

В начале 60-х  годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия - своеобразного литературно-исторического произведения, само появление которого свидетельствовало об определенных изменениях в подходе к историческому материалу и разложении летописного жанра.

Неофициальное летописание

Наряду с официальным  общерусским летописанием существовали летописи, составлением которых занимались частные лица. Такие летописи не имели официального характера и  подчас, противостояли великокняжеским  сводам. Существование неофициального летописания во второй половине XV в., так же как и великокняжеских летописей того времени, было открыто А.Л.Шахматовым.

Местное летописание

Помимо общерусского летописания и "параллельно" с  ним в конце XV-XVI в. продолжали вестись  местные летописи. Так, и самом  конце XV- начале XVI в. при дворе пермского  епископа Филофея был создай Вологодско-Пермский свод. В 1520-х и 1550-х годах на его основе были составлены еще два местных свода. В середине XVI п. появилась Холмогорская летопись, доведенная первоначально до 1558 г. Впоследствии она была продолжена текстом краткого Холмогорского летописца, изложение которого доходило до 1659 г.

Летописание и другие исторические произведения XVII века

В 1612-1615 гг. появился Пискаревский летописец (известен в  единственном списке первой половины ХУЛ в.). Судя по всему, он был составлен московским печатником, проживавшим в Нижнем Новгороде (в качестве наиболее вероятных авторов называют Никиту Федоровича Фофанова и Арсения Элассонского). Изложение в Летописце охватывает события 1533-1615 гг. и дополнено приписками 1625-1645 гг. Составитель опирался в своей работе на летописи типа Никоновской и Воскресенской. Кроме того, он широко пользовался какими-то неизвестными источниками, устными преданиями, слухами, сплетнями, воспоминаниями современников. Ряд последних записей сделан по личным наблюдениям. По мнению M.Н. Тихомирова, Пискаревский летописец можно отнести к летописям лишь по формальным признакам; по сути это "воспоминания москвича о событиях конца XVI - начала XVII в.". Источник носит компилятивный характер и интересен прежде всего оригинальными сведениями.

Самым крупным  летописным произведением XVII в. стал Новый летописец. Хронографы

На смену летописям  пришли иные исторические произведения. Особую популярность и авторитет  в XVII в. приобрели хронографы (гранографы). В них поэтапно излагалась несмирная история от сотворения мира. Это были или переводы греческих хроник, или собственно древнерусские компиляции, включающие выдержки из Священного писания, греческих хроник и русских летописей. И те и другие получили широкое распространение еще в Древней Руси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

     В ходе проделанной работы мной были сделаны следующие выводы:

     Исторические  источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные  факты, и свершившиеся события, на основании  которых воссоздается представление  о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой  те или иные исторические события.

     Существует  несколько способов классификации  исторических источников, но в современном  источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие  группы:

     1) Письменные источники (законодательные  источники, актовый материал, делопроизводственные  текущие документы, статистические  документы, документы личного  происхождения, периодическая печать, публицистика и литературные  памятники);

     2) Материальные памятники (архитектурные  ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного  производства, произведения искусства,  машинная и боевая техника);

     3) Этнографические памятники (сведения  о различных народах, их названиях,  ареалах расселения, специфике их  культурной жизни, а также об  особенностях их религиозных  верований, обрядов и обычаев).

Я нашла что основными историческими источниками XI-XVII веков являются летописи и хронографы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Источниковедение М.Н. Данилевский
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F2%EE%EF%E8%F1%FC
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/21256/%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5#

Информация о работе Исторические источники 11-17 веков