Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Целью написанию работы, является изучение взаимоотношений церкви и государства в России в 17 веке. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть взаимоотношение государства и церкви;
Описать положение церкви и раскол в русской православной церкви XVII века;
Изучить реформу Никона и её последствия.

Содержание

Введение 2
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви. 3
Раскол в русской православной церкви XVII века. Историческая обстановка России, предшествующая расколу. 8
Реформа патриарха Никона и ее последствия. 12
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства. 20
Заключение 23
Список используемой литературы: 24

Работа содержит 1 файл

Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

        Особенно обострились  отношения   крестьянства  с  господствующей  властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором  в  1648  году. Оно  навсегда  лишало  крестьян  права  менять  своих  хозяев  и  установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем  самым  было  окончательно  оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и  крестьян. Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

        Последующие годы после Смуты  и в  целом  весь  XVII  век  характеризуется обиранием  русских  земель  под  эгидой  Москвы.  Особенно  усиленным   шло продвижение России на северо-востоке (район Сибири),  продолжалась  война  с Польшей,  Швецией  за  освобождение  исконно  русских  земель  -  Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.

        Большая помощь оказывалась украинскому  народу  за  свою  независимость   с Польшей. В ходе этой борьбы в 1653  году  Земский  собор  принял  решение  о воссоединении  Украины  с  Россией  и  объявлении  совместной  войны  против польской шляхты.

        После разгрома интервентов (поляков), окончания  Смутного  времени   стали заметно расширяться связи  России  с  Англией,  Голландией,  Ираном.  Россия стала всё больше и шире использовать передовые  достижения  Запада:  оружие, передовой  опыт  ведения  военных  действий.  Западные   товары   постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские  купцы  сначала робко проникали со своими товарами на  рынок  Западной  Европы.  Развиваются связи между  отдельными  регионами  страны.  Появляется  класс  буржуазии  и работников наёмного труда.

        В Россию  стали  приглашаться  западные  специалисты;  врачи,  строители, умельцы  железного  дела,  рудознатцы  и  т.  д.  Образуется  обширный  круг иностранцев, проживающие в построенной  иностранной  слободе  в  Москве.  Их поведение,  культура,  одежда  резко  отличаются  от  патриархального   быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование,  повышается процент грамотных среди населения. Создаются  первые  учебные  заведения,  в которых  ведущую  роль   играют   сначала   иностранцы.   Наблюдается   рост ремесленничества, образование  мелких  мануфактур  и  заводов  (производство необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).

        Передовая  часть   общества   видит   преимущества   иностранного   быта, мастерства,  поведения  и  начинает  перенимать  у  них  всё  положительное, рациональное.

        Влияние Запада коснулось и  церкви. Одни увидели в них  угрозу Латынянства, т. е.  поглощения  православной  церкви  Католической,  другие  поняли,  что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что  из-за  отсутствия тесных связей  местных  церквей  с  центром,  накопилось  много  различий  в понимании  религиозной  литературы,   осуществления   религиозных   обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства,  которые  яростно защищали патриархальный быт народа, его  религиозные  взгляды  и  стремились сохранить  незыблемыми  церковные  обряды,  старинные  духовные  книги.  Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».

        В конечном счете, эти предпосылки  в развитии религии привели  к расколу  в православной  церкви.  В   эту   орбиту   были   втянуты   массы   верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.

        Последствия раскола православной  церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он  сродни  по некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви.  Реформация,  как известно,  создала  целый  рад  протестантских  церквей,   отделившихся   от римского католицизма.  Главными  из  них  являются:  Лютеранство  (Германия, Скандинавия);   Кальвинизм   (Швейцария,    Нидерланды);    пресвитерианство (Шотландия).

        Роль церкви в  жизнь   российского  общества  всегда  была  очень  высока. Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной  жизни  общества,  семьи, уклада и быта русского народа.  В  XVII  веке  церковь  тесно  срастается  с монархическим строем России.  Она  становится  опорой  самодержавия,  верной слугой и выразителем его интересов.

        В самой  церкви  сложился  такой  же  уклад  и   взаимоотношения  во  всей церковной иерархии, церковно-обрядовой практики.  Во  главе  русской  церкви стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые  патриарх  был избран собором русских иерархов в 1589 году.

        Патриархи, как правило, были  крупными собственниками, имели  большой  опыт религиозной  деятельности,  активно   участвовали   в   политической   жизни государства. Иногда, они  свою  власть  «от  бога»,  ставили  выше  светской власти, власти царя. По этой причине  между  царём  и  патриархом  возникали иногда сложные отношения. При  выборе  нового  патриарха  самодержец  всегда стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.

        Возрастание роли России в  этот  период  на  международной   арене,  подрыв влияния  Православной  церкви,  связанной  с  борьбой  Османской  империи  с Византией,  создают  предпосылки  на  роль  лидера  Вселенской  православной церкви. Царь и русский  патриарх  начинают  реально  проводить  политику  на решении этой задачи.

        Церковь в XVII веке является  не только выразителем духовной,  религиозной идеологии  во  всех  слоях  общества,  но  так  же  крупным   собственником. Монастыри, приходы крупные церковные деятели  владели  обширными  земельными угодьями, накопили большие материальные ценности.

        Многие черты XVII века  присущи   и  настоящему  времени,  особенно  после совершения революции 1917  года.  Устоявший  быт,  сложившиеся  общественные отношения начали силой, кровью переделывать на  свой  лад,  а  церковь,  как таковую, практически свели к нулю. Всё  это  принесло  большие  страдания  и муки русскому народу.

Реформа патриарха Никона и ее последствия.

 

          В сан патриарха возведён в  1652  году.  Выходец  из  народа  (мордовского крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В  1635 г.  стал  монахом  Соловецского  монастыря.  С  1643  года  Никон  –  игумен Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии  и воли,  на что обратил внимание  царя  Алексия  Михайловича.  В  1646  году  Никон  был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в  Москве.  С  1648  года  – митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской  православной церкви,  что  в  истории  русского  патриаршества   бывает   редко.   Обычно патриархом   избирают   людей   более   зрелого   возраста,   выходцем    из господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности4.

     В середине 17 века начались реформы Русской православной церкви, повлёкшие за собой ряд серьёзных изменений в политической и духовной жизни русского общества.

     Низкий  уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки, разночтение  в священных книгах и различия в обрядах, искажение некоторых  церковных служб подрывали авторитет  церкви. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.

          Церковно-обрядовая реформа, начатая  в 1653 году  Никоном  с   установления единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была  одной из опор феодально-крепостного государства, соответственно  в  единой  церкви должен  был  быть  единый  культ.  За  проведение  такой  церковной  реформы выступал и сам  царь,  а  так  же  многие  члены  влиятельного  религиозного «кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и  светских лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан  Вонифатьев.  В кружок  входили:  Ртищев,   новоспасский   архимандрит   Никон,   настоятель Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин,  Лазарь,  Даниил. Члены «кружка  ревнителей  благочестия»  выделялись  своей  образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях.

          Их объединяло стремление поднять  авторитет церкви и усилить  её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.

          Кружок также ставил своей  целью  борьбу  с  недостатками  пороками  среди духовенства, возрождение церковных проповедей и других  средств  воздействия на православный народ.

          Благодаря поддержке царя, который  внимательно относился к советам   своего духовника, «кружок ревнителей благочестия»  сделался  фактически  правителем русской церкви. Со  вступлением  Никона  на  патриарший  престол  (1652  г.) кружок распался. Многие его члены впоследствии стали  активными  участниками раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван  Неронов  и  др.  Причиной этого явилось несовпадение взглядов по вопросу  путей,  методов  и  конечных целей намеченной реформы.

          Протопоп Аввакум, Даниил  и   другие  считали,  что  русская   церковь,  по сравнению  с  греческой,  сохранила  «древлес  благочестия»   и   предлагали проводить унификацию  религиозных  книг  по  древним  русским  богослужебным книгам,  а  не  по  греческим  образцам.  Другие  члены  кружка,  -   Стефан Вонифатьев,  Ртищев,  к  ним  позднее  примкнул  Никон,   хотели   следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем  объединение  под эгидой московского патриарха православных  церквей  (Восточной,  Украинской, Белорусской).

          Эти взгляды Никона и его   сторонников  отражали  ту  обстановку,  которая сложилась на середину XVII века.

          Ожесточенная  борьба  украинского   народа,  народа  Белоруссии  за   свою независимость от  Польши,  Швеции  поставила  вопрос  об  объединении  их  с Россией. Население  Украины  видело,  что  сохранение  своей  независимости, религии возможно только под крылом России и московского патриарха.

          Церковная  реформа  прежде   всего   началась   с   исправления   русских богослужебных книг по греческим   и  старославянским  образцам  и  церковных обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что  своей  властью без собора в 1653 году  перед  Великим  постом  разослал  по  церквям  указ, сколько следует класть земных поклонов  при  чтении  церковной  молитвы  св. Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься  тремя  перстами.  Потом он ополчился против русских иконописцев своего  времени,  которые  отступали от  греческих  образцов  в  писании  икон  и  усвоили  приёмы   католических живописцев.

            Далее, при содействии юго-западных  монахов он ввёл  на  место   древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское  многоголосое,  а так же завёл небывалый обычай произносить в  церкви  проповеди  собственного сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди,  видели в них признак самомнения проповедника; пристойным  считали  читать  поучения святых отцов, хотя  обычно  их  не  читали,  чтобы  не  замедлять  церковной службы. Никон сам любил  и  был  мастер  произносить  поучения  собственного сочинения. По его внушению и примеру приезжие  духовные  лица  с  Украины  и других мест начали говорить в  московских  церквях  свои  проповеди,  иногда даже на современные темы. Легко  понять,  говорит  Ключевский,  смущение,  в которое должны были впасть от этих новизн православные русские  умы,  и  без того тревожно настроенные».

          Эти распоряжения Никона заставляли  делать верующим вывод, что  они  доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство  не  умело  совершать богослужения как следует.

          Смущение, как утверждает далее  В. О. Ключевский, должно  было  усилиться, когда Никон приступил исправлению  богослужебных  книг,  хотя  это  дело  он провёл через церковный собор в 1654 году под председательством  самого  царя и в присутствии Боярской думы:  собор  постановил  при  печатании  церковных книг исправлять их по древним славянским и греческим  книгам.  Богослужебные книги в Древней Руси плохо отличали  от  Священного  писания  (Богослужебные книги  содержат  порядок  проведения  служб  и  церковных  священнодействий.

       Священное писание – это  суть  православного  христианства.  Оно  составляет священные ветхозаветные книги и молитвенные псалмы, Новый и  Ветхий  заветы, житие Христа и его апостолов, Евангелие и т.д.).

          Поэтому  предприятие  Никона  возбуждало  вопрос:  неужели   божественное писание не право? Что же после этого есть правого в Русской Церкви?  Тревога усилилась ещё и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил  порывисто  и с необычайным  шумом,  не  подготовляя  к  ним  общества  и  сопровождая  их жестокими мерами против ослушников. Оборвать,  обругать,  проклясть,  избить неугодного человека – таковы были обычные приёмы его властного пастырства.

          Так он поступил даже с епископом  Коломенским Павлом, возразившим   ему  на соборе 1654 года:  без  соборного  суда  Павел  был  лишён  кафедры,  предан «Лютому биению» и сослан, сошёл с ума и погиб  безвестной смертью.

Информация о работе Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви