Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:24, реферат
Целью написанию работы, является изучение взаимоотношений церкви и государства в России в 17 веке. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть взаимоотношение государства и церкви;
Описать положение церкви и раскол в русской православной церкви XVII века;
Изучить реформу Никона и её последствия.
Введение 2
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви. 3
Раскол в русской православной церкви XVII века. Историческая обстановка России, предшествующая расколу. 8
Реформа патриарха Никона и ее последствия. 12
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства. 20
Заключение 23
Список используемой литературы: 24
Оглавление
Введение 2
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви. 3
Раскол в русской православной церкви XVII века. Историческая обстановка России, предшествующая расколу. 8
Реформа патриарха Никона и ее последствия. 12
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства. 20
Заключение 23
Список
используемой литературы: 24
Церковь и
государство имеют свои отдельные
сферы действия, свои особые средства
и в принципе независимы друг от
друга. Независимость эта, однако, не
носит абсолютного характера. Как
показывает история Российского
государства, церковь и власть взаимосвязаны.
Существует ряд вопросов, попадающих под компетенцию обеих структур. Это, прежде всего, общественная нравственность и правовой статус церкви. Динамика этой любопытной эпохи 16-17 веков чрезвычайно запутанная, так как в ходе событий постоянно скрещивались, переплетались и сталкивались самые разнообразные течения, церковные и мирские, давая иной раз совершенно неожиданные и причудливые сочетания. Целью написанию работы, является изучение взаимоотношений церкви и государства в России в 17 веке. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Если
говорить обобщённо, то следует выделить
два главных подхода к
Соответственно
указанные представления
Все эти теории – не только
достояние истории, Многие из
них и иные имеют широкое
хождение в попытках объяснить
сущность государства с точки
зрения его элементного
В теории общественного договора Ж.Ж. Русо заложена идея обеспечения личности и достояния каждого члена общества с помощью государства, которому именно в силу договора принадлежит верховная власть (суверенитет), неотчуждаемая от народа – её источника2.
Именно
подробные идеи лежат ныне в основе
процесса формирования правового государства.
Если же исходя из того, то любое государство
есть на организация политической власти
общества, при помощи которой экономическое
господство (класса либо иной социальной
группы властвующих) проявляется в
соответствующей политической форме.
В этой формуле, объединяющие обе
стороны государства, и заключается
его сущность. Что же касается форм
организации человеческого
Взаимоотношения
религиозных институтов и политических
структур в истории религии приобретали
крайне разнообразные формы. Среди
этих форм можно назвать теократические
монархии, где государственная власть
и государственная религия
Исторически сложилось так, что христианство первые века своего существования было гонимой и не признанной государством религией. Отношение раннего христианства к государственной власти было резко оппозиционным, что определялось не столько спецификой Римской империи, но главным образом враждебностью христиан всему мирскому вообще. Это объяснялось их уверенностью в неминуемым скором наступление Царствия Божьего, обещанном Иисусом Христом. Слова Христа «Царство моё не от мира сего» ориентировали верующих на неприязненное и пренебрежительное отношение к существующей политической власти.
М.
Вебер выделяет следующие аспекты
отношения раннего и
- Отвращение к Римской империи как к царству Антихриста;
-
Полное равнодушие, пассивная терпимость
по отношению к власти, а отсюда
– активное исполнение всех
повинностей, в том числе
-
стремление держаться в
Две первые точки зрения относятся к периоду эсхатологических ожиданий. Что касается последней точки зрения, то христианство не отказалось от неё и после того, как стало государственной религией.
Напряжённость
и враждебность между официальным
Римом и христианством
Государственная
власть Римской империи, в свою очередь,
рассматривало христианство как
одну из сект иудаизма, причём наиболее
антигосударственную и
Византийский период можно охарактеризовать как чисто теократический. Эта эпоха возникновения и расцвета на практике та называемого «цезаропапизма» - слияние светской и церковной власти. Символическим выражением идеи стала церемония коронования и миропомазания императора.
Унаследования
от Византийской империи Россией
концепции христианского
Однако, уже начиная с 17 века, проявляется тенденция к пересмотру сложившихся отношений между церковью и государством. В основе нового паттерна отношений «церковь – государство» лежит концепция «естественного закона». В странах, где доминирующей религией стал победивший протестантизм, особый упор делается на укрепление суверенитета светской власти. Аналогичное развитие наблюдается и в католическом мире. Русская православная церковь также оказывается вовлечённой в этот процесс при Петре 1.
Мощный размах государственного вмешательства в дела церкви - одна из основных черт этого периода её истории. В учении Феофана Прокоповича соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр 1 видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей – всё это было результатом рационалистическим об общественной пользе.
Для
исполнения этих замыслов и была создана
Духовная коллегия, впоследствии Священный
Синод, члены которого были слугами
царя и государства. Юридическим основанием
для создания этого института стал «Духовный
регламент» важнейший церковный документ
в истории России, в течение двух последующих
веков определявший жизнь православной
русской церкви. Составленный Феофаном
Прокоповичем, этот документ имел целью
привести в соответствии церковную реформу
и государственные законы теем, чтобы
созданная Духовная коллегия в систему
коллегий. Священный Синод стал высшим
арбитром в духовных и светских делах.
Начало XVII века вошло в историю
России как «Смутное время».
Толчком к Смуте, как
отмечает русский историк
В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и
В смуте участвовали
Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения.
Конечным итогом Смутного
Информация о работе Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви