Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:05, реферат
В контрольной работе рассмотреныВведение…………………………………………………………………….….….3
I. Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XII вв.)…………………………………………………………………………4
1.Образование государства Киевская Русь…………………………….…….….4
1.1 Княжение Олега и становления русской государственности……….….….5
1.2 Норманнская теория…………………………………………………………..7
2. Расцвет Киевской Руси………………………………………………………...8
2.1 Политический строй………………………………………………………….8
2.2 Русь и Византия……………………………………………………………….9
2.3 Русь и Степь………………………………………………………………….11
2.4 Крещение Руси, ее влияние на становление государственности…………12
3.Начало феодальной раздробленности………………………………………..13
3.1 Княжеские усобицы…………………………………………………….. …..13
3.2 Феодальная раздробленность……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17 Литература……………………………………………………………………….19 важнейшие этапы развития истории России – Киевской Руси.
3.2
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ
В XI — первой трети XII века
Русь продолжала оставаться крупнейшей
державой Европы. После 1132 года единое
государство распалось на ряд самостоятельных
княжеств и феодальных республик. Крупнейшими
из них были: Киевское, Черниговское, Переяславское,
Смоленское, Полоцкое, Турово-Пинское,
Ростово-Суздальское, Владимиро-Волынское,
Муромо-Рязанское, Галицкое княжества
и Новгородская боярская республика. В
конце XII — начале XIII века эти государства
распались на более мелкие княжества.
Большинство жителей
Руси занималось земледелием. Однако имелось
немало ремесленников, купцов, воинов,
охотников, рыбаков, лиц духовного звания.
В период единства Руси киевский
князь являлся главой государства. Он
руководил внешней и внутренней политикой,
был верховным судьей, наделял других
князей, бояр и дружинников землями и городами.
После 1132 года его власть стала распространяться
только на Киевскую область. Владетели
крупных областей также стали именовать
себя великими князьями. Удельные князья,
бояре и дружинники, получившие от великого
князя волости, были вынуждены подчиняться
своему сюзерену. Они управляли своими
владениями, судили подданных, собирали
с них дань, имели собственные дружины
и но первому зову великого князя являлись
к нему на помощь конно, людно и оружно.
Важную роль на Руси играли
церковные иерархии: митрополиты, новгородские
архиепископы, областные епископы. Все
они были крупными землевладельцами. Подчинялись
им не только церкви, но и монастыри. В
монахи нередко постригались люди из знатных
семей. Однако большинство монахов происходило
из низов общества. Монахи должны были
пропагандировать и распространять христианство
среди населения. Своим подвижничеством,
тяжелой работой на монастырскую братию,
жизнью в нелегких условиях (иногда в пещерах),
примерным поведением монах должен был
быть образцом для мирянина. Но далеко
не все они вели примерную жизнь. Богатые
люди, поступая в монастыри, вносили вклады
— селами, деньгами, драгоценностями.
Некоторые из монахов продолжали жить
в роскоши, держали при себе слуг. Пьянство
и разврат стали для многих монахов нормой
жизни. Автор начала XIII века писал: «Где
свадьбы и пиры, тут чернецы и черницы
и беззаконие; ангельский носят на себе
сан, а обычай имеют похабный».
Как правило, короткой была
жизнь большинства воинов-дружинников.
Многие из них погибали молодыми. Их девиз
был: «Лучше смерть, чем долгая жизнь в
нищете!» Князья и бояре платили им за
службу деньгами, мехами, продуктами. Только
старшие дружинники владели селами.
В IX—XI веках купцы нередко
совмещали торговлю с военными нападениями.
Русские и иностранные авторы рисуют их
как хорошо вооруженных воинов. В XII веке
появляются купцы-профессионалы, занимающиеся
только торговлей. Они объединяются в
особые корпорации — сотни, принимают
участив в политической борьбе. Несмотря
на сильное развитие международной торговли,
Русь жила в основном по припципу: «Все
делается дома». Привезенные из заморских
стран товары не доходили до жилищ крестьян
и ремесленников. Они оседали в усадьбах
князей и бояр.
Большинство крестьян и
ремесленников являлось лично свободными
людьми. От князей и бояр они находились
в поземельной зависимости, платили им
дань и судились в их судах.
Холопы-рабы использовались
в основном в качестве придворной челяди.
Они не имели ни семьи, ни имущества. Господин
мог их продать, избить и даже убить. Отношение
к ним в обществе было презрительное: «Даже
если бы у котла были золотые кольца в
ушах, дну его не избежать черноты и жжения;
так и холопу: если он даже сверх меры горделив
и злокознен, позора своего имени ему не
избыть».
В личной зависимости от
феодалов находились закупы и смерды.
Закупы — люди, занявшие у кого-либо ссуду.
Пока не уплачен долг, они считались прикрепленными
к кредитору. Их можно считать первыми
крепостными.
Смерды имели собственные хозяйства. Но
потомки не могли наследовать их имущество.
Если смерд умирал, оно переходило к его
господину. Смерды привлекались для военных
походов в качестве воинов. Тем не менее,
русская знать смотрела на них, как на
рабов, с презрением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контрольной работе мы
рассмотрели важнейшие этапы развития
истории России – Киевской Руси. Изучив
этапы, определили ход событий, связанных
с развитием Древнерусского государства.
Была окончательно ликвидирована
автономия славянских племенных союзов.
Местные княжения упразднялись, вместо
них назначались князья-наместники из
числа лиц княжеской династии. Территории
в рамках единого раннефеодального государства,
управляемые князьями-вассалами киевского
князя, получили название волость. Изменилась
и форма взимания дани. Теперь уже не было
необходимости в полюдье. Дань собиралась
наместниками киевского князя. Две трети
собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся
часть распределялась между дружинниками
князя-наместника. Такая система содержания
наместников, его двора и дружинников
получила название кормление.
В 988 году Крещение Руси принятия
христианства велико, оно давало идеологическое
обоснование развившимся феодальным отношениям.
Укрепился международный авторитет Руси,
оно способствовало дальнейшему развитию
древнерусской культуры, более тесными
стали связи Руси с Византией.
Киевская Русь проводила активную
внутреннюю и внешнюю политику, воевала
со своими соседями расширяла территорию
и укрепляла внутренние связи между объединёнными
племенами.
После принятия христианства
Русь стала вровень с другими европейскими
государствами, приобрела значительный
авторитет и являлась самой значительной
силой на востоке Европы.
Феодальная раздробленность
привела к ослаблению центральной власти
и привела к дроблению на более мелкие
новые территориальные образования,которые
ведут практически независимое сущеcтвование,
господствующим в них является натуральное
хозяйство. Среди наиболее известных новообразований
выделялись: Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское,
, а также боярские республики: Новгородская
и выделившаяся из нее несколько позже
Псковская.
Так образовалась Древняя Русь
– могущественное государство средневековой
Европы, соперничавшее с Византийской
империей – главной мировой державой
рассматриваемого периода истории.
В результате рассмотренной
темы можно заключить, что население всех
древнерусских земель вело героическую
борьбу за свою независимость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирная история (учебник) под редакцией
Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. – М., 1997
2. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев – Ростов н/Д: Феникс, 2004
3. История России (учебное пособие)
Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Анрдеева И.А
– М., 2001
4. КИЕВ И КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ В 1167—1169 г. Пятнов
А. П. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики.
2003
5. Краткое пособие по истории России /
Отв. ред. А.П Корелин. – М.: Высш. шк., 2007
Информация о работе Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XIII вв.)