Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

В контрольной работе рассмотреныВведение…………………………………………………………………….….….3
I. Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XII вв.)…………………………………………………………………………4
1.Образование государства Киевская Русь…………………………….…….….4
1.1 Княжение Олега и становления русской государственности……….….….5
1.2 Норманнская теория…………………………………………………………..7
2. Расцвет Киевской Руси………………………………………………………...8
2.1 Политический строй………………………………………………………….8
2.2 Русь и Византия……………………………………………………………….9
2.3 Русь и Степь………………………………………………………………….11
2.4 Крещение Руси, ее влияние на становление государственности…………12
3.Начало феодальной раздробленности………………………………………..13
3.1 Княжеские усобицы…………………………………………………….. …..13
3.2 Феодальная раздробленность……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17 Литература……………………………………………………………………….19 важнейшие этапы развития истории России – Киевской Руси.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 39.93 Кб (Скачать)

3.2 ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ  
     В XI — первой трети XII века Русь продолжала оставаться крупнейшей державой Европы. После 1132 года единое государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и феодальных республик. Крупнейшими из них были: Киевское, Черниговское, Переяславское, Смоленское, Полоцкое, Турово-Пинское, Ростово-Суздальское, Владимиро-Волынское, Муромо-Рязанское, Галицкое княжества и Новгородская боярская республика. В конце XII — начале XIII века эти государства распались на более мелкие княжества. 
      Большинство жителей Руси занималось земледелием. Однако имелось немало ремесленников, купцов, воинов, охотников, рыбаков, лиц духовного звания. 
     В период единства Руси киевский князь являлся главой государства. Он руководил внешней и внутренней политикой, был верховным судьей, наделял других князей, бояр и дружинников землями и городами. После 1132 года его власть стала распространяться только на Киевскую область. Владетели крупных областей также стали именовать себя великими князьями. Удельные князья, бояре и дружинники, получившие от великого князя волости, были вынуждены подчиняться своему сюзерену. Они управляли своими владениями, судили подданных, собирали с них дань, имели собственные дружины и но первому зову великого князя являлись к нему на помощь конно, людно и оружно. 
     Важную роль на Руси играли церковные иерархии: митрополиты, новгородские архиепископы, областные епископы. Все они были крупными землевладельцами. Подчинялись им не только церкви, но и монастыри. В монахи нередко постригались люди из знатных семей. Однако большинство монахов происходило из низов общества. Монахи должны были пропагандировать и распространять христианство среди населения. Своим подвижничеством, тяжелой работой на монастырскую братию, жизнью в нелегких условиях (иногда в пещерах), примерным поведением монах должен был быть образцом для мирянина. Но далеко не все они вели примерную жизнь. Богатые люди, поступая в монастыри, вносили вклады — селами, деньгами, драгоценностями. Некоторые из монахов продолжали жить в роскоши, держали при себе слуг. Пьянство и разврат стали для многих монахов нормой жизни. Автор начала XIII века писал: «Где свадьбы и пиры, тут чернецы и черницы и беззаконие; ангельский носят на себе сан, а обычай имеют похабный». 
     Как правило, короткой была жизнь большинства воинов-дружинников. Многие из них погибали молодыми. Их девиз был: «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете!» Князья и бояре платили им за службу деньгами, мехами, продуктами. Только старшие дружинники владели селами. 
     В IX—XI веках купцы нередко совмещали торговлю с военными нападениями. Русские и иностранные авторы рисуют их как хорошо вооруженных воинов. В XII веке появляются купцы-профессионалы, занимающиеся только торговлей. Они объединяются в особые корпорации — сотни, принимают участив в политической борьбе. Несмотря на сильное развитие международной торговли, Русь жила в основном по припципу: «Все делается дома». Привезенные из заморских стран товары не доходили до жилищ крестьян и ремесленников. Они оседали в усадьбах князей и бояр. 
     Большинство крестьян и ремесленников являлось лично свободными людьми. От князей и бояр они находились в поземельной зависимости, платили им дань и судились в их судах. 
     Холопы-рабы использовались в основном в качестве придворной челяди. Они не имели ни семьи, ни имущества. Господин мог их продать, избить и даже убить. Отношение к ним в обществе было презрительное: «Даже если бы у котла были золотые кольца в ушах, дну его не избежать черноты и жжения; так и холопу: если он даже сверх меры горделив и злокознен, позора своего имени ему не избыть». 
     В личной зависимости от феодалов находились закупы и смерды. Закупы — люди, занявшие у кого-либо ссуду. Пока не уплачен долг, они считались прикрепленными к кредитору. Их можно считать первыми крепостными. 
Смерды имели собственные хозяйства. Но потомки не могли наследовать их имущество. Если смерд умирал, оно переходило к его господину. Смерды привлекались для военных походов в качестве воинов. Тем не менее, русская знать смотрела на них, как на рабов, с презрением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
     В контрольной работе мы рассмотрели важнейшие этапы развития истории России – Киевской Руси. Изучив этапы, определили ход событий, связанных с развитием Древнерусского государства.  
     Была окончательно ликвидирована автономия славянских племенных союзов. Местные княжения упразднялись, вместо них назначались князья-наместники из числа лиц княжеской династии. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского князя, получили название волость. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Такая система содержания наместников, его двора и дружинников получила название кормление.  
     В 988 году Крещение Руси принятия христианства велико, оно давало идеологическое обоснование развившимся феодальным отношениям. Укрепился международный авторитет Руси, оно способствовало дальнейшему развитию древнерусской культуры, более тесными стали связи Руси с Византией.  
    Киевская Русь проводила активную внутреннюю и внешнюю политику, воевала со своими соседями расширяла территорию и укрепляла внутренние связи между объединёнными племенами.  
    После принятия христианства Русь стала вровень с другими европейскими государствами, приобрела значительный авторитет и являлась самой значительной силой на востоке Европы.  
     Феодальная раздробленность привела к ослаблению центральной власти и привела к дроблению на более мелкие новые территориальные образования,которые ведут практически независимое сущеcтвование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Среди наиболее известных новообразований выделялись: Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское, , а также боярские республики: Новгородская и выделившаяся из нее несколько позже Псковская.  
    Так образовалась Древняя Русь – могущественное государство средневековой Европы, соперничавшее с Византийской империей – главной мировой державой рассматриваемого периода истории.  
     В результате рассмотренной темы можно заключить, что население всех древнерусских земель вело героическую борьбу за свою независимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА  
1. Всемирная история (учебник) под редакцией Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. – М., 1997

2. История Отечества: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев – Ростов н/Д: Феникс, 2004

3. История России (учебное пособие) Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Анрдеева И.А – М., 2001  
4. КИЕВ И КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ В 1167—1169 г. Пятнов А. П. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003 
5. Краткое пособие по истории России / Отв. ред. А.П Корелин. – М.: Высш. шк., 2007 

 


Информация о работе Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XIII вв.)