Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:05, реферат
В контрольной работе рассмотреныВведение…………………………………………………………………….….….3
I. Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XII вв.)…………………………………………………………………………4
1.Образование государства Киевская Русь…………………………….…….….4
1.1 Княжение Олега и становления русской государственности……….….….5
1.2 Норманнская теория…………………………………………………………..7
2. Расцвет Киевской Руси………………………………………………………...8
2.1 Политический строй………………………………………………………….8
2.2 Русь и Византия……………………………………………………………….9
2.3 Русь и Степь………………………………………………………………….11
2.4 Крещение Руси, ее влияние на становление государственности…………12
3.Начало феодальной раздробленности………………………………………..13
3.1 Княжеские усобицы…………………………………………………….. …..13
3.2 Феодальная раздробленность……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17 Литература……………………………………………………………………….19 важнейшие этапы развития истории России – Киевской Руси.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине История на тему: Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XIII вв.).
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Истоки российской цивилизации
и судьбы Древнерусского Государства
(IX-XII вв.)……………………………………………………………………
1.Образование государства Киевская Русь…………………………….…….….4
1.1 Княжение Олега и становления русской
государственности……….….….5
1.2 Норманнская теория…………………………………………………………..
2. Расцвет Киевской Руси………………………………………………………...8
2.1 Политический строй………………………………………………………….8
2.2 Русь и Византия…………………………………………………………
2.3 Русь и Степь………………………………………………
2.4 Крещение Руси, ее влияние на становление
государственности…………12
3.Начало феодальной раздробленности………………………………………
3.1 Княжеские усобицы……………………………………………………..
…..13
3.2 Феодальная раздробленность………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВЕДЕНИЕ
Образование Древнерусского
государства – предмет споров для ученых-историков
на протяжении нескольких столетий. Даже
хронология данного события в разных работах
имеет значительный разброс. Не говоря
о разности приводимых факторов и причин
для возникновения государственности
на Руси.
В контрольной работе мы
рассматриваем этапы развития Древнерусского
государства в IX- XIIIвв., которые оставили
важнейший след в развитии нашего народа.
Это подтверждает немалое количество
былин, посвященных именно этому периоду
истории.
Киевская Русь - первое устойчивое
крупное государственное объединение
восточных славян периода феодализма.
Центром объединения стало племя полян,
которое во второй половине IX века было
наиболее сильным в экономическом отношении.
Целью данной работы является
подробное раскрытие этапов:
образование государства Киевская Русь,
расцвет Киевской Руси, начало феодальной
раздробленности.
Контрольная работа состоит из трех частей. В первой части разобрано образование государства Киевская Русь (становления русской государственности); во второй расцвет Киевской Руси (крещение Руси); и в третьей о феодальной раздробленности.
I. ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СУДЬБЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX-XII ВВ.)
1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА
КИЕВСКАЯ РУСЬ
Киевская Русь возникла
на торговом пути «из варяг в греки» на
землях восточнославянских племен — ильменских
словен, кривичей, полян, охватив затем
древлян, дреговичей, полочан, радимичей,
северян, вятичей.
Основателями Киева считаются
правители племени полян — братьев Кия,
Щека и Хорива. По данным археологических
раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX
веке, уже в середине I тысячелетия н. э.
на месте Киева существовало поселение.
Первые сведения
о государстве русов относятся к первой
трети IX века: в 839 году упомянуты послы
кагана народа Рос, прибывшие сначала
в Константинополь, а оттуда ко двору франкского
императора Людовика Благочестивого.
С этого же времени становится известным
и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь»
появляется впервые в исторических исследованиях
XVIII—XIX веков.
В 860 году Русь совершает
первый поход на Константинополь. Греческие
источники связывают его с так называемым
первым крещением Руси, после которого
на Руси, возможно, возникла епархия, и
правящая верхушка (возможно, во главе
с Аскольдом) приняла христианство.
В 862 славянские и финно-угорские
племена призвали на княжение варягов.
В 862 варяги, дружинники Рюрика, Аскольд
и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь
установить полный контроль над важнейшим
торговым путем «из варяг в греки», устанавливают
свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик.
Княжение было передано Олегу, регенту
при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
1.1 КНЯЖЕНИЕ ОЛЕГА ВЕЩЕГО И СТАНОВЛЕНИЕ
РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В 882 князь Олег, родственник
Рюрика, отправился в поход из Новгорода
на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч,
установив там свою власть и поставив
на княжение своих людей.
Далее Олег с новгородским
войском и наемной варяжской дружиной
под видом купцов захватил Киев, убил правивших
там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей
своего; господствующей религией было
язычество, хотя в Киеве также было и христианское
меньшинство.
Олег покорил древлян, северян
и радимичей, два последних союза до этого
платили дань хазарам.
В результате победоносного
похода на Византию были заключены первые
письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие
льготные условия торговли для русских
купцов (отменялась торговая пошлина,
обеспечивалась починка судов, ночлег),
решение правовых и военных вопросов.
Были обложены данью племена радимичей,
северян, древлян, кривичей.
882 год и явился годом образования
Древней Руси. Главным городом государства
стал Киев, названный Олегом «матерью
городов русских». Олег, правивший 33 года,
присоединил ряд земель Среднего Приднепровья,
создал ядро государственной территории
Киевской Руси. Олег вошел в историю и
как победитель великой страны того времени
– Византии. Он разорил ее, осадил столицу
– Царьград, повесил щит на ее воротах,
а затем с победой вернулся в Киев. Согласно
преданию, Олег умер от укуса змеи. Его
приемником стал Игорь (912 – 945 гг.), его
убили люди из племени древлян, куда он
пришел с дружиной за данью, превысив ее
обычные размеры. Игоря сменила его супруга
Ольга, она жестоко отомстила древлянам
за смерть мужа, сожгла их главный город,
истребила всю племенную знать. В 957 г.,
за 31 год до введения христианства на Руси,
Ольга приняла православную веру.
Современная церковь
считает Ольгу прародительницей российской
духовности. Княживший затем сын Игоря
и Ольги Святослав (957 – 972 гг.), прославился
военными походами. Он нанес поражение
Волжской Булгарии, отразил натиск печенегов,
разгромил Хазарский каганат.
Объединителем восточных
славян в составе Киевской Руси является
сын Святослава Владимир I Красное солнышко
(980 – 1015 гг.). С включением в 982 г. в состав
государства Галицкой Руси и Волыни, завершилось
территориальное оформление Киевской
Руси. Начала складываться административная
структура государства. Была окончательно
ликвидирована автономия славянских племенных
союзов. Местные княжения упразднялись,
вместо них назначались князья-наместники
из числа лиц княжеской династии. Территории
в рамках единого раннефеодального государства,
управляемые князьями-вассалами киевского
князя, получили название волость. Изменилась
и форма взимания дани. Теперь уже не было
необходимости в полюдье. Дань собиралась
наместниками киевского князя. Две трети
собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся
часть распределялась между дружинниками
князя-наместника. Такая система содержания
наместников, его двора и дружинников
получила название кормление.
Так образовалась Древняя
Русь – могущественное государство средневековой
Европы, соперничавшее с Византийской
империей – главной мировой державой
рассматриваемого периода истории.
1.2
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ
«Норманнская теория»
- это теория о превосходстве западных
наций над славянами в политическом, экономическом
и культурном плане. Теория возникла во
второй четверти XVIII века по инициативе
немецких ученых, которые в России служили
при дворе императрицы Анны Иоанновны.
Поводом стали попытки немцев разъяснить смысл древнерусских летописей. Они сделали выводы, что славяне ни на что конструктивное не способны. Они говорили, что только князь Рюрик, призванный с Запада, создал для славян государство, устроил для них четкую политическую и экономическую систему.
«Норманнская теория» живет долго. Западные ученые продолжают насаждать ее и в XXI веке. Смысл в том, что славяне – это отсталый, ущербный народ, не способный к прогрессу. Якобы без помощи Запада у славян не может развиваться наука, культура и демократия.
2. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ
2.1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Государством управлял великий
князь. Его политической и военной опорой
была дружина. Дружина в период IX—X вв.
была наёмной. Значительную её часть составляли
пришлые варяги. Также её пополняли выходцы
из прибалтийских земель и местных племён.
Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются
историками по-разному. Жалование выплачивалось
серебром, золотом и мехами. Обычно воин
получал около 8—9 киевских гривен (более
200 серебряных дирхемов) в год, однако к
началу XI века плата рядовому воину составляла
1 северную гривну, что гораздо меньше.
Рулевые на кораблях, старосты и горожане
получали больше (10 гривен). Кроме того,
дружина кормилась за счёт князя. Среди
дружин, подчиненных великому князю, выделялась
его личная «малая», или младшая, дружина,
которая включала 400 воинов. Древнерусское
войско включало в себя также племенное
ополчение, которое могло достигать нескольких
тысяч в каждом племени. Общая численность
древнерусского войска достигала от 30
до 80 тысяч человек.
Сильные позиции занимала
и вечевая власть, направляемая интересами
богатого боярства и купечества. В Новгороде,
Пскове, Киеве и в других городах для решения
особо важных вопросов собиралось народное
собрание – вече.
Формой налогов в Древней
Руси выступала дань, которую выплачивали
подвластные племена. Чаще всего единицей
налогообложения выступал «дым», то есть
дом, или семейный очаг. Размер налога
традиционно был в одну шкурку с дыма.
Формой сбора дани было полюдье, когда
князь с дружиной с ноября по апрель объезжал
подданных. Сбор дани осуществляли дружины
по несколько сотен воинов.
В 946 году после подавления восстания
древлян княгиня Ольга провела налоговую
реформу, упорядочив сбор дани. Она установила
«уроки», то есть размеры дани, и создала
«погосты», крепости на пути полюдья, в
которых жили княжеские администраторы
и куда свозилась дань. Такая форма сбора
дани и сама дань назывались «повоз». При
уплате налога подданные получали глиняные
печати с княжеским знаком, что страховало
их от повторного сбора. Реформа содействовала
централизации великокняжеской власти
и ослаблению власти племенных князей.
2.2 РУСЬ И ВИЗАНТИЯ
Особое место в международных
отношениях Древнерусского государства
занимала Византия.
Источники сообщают об успешном
морском походе русских на Константинополь
в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него
был заключен письменный договор в 911 г.
между Византией и Русью, выгодный для
последней. Кроме торговых в договоре
были и статьи, предусматривавшие службу
русских у византийских императоров, помощь
греческим кораблям при морских катастрофах,
наказание за убийство греком русина или
наоборот и т.д.
В княжение Игоря (912_945) в
941 г. был предпринят еще один поход на
Царьград. Русы опустошили приморские
провинции Византии, но поход закончился
неудачей - ладьи русов были сожжены "греческим
огнем". Новый поход 944 г. был предотвращен
дарами императора. В итоге был возобновлен
договор с Византией, менее выгодный для
Руси, но признававший ее суверенным государством.
По договору 944 г. киевский
князь соглашался защищать византийское
владение в Крыму - Херсонес (Корсунь) от
нападений со стороны кочевавших в Приазовье
"черных булгар".
Святослав (964-972), сокрушив
Хазарский каганат, включив в состав Руси
земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки
современных осетин, балкарцев, черкесов,
кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай.
Полагают, что целью его похода было создание
русско-болгарского государства. Восточная
Болгария была завоевана, что привело
к началу военных действий Византии против
Руси.
Весной 971 г. император
Иоанн Цимисхий, блестящий полководец,
вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию
и занял ее столицу Преслав.
Святослав, окруженный с моря и суши, в
конце июля 971 г. был вынужден пойти на
переговоры и заключение мирного договора
с Византией.
По договору он обязался покинуть Болгарию.
Византия же обязалась снабдить всем необходимым
для возвращения домой каждого из 22 тыс.
воинов Святослава и "как к друзьям"
относиться к русам, прибывающим в Константинополь
по торговым делам.
Во время возвращения в Киев,
у днепровских порогов, Святослав был
убит кочевниками_печенегами (возможно,
они были натравлены Византией).
Последнее военное столкновение
с Византией отмечено в княжение Ярослава
Мудрого (1019_1054). Мирный договор Руси и
Византии был заключен через три года
после этого инцидента; скреплен он был
браком сына Ярослава Мудрого - Всеволода
- и греческой царевны.
Активно развивались торговые
связи Киевской Руси и Византии. Русские
купцы имели свое подворье в Константинополе;
они получали от Византии "месячину"
(содержание на время торга). Велики были
культурные связи Руси и Византии, вклад
греческих мастеров в русское ремесло
и зодчество.
2.3 РУСЬ И СТЕПЬ
Еще одним важным направлением
внешней политики киевских князей была
"степная политика" - защита рубежей
Руси от кочевников. Серьезным противником
стали печенеги. Первые упоминания о них
относят к годам правления Игоря.
В 969 г. печенеги осадили Киев. Святослав,
воевавший на Балканах, совершил стремительный
переход и разгромил их. На 90_е годы X в.
приходится новый натиск печенегов. Известно,
что для борьбы с ними Владимир I (980_1015)
ходил за войском в Великий Новгород. Именно
тогда князь возвел укрепления на юге
страны, по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула,
Стугна. Под 1036 г. летописи помещают последнее
сообщение о набеге печенегов на Киев.
Ярослав (находившийся в Новгороде) пришел
с сильным войском, была "сеча злая".
По легенде - на месте, где Ярослав разгромил
печенегов, был построен Софийский собор.
После битвы нападения печенегов
на Русь прекращаются. Остатки печенегов
откочевали на юго-запад. К югу от Киева
начали оседать тюрки-кочевники, признавшие
себя подданными киевского князя. "Черные
клобуки" (как их называли на Руси) стали
своего рода "сторожей" на юге.
Но с 1037 г. Руси угрожают
новые тюркские кочевые племенные объединения
- половцы. В борьбе с половцами Киев уже
не играл ведущей роли. Она переходит к
князю Переяславля Южного - Владимиру
Мономаху. С 1061 по 1210 г. г. Русь вынесла
46 больших набегов половцев.34 раза половцы
участвовали в междоусобных войнах русских
князей. В начале XIII в. силы половцев иссякли.
Но к рубежам Руси приблизятся новые враги.
2.4 КРЕЩЕНИЕ РУСИ, ЕЁ ВЛИЯНИЕ
НА СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В 988 г. на Руси было принято
христианство. Это событие произошло во
время княжения Владимира I Красное солнышко
и по его инициативе. Для ознакомления
со всеми религиями и выбора лучшей, Владимир
разослал в ряд стран русские посольства.
В результате было выбрано православное
христианство.
Новую веру силой вводили
на Руси. Христианство распространялось
медленно, на окраинах Киевской Руси утвердилось
к XIII–XIV вв.
Принятие христианства имело
большое значение для развития Древней
Руси. Единая религия закрепляла единство
страны, способствовала углублению процесса
консолидации жителей разных земель, составляющих
Русь в единую культурную и политическую
общность. Вместе с христианством Русь
начала осваивать византийские ценности
и идеалы. Из Византии пришли богослужебные
книги, церковные ритуалы, сохранившиеся
до сих пор, пышность царского двора, архитектура
храмов, монументальная живопись, изображение
двуглавого орла, а также трон, скипетр
и шапка Мономаха – символы верховной
власти. Появились первые монастыри, в
числе которых выделялись Киево-Печерский
и Ильинский подземный монастырь в Чернигове,
ставшие центрами исторического летописания
и духовного просвещения. Церковь внесла
в древнерусское общество понятие семьи
как пожизненного союза мужа и жены, освященного
таинством венчания.
Принятие христианства оторвало
Русь от мусульманской и языческой Азии
и сблизило ее с христианской Европой.
В течение четырех с половиной веков русская
православная церковь была частью греко-византийской.
В 1448 г. она стала независимой, самоуправляющейся,
с русским митрополитом во главе. Определенные
связи с греческой церковью сохранились
до сих пор.
3.НАЧАЛО ФЕОДАЛЬНОЙ
3.1 КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ
Тяжким бременем на жителей Руси ложились княжеские усобицы. Со второй половины XI века они становятся обычным явлением. Князья боролись друг с другом за лучшие земли и города. Часто они приглашали скандинавов, печенегов, половцев, венгров, поляков принять участие в походе на русские земли.
В XI—XIII веках
особенно ожесточенная борьба шла за Киев.
В 1169 году войска владимиро-суздальского
князя Андрея Боголюбского штурмом овладели
древней столицей Руси и ограбили ее. Пострадали
даже киевские святыни — Десятинная церковь
и Софийский собор. Многие городские кварталы,
а также загородные резиденции и монастыри
были сожжены. Союзники Андрея берендеи
подожгли наземные строения Печерского
монастыря. Множество киевлян было убито,
захвачено в плен и продано в рабство.
Такой же разгром «матери
городов русских» учинил в 1202 году князь
Рюрик Ростиславич, захвативший Киев с
помощью черниговских князей и половцев.
В эпоху феодальной раздробленности
от междоусобиц пострадали все крупные
города, множество средних и мелких, тысячи
сел.
Если в период единства Руси дружинникам
киевских и иных князей практически всегда
удавалось отразить внешнюю агрессию,
то в эпоху феодальной раздробленности
положение изменилось. Княжеские «крамолы»
привели к ослаблению русского воинства.
Расположенные на южном пограничье русские
области, не получая помощи от соседей,
стали подвергаться систематическим нападениям
половцев. Особенно усилили свой натиск
кочевники в 70—80-е годы XII века. Половцы
легко прорывали оборонительные рубежи,
уничтожали крепости, жгли села, угоняли
многих пленных в степи. Они «перерезали»
Греческий, Соляной, Залозный торговые
пути и лишили русских купцов возможности
ездить по ним со своими товарищами. Только
совместные походы русских дружин в конце
XII века до некоторой степени ослабили
агрессию половцев.
Информация о работе Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского Государства (IX-XIII вв.)