Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать процесс информатизации школьного исторического образования.
Объект: информатизация школьного исторического образования.
Предмет: информационные технологии как средство информатизации школьного исторического образования.
Задачи:
Описать процесс информатизации школьного исторического образования.
Выявить возможности применения информационных технологий на уроке истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Процесс информатизации школьного исторического образования..5
Информатизация процесса обучения…………………………………………………………………….5
Информационные технологии как средство обучения истории……..…9
Опыт применения информационных технологий……………………...14
Глава II. Практическое применении информационных технологий на уроке истории средних веков…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Использование информационных технологий.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    4. Создаваемые на сайтах учебных  заведений персональные web-страницы  педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

    Персональный  компьютер можно использовать как  универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

    Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

    1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

    2. Повышение производительности труда.

    3. Установление межпредметных связей  с информатикой.

    4. Появляется возможность организации  проектной деятельности учащихся  по созданию учебных программ  под руководством учителей информатики и истории.

    5. Учитель, создающий, или использующий  информационные технологии, вынужден  обращать огромное внимание подачи  учебного материала. Что положительным  образом сказывается на уровне  знаний учащихся.

    6. Изменяется к лучшему взаимоотношения  с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе "родственную душу".

    7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к  дорогой, увлекательной игрушке.  Ребята начинают воспринимать  его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

    Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик  обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

    Вместе  с тем существует достаточное  количество проблем связанных с  внедрением ИТО в образовательный  процесс и их негативное влияние  на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников10. Среди них:

    1 сложность восприятия больших  объемов информации с экрана  дисплея;

    2 отсутствие непосредственного и  регулярного контроля над ходом  выполнения учебного плана;

    3 нарушение взаимодействия учитель-ученик. Т.к. компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

    Не  смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:

    1. формируют высокую степень мотивации,  повышают интерес к процессу  обучения;

    2. повышают интенсивность обучения;

    3. позволяют достигнуть индивидуализации  обучения;

    4. обеспечивают объективность оценивания  результатов;

    5. увеличивают долю самостоятельной  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Практическое применение информационных технологий на уроке истории Средних веков.

Во время  прохождения педагогической практики мне удалось использовать на уроках истории средних веков следующие информационные технологии:

  • использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

    К видеоматериалам предъявляются  общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач11.

    Прежде  всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог  с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.

    Демонстрация  видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям  методики преподавания истории и обществознания.

    Таким образом, значение видеофильма определяется, прежде всего, возможностями его  как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания. 

    При подготовке к уроку «Культура Византии» (урок изучения нового материала) я подумала, что неплохо бы было использовать фильм, чтобы ученики сами увидели архитектуру и культурные памятники Византии (Константинополя). В интернете я нашла фильм «Византия. Утраченная империя» производство Discovery. Но показать его полностью времени не хватило и поэтому я решила его обработать с помощью компьютерных программ MoviMaker и Magic Video Converter. В результате чего получился фрагмент, который точно соответствовал теме урока.

    Провела хронометраж фрагмента и определила время просмотра (25 мин); сформулировала к фрагменту вопросы и задания для учащихся; определила значение фрагмента для изучения конкретной темы; после просмотра выявила результаты.

    Готовясь  к проведению киноурока, я внимательно просмотрела кинофильм. В ходе просмотра фильма  отметила кадры, к которым должна была привлечь внимание учащихся. Выделила для объяснения новые понятия (некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и о их значении легко догадаться по контексту). Смонтировала и обрезала фильм, чтобы он подходил по времени. Узнала в каком формате читает диски DVD-проигрыватель в кабинете истории и нарезала диск именно в этом формате, чтобы не сорвать урок из-за технических неполадок.

    После такой подготовительной работы, необходимо было спланировать киноурок:

  • остановиться на названии кинофильма «Византия. Утраченная империя.»- учащимся были заданы вопросы на основе ранее изученного материала: Существует ли Византия на данный момент? Как образовалась империя? Кто разрушил ее?
  • В некоторых случаях необходимо было дать краткие пояснения о месте и времени действия.
  • Дать контрольные вопросы,  ответы на которые учащиеся должны сдать в конце урока.

    Работа  с кинофрагментами состояла из следующих четырёх этапов:

    1. Работа с незнакомыми словами.

    2. Вступительная беседа.

    3. Просмотр кинофрагмента.

    4. проверка понимания кинофрагмента.

    Для  проверки понимания и внимательности учащихся были предложены 10 контрольных вопросов:

    1. В каком году закончилось правление последнего императора Константина Палеолога?
    2. Назовите имя великого главного канцлера Византии?
    3. В каком храме были собранны все святыни Константинополя?
    4. Назовите правителя г.Мистра?
    5. Учитель из Константинополя?
    6. Назовите столицу средневековой Византии? Как сейчас называется этот город?
    7. Какой символ последних императоров Византии?
    8. Какого цвета был камень символ императорской власти?
    9. Что переняла культура России от культуры Византии?
    10. С чем у вас ассоциируется Византия?

    В конце урока всем ученикам были поставлены положительные оценки, что свидетельствует о эффективности применения видеоматериалов на уроке. 

  • Использование Интерактивной доски.

     Огромные  возможности доски позволяют  включать в образовательный процесс  разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение  на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие  записи и исправления.

     Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

     Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

     Интерактивная доска использует различные стили  обучения: визуальные, слуховые или  кинестетические. Благодаря интерактивной  доске, ученики могут видеть большие  цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Способы использования интерактивной доски  на уроке истории Средних веков:

  • объяснение принципов работы с историческими картами, путем выполнения   действий непосредственно на доске;
  • объяснение работы с историческими источниками, работы с лентой времени;
  • закрепление пройденного материала, путем выполнения разнообразного рода заданий (кроссворд, задания на сопоставление, исторические ребусы и т.д.);
  • защита проектов учащимися (творческие задания);
  • проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

выполнение  заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое12.

     В конечном счете, использование интерактивной  доски на уроках истории, в частности  на уроках истории Средних веков, положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

     При использовании интерактивной доски  непосредственно во время учебных  занятий, то перед преподавателем открывается  широкий спектр возможностей ее применения. Во-первых, интерактивную доску учитель может использовать на разных этапах урока. Во-вторых, как выше уже было сказано, что учитель может использовать и применять интерактивную доску в различных формах занятий (урок-лекция, урок-викторина, урок- экскурсия и др.).

     Более подробно рассмотрим применение интерактивной  доски на уроке истории Средних веков.

Тема: «Западная Европа в IX-XIвв.»

Учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс

Тип урока: комбинированный урок. 

Цели:

Информация о работе Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков