Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:48, контрольная работа
Толковый словарь обществоведческих терминов Н.Е. Яценко толкует определение «исламизация» как:
1) принятие ислама населением каких-либо территорий;
2) введение в ряде стран предписаний ислама в качестве норм современной общественно-политической жизни.
Толковый словарь обществоведческих терминов Н.Е. Яценко толкует определение «исламизация» как:
Определение
исламизации как процесса усиления влияния ислама в
различных сферах государственной политики
и общественной жизни, а также процесс
увеличения количества людей, исповедующих
ислам в определённом регионе или стран
Основной формой исламизации является миграция населения из арабских стран (Ближний Восток, Северная Африка). Непрекращающийся поток мигрантов захлестнул Европу, чему способствуют постоянная нестабильность и конфликты в арабских странах.
Отдельной формой следует выделить рост численности мусульман внутри исламских общин в Европе.
Существует и внутренняя исламизация. Этот процесс ставит острый вопрос Западу – почему значительная часть (это не единицы) христиан переходят не просто в другую религию, а именно в ислам, в то время как весь западный мир начинает открыто заявлять о необходимости борьбы с исламизацией.
Реального количества мусульман в Европе не знает никто, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики. По разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24 миллионов мусульман, есть цифры и 52 миллионов. Самая крупная мусульманская община – во Франции: от 5 до 7 миллионов (до 10% от общего числа населения), ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма. Многочисленные общины последователей ислама сформировались в Германии (4 млн.), Великобритании (1,7 млн.), Италии и Голландии (по 1 млн.). Все государства западной Европы испытывают на себе процесс исламизации. В большей степени «достаётся» странам географически расположенным близко к арабскому миру – Италия, Франция, Испания. Яркое подтверждение тому – последние события, связанные с неиссекающим потоком беженцев («человеческое цунами» как назвал его итальянский премьер Сильвио Берлускони) из Ливии. Численность мигрантов превысила численность местных жителей острова Лампедуза.
Потоки мусульманской миграции 1950–1970−х отражают колониальный опыт европейских стран. Так, в Британии около 75% мусульман — выходцы (и их потомки) из Южной Азии. Половина из них — пакистанцы, по четверти — индийцы и бангладешцы. Во Франции основную часть мусульманского населения составляют выходцы из Северной Африки — из бывших французских колоний Алжира, Марокко и Туниса. В Нидерландах заметная доля мусульман представлена индонезийцами и суринамцами (что характерно, мусульман из Индии и Индонезии в Суринам привезла голландская колониальная администрация). Те же страны, которые не имели колониальных империй, привлекали гастарбайтеров из Турции и других стран Средиземноморья. В Нидерландах и Бельгии примерно по трети мусульманского населения составляют выходцы из Марокко и Турции, в Германии на турок приходится около 70% всех мусульман. Высока доля североафриканцев в мусульманском населении Испании и Италии. Хотя в последней заметны общины албанцев, сомалийцев и арабов с Ближнего Востока.
Также определённую роль региональной специфики исламизации сыграли государственный программы по привлечению трудовых мигрантов из стран «третьего мира». Йорген Нильсен, профессор исламских исследований Бирмингемского университета утверждает, что мусульманская карта Европы сегодняшнего дня довольно неплохо отражает карту промышленных районов 1950–1960−х годов.
Исламизация Европы – это процесс начавшийся не так давно. До конца Второй мировой войны исповедующих ислам было не так много. В 1950 году в западноевропейских странах (то есть без Балкан) жило всего 300 тыс. мусульман — буквально по несколько тысяч человек в портовых городах. Уже в 1970 году мусульман в Европе было 2,7 млн, а сегодня — в шесть раз больше. Сегодня в целом по ЕС на мусульман приходится всего 3,4%.
Можно выделить ряд причин возникновения данного процесса:
Серьёзному рассмотрению должен быть подвергнут вопрос, касающийся существования единой стратегии исламизации в Европе. Ряд исследователей (Йорген Нильсен, профессор исламских исследований Бирмингемского университета, Жослин Сезари, профессор Гарвардского университета и автор книги о мусульманах в Европе и США) утверждают о разобщённости европейских мусульман: «Европейский ислам не существует как понятие, потому что европейские мусульмане крайне разобщены, прежде всего, по национальному признаку. Если европейские страны никак не могут осуществить европейский проект, то было бы странно, если бы это могли сделать живущие в Европе мусульмане. Многие из них, прежде всего, идентифицируют себя как марокканцы, турки или пакистанцы и только потом как мусульмане». Политический ислам не стал серьезной объединительной силой мусульман в Европе. Они остались разделены по ветвям ислама, по странам происхождения и по регионам проживания.
Но есть и приверженцы противоположной точки зрения. Так, например французская журналистка Жизель Литтман, в 2005 году издала разошедшуюся большим тиражом книгу «Еврабия», в которой предсказала поглощение Европы мусульманским миром. По ее мнению, европейские правительства заключили тайный альянс с арабскими странами Ближнего Востока и Северной Африки о создании будущего альянса, который сможет противостоять Соединенным Штатам. Для этого Европа согласилась открыть свои двери для мусульманских мигрантов, которые медленно, но верно превращают ее в часть исламского мира.Идея Еврабии с тех пор была популяризована в политологии и в прессе, о ней писали звезда итальянской журналистики Ориана Фаллачи и американский публицист Роберт Спенсер, политик и публицист из Голландии Айяан Али-Хирси и американский историк Даниэль Пайпс. За последние годы было издано несколько десятков книг под названием «Пока Европа спала» или «Последний шанс Запада», в которых рассказывалось, как мусульманское население Европы выступает пятой колонной мирового ислама.
Вводится и такое понятие как «исламофашизм». Основанием ввода данного термина стало, по мнению ряда учённых и публицистов, категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность исламистов к радикальным методам борьбы против того, что Усама бен Ладен и другие исламисты называют «вторжением неверных» и «оккупацией мусульманских земель». Известный философ Френсис Фукуяма в 2002 году утверждал, что сегодняшний «конфликт цивилизаций» — это не просто борьба с терроризмом и не борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее «борьба с исламофашизмом», то есть с радикально нетерпимой и антисовременной доктриной, отрицающей ценности западной цивилизации, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира. Между современный исламским экстремизмом и фашизмом Гитлера и Муссолини ставится знак равенства. Но вот, что парадоксально – и мусульмане (в частности в Великобритании) называют действия правых радикалов фашистскими. У меня лично возникают большие сомнения по поводу применения термина «фашизм» к каким бы то ни было экстремистским течениям. Любое упоминание о фашизме у большинства современного человечества взывает резко отрицательное восприятие, т.е. применение данного термина, на мой взгляд, носит пропагандистский характер. Такую же трактовку термину исламофашизм дают такие критики как Джозеф Собран, Пол Кругман и Михаэль Дорфман.
С самого начала исламизации, вернее сказать, увеличению числа мусульман на европейском континенте, власти большинства стран стали проповедовать идеи толерантности и политкорректности, несовместимые с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций» утверждал, что Европа и ислам – это два антипода, две изначально враждебные антагонистические цивилизации. Однако господствовало мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское общество будет способствовать сближению христианской и исламской цивилизаций.
Прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства давно перестала работать. Ей на смену пришла концепция мультикультурных, многоконфессиональных, а с недавнего времени и многоязычных сообществ. Для приверженцев демократии и либерализма эта концепция представляются логическим развитием европейской цивилизации. В ее основе лежат такие принципы, как личная свобода, всеобщее избирательное право и равенство всех граждан, независимо от пола, расы или религиозной принадлежности. В странах Западной Европы права меньшинств гарантированы и защищены государством. При этом не делается никакой разницы между «старым» и «новым» населением: их права на самобытное существование должны защищаться демократическим государством в равной мере.
Идеи синтеза ислама и европейской цивилизации нашли свое выражение в виде исламского либерализма, или Евроислама, то есть либерального, проникнутого европейской культурой ислам. Сторонники -духовный лидер евромусульман Тарик Рамадан, ректор Большой Парижской мечети Далиль Бубакер. Был создан даже в 2002 году Французский Союз мусульманского культа. Однако, идея интеграции мусульман в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в среде мусульман. Наоборот, в отличие от прошлых лет все больше мусульманских мигрантов и их потомков принципиально отказывается интегрироваться в европейское общество. Шейх Юсуф аль-Кардави, который возглавляет Европейский совет по фетвам и исследованиям и возглавляет множество других мусульманских организаций, говорит о возможности диалога с немусульманами, но настаивает о необходимости отделения мусульманского общества от западного (общество в обществе).
Ярким примером провала политики интеграции является всеобщая радикализация мигрантов во втором поколении, для которых потеряны контакты с родиной родителей, но и новая родина не всем даёт возможность закрепится в социуме. Отсюда все более радикальные требования прав и свобод, не желание мириться с европейскими традициями, а стремление привнесения исламских традиций в европейское общество. Для молодёжи ислам становится своеобразным маркером культурной идентичности, в то время как сами религиозные практики уходят на второй план. Многие участники террористических актов в США, Мадриде, Лондоне являлись европейскими мусульманами – мигрантами во втором поколении.
Многие исследователи ислама считают европейский исламистский радикализм заменой течений левого толка. Пустующую нишу социализма заполняют политические идеи ислама. Всё заметнее становится политизация ислама. Если до конца 1990-х гг. исламистских политических партий в Европе не существовало, то сейчас они появились во Франции и Бельгии. Пока эти партии немногочисленны и не представлены в парламенте. Но за ними уже числятся первые успехи: в Бельгии в мае 2003 года Партия гражданства и процветания, которая проповедует радикальный ислам, набрала более 8 тысяч голосов на выборах в Брюсселе.
В условиях построенного на либеральных ценностях европейского общества выработка какой-то особой политики по отношению к мусульманам, само их выделение из числа других меньшинств представляется совершенно недопустимым нарушением демократии. Настойчивое стремление не замечать специфику мусульманских проблем приводило к тому, что такие экстремисты, как египтянин Абу Хамза, без проблем получали британское гражданство и в течение многих лет спокойно жили в Великобритании, занимаясь террористической деятельностью.
Для европейского либерализма было бы немыслимым принятие законодательных актов, аналогичных, к примеру, недавно принятому австралийскому указу об арабо-мусульманских иммигрантах, от которых «правительство ощущает угрозу террактов». В этом указе говорится, что «мусульманам, желающим жить в Австралии по законам шариата, придется покинуть эту страну». В Европе же высказывания о том, что ислам является угрозой для общества, влекут за собой обвинения в расизме и судебное преследование. Данная ситуация непременно повлечёт за собой раскол между общественностью и правящими кругами европейских стран. Руководство многих стран понимает это, о чём свидетельствуют заявления лидеров Германии, Великобритании и Франции о признании краха политики мультикультурализма.
Процесс исламизации европейского континента и проблема экстремистского ислама уже давно будоражит умы публицистов и общественных деятелей. Несомненно, ответ на те злодеяния, которые совершают экстремисты, должен последовать незамедлительно. Другой вопрос как это сделать. Большинство акций приводит к усилению межкультурного конфликта. Проповедь Орианы Фаллачи («Ярость и гордость») яркое тому подтверждение. Она имеет полное право критиковать ту часть исламского мира, которая встала на путь экстремизма. Тех кто не только не уважает ценности и традиции того мира, в который прибыли, но ещё и пытаются насадить собственные обычаи в западной цивилизации. Но то как она преподносит свои взгляды, вполне заслуженно встречает волну недовольства в исламском мире. Она говорит о «ничтожности» арабской культуры: «…вместо того чтобы вносить свою лепту в прогресс, задирают задницы и молятся», о Коране как плагиате Библии и Торы. Всё человечество итак понимает весь ужас, исходящий от угрозы мирового терроризма и его проводников в западную цивилизацию, но не стоит задевать весь мусульманский мир. На мой взгляд, самое главное в обращение знаменитой журналистки – это призыв к руководству, к политикам, общественному мнению европейских стран. Призыв действия. Она обвиняет Сильвио Берлускони и других европейских политиков в трусливости, в боязни открыто заявить о проблеме, которая уже настигла всю Европу. «Требования» Фаллачи доходят до европейских лидеров только сегодня, когда вся Европа и мир в целом заявляют о несостоятельности политики интеграции исламского мира в западную цивилизацию.