Иосифляне и нестяжатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Вместе с тем, многие аспекты духовных исканий тех лет остаются актуальными, так как, с одной стороны, они оставили глубокий след в нашем менталитете, а с другой, Русская Православная Церковь и сегодня ими руководствуется в своей повседневной жизни.
Прежде всего, необходимо охарактеризовать историческую ситуацию в Русской земле на данном этапе, т. к. Церковь никогда не отделяла себя от судеб страны. Более того, именно с благословения и при прямом участии деятелей Церкви вершились многие из основных событий.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 25.22 Кб (Скачать)

 

Таким образом, «иосифляне» одержали победу в борьбе за неотчуждаемую  церковную собственность, а великокняжеской  власти пришлось искать новые пути сосуществования с Церковью в  следующем двадцатилетии. Между  тем, духовный образ инока и его  личное нестяжание, а также многие элементы монастырского общежития  по образцу Нила Сорского, окончательно утвердились собором в монашеской жизни.

 

Спор «нестяжателей» и «иосифлян» продолжился после собора и смерти преподобных Нила и Иосифа. Постепенно «иосифляне» взяли верх, особенно после 1522 года, когда их представители  стали неизменно занимать митрополичий престол. В отношении некоторых  видных «нестяжателей» начались притеснения, в результате чего, «мирный» этап споров закончился и к середине XVI столетия многие скиты «заволжских старцев» опустели. И все же это нельзя назвать противостоянием, т. к. сам  спор носил характер истинного христианского  смирения. Так, А. В. Карташев подчеркивает, что «тихая бесшумная победа «иосифлян» очень показательна. Показательно и  тихое, пассивное отступление «нестяжательства»». В Западной Европе, например, несколько  подобный духовный спор вылился в  Реформацию с ее 150-летними кровопролитными  религиозными войнами.

 

Одержавшие верх «иосифляне», не отринув  лучшего от нестяжательства, утвердили  Церковь как самостоятельный, независимый  от светской власти институт, но наметили, при этом, тесное сотрудничество с  государством, приблизив последующую  «симфонию» в их отношениях. В то же время, в исторической перспективе, постоянное усиление абсолютной власти монархии привело к ее желанию  подчинить критический голос  Церкви своим интересам, что и  реализовал в XVIII столетии Петр I.


Информация о работе Иосифляне и нестяжатели