Институт Уполномоченного по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:15, доклад

Описание работы

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) находится в России в первоначальной стадии формирования. В 1998 году Дума РФ избрала Уполномоченного, был сформирован его центральный аппарат в Москве, сегодня дебатируется вопрос о структуре института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - быть ли ей вертикально структурированной или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти. Сегодня вопрос о назначении или выборах Уполномоченного в регионах России решается по-разному.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 31.48 Кб (Скачать)

На мой взгляд, ряд положение  рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной  инициативы, что существенно повысит  его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные  предложения по его совершенствованию  предполагают изменение самой концепции  института омбудсмана в направлении существенного повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции.

Кроме того, важный момент, на мой взгляд, состоит в том, чтобы  более четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон  необходимо внести дополнения, которые  бы подчеркивали контрольную функцию  омбудсмана. В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: "организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими". Это - его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: "обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана - нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.

Порядок назначения и отставки уполномоченного регулируется следующим образом.

Уполномоченный назначается  на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

На должность уполномоченного  назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области  прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной  Думы и депутатскими объединениями  в течение месяца до окончания  полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в  список для тайного голосования  двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня  истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность  с момента принесения присяги  в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

Уполномоченный не может  являться депутатом Думы или регионального  законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или  иного объединения, преследующего  политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его  полномочия прекращаются и Дума назначает  нового Уполномоченного5.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной  Думой:

 

- в случае нарушения  им статьи закона о деятельности  несовместимой с его статусом;

- в случае вступления  в законную силу обвинительного  приговора суда в его отношении; 

- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности  по состоянию здоровья или  иным причинам;

- в случае подачи им  заявления о сложении полномочий.

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

Уполномоченный по правам человека имеет свой аппарат. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами  юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном  бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету  своих расходов самостоятельно6.

Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное  расписание аппарата и утверждает положение  о нем. По вопросам, связанным с  руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

При Уполномоченном может  создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ежегодные доклады Уполномоченного  обязательно публикуются в "Российской газете". Специальные доклады - по решению Уполномоченного могут  публиковаться в "Российской газете" и других изданиях.

Заключение

 

Заключение

Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека - не самая авторитетная и влиятельная  фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение - как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать. На первых порах многое зависит от личности человека, занимающего этот пост. Олег Миронов, безусловно, менее яркий  трибун и борец за права человека, чем был его предшественник на этом посту Сергей Ковалев. Хотя Миронов  тоже выступает часто и вполне здраво (для выходца из КПРФ), но его  гораздо меньше слышно.

Пока не радует и отношение  иных государственных институтов к  деятельности Уполномоченного. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмана находится на крайне низком уровне. Так, в 2000 году бюджет Уполномоченного и его аппарата составляет всего 41 млн. рублей (в несколько раз меньше, чем, например, у Счетной палаты). Аппарат Миронова за два года уже 6 раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, офис омбудсмана находится в здании, где размещаются еще 45 организаций и действует пропускная система. Это также не способствует улучшению имиджа Уполномоченного, который по смыслу своей деятельности должен быть максимально открыт и доступен для граждан.

1 Стрекозова В.Г., Казаков Ю.Д. «Государственное (конституционное) право Российской Федерации», - М., 1995г.

2 Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), - М., 1994г

3 Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, - М., 2001г

4 Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права», - М., 2001.

5 Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), - М., 1994г

6 Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, - М., 2001г


Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека