Институт Уполномоченного по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:15, доклад

Описание работы

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) находится в России в первоначальной стадии формирования. В 1998 году Дума РФ избрала Уполномоченного, был сформирован его центральный аппарат в Москве, сегодня дебатируется вопрос о структуре института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - быть ли ей вертикально структурированной или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти. Сегодня вопрос о назначении или выборах Уполномоченного в регионах России решается по-разному.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 31.48 Кб (Скачать)

Введение

Институт Уполномоченного  по правам человека (омбудсмана) находится в России в первоначальной стадии формирования. В 1998 году Дума РФ избрала Уполномоченного, был сформирован его центральный аппарат в Москве, сегодня дебатируется вопрос о структуре института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - быть ли ей вертикально структурированной или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти. Сегодня вопрос о назначении или выборах Уполномоченного в регионах России решается по-разному. Неясным остается организационное и властное соотношение таких центральных структур как Комиссии по правам человека при Президенте РФ (во главе с Владимиром Карташкиным) и Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ (во главе с Олегом Мироновым).

В структурах исполнительной власти в центре России и в регионах, в средствах массовой информации, в общественных организациях сегодня  обсуждается необходимость введения профилированных Уполномоченных типа "омбудсман по прессе", "омбудсман по детям", "по правам заключенных"...

Согласно распространенной в правозащитных кругах критической  оценке, в настоящее время в  России и во многих других странах  СНГ способ развития института Уполномоченного  как нельзя лучше отражает реальное содержание постсоветской демократии, когда провозглашаемые независимыми общественные структуры (а именно таким  должен быть Институт Уполномоченного) на деле, по механизму своего функционирования, рискуют оказаться рутинными  элементами государственно-бюрократического аппарата. Институт Уполномоченного на постсоветском пространстве, как и прежние "уполномоченные структуры", ведет свое происхождение от власти, а не от общества.

Созданные структуры работают по государственно-чиновному образцу  и пока малоэффективны на практике. Кроме того, появившиеся уполномоченные не знакомы с мировым опытом работы института Уполномоченного, их личный опыт также невелик, а независимое положение и общественный авторитет им еще предстоит завоевывать. В настоящее время этому мешает все более проявляющаяся зависимость уполномоченных от вертикали исполнительной власти.

Институт омбудсмана-уполномоченного по правам человека призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем, Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.

Эффективное функционирование Института Уполномоченного на постсоветском  пространстве вряд ли возможно без  создания соответствующей информационной и культурной среды восприятия этого  нового для нашего общества социального  механизма.

 

История становления  института Уполномоченного по правам человека в России.

Институт омбудсмана имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмана юстиции. Однако сам термин "омбудсман" появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсманом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсман" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо"1.

Сама должность омбудсмана носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах, на родине этого института, используется название Омбудсман юстиции, в англоязычных странах - парламентский уполномоченный. В России же должность омбудсмана носит наименование: Уполномоченный по правам человека.

В России впервые должность  Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным  Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой  же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский  уполномоченный осуществляет парламентский  контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ.

Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в  силу 4 марта 1997.

Однако в Конституции  РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между  исполнительной и законодательной  властью. В принятом варианте Конституции  определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного  по правам человека (ст. 103), относит  к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом2.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных  функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций  Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления  им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Зиновьев А.В. «Конституционное право  России» учебное пособие, - М., 2000г  В качестве гарантий деятельности Уполномоченного  были установлены определенные обязанности  органов государственной власти и местного самоуправления, а также  их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления  его полномочий; давать ответы на его  обращения в связи с нарушениями  прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к  сфере прав и свобод человека и  гражданина.

Первым омбудсманом в России был Сергей Ковалев.

 

Правовое  положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что  при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2). Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко Коваленко А.И. «Основы конституционного права Российской Федерации (в вопросах и ответах)» учебное пособие, - М., 1994г. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.

Функции уполномоченного по правам человека в РФ:

 

Уполномоченный рассматривает  жалобы граждан РФ и находящихся  на территории РФ иностранных граждан  и лиц без гражданства на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в  судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми  по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает  жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов  Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения  года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда  заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение  существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями  решений, принятых по его жалобе, рассмотренной  в судебном или административном порядке.

 

Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру  администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

– принять ее к рассмотрению;

– разъяснить заявителю  средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

– передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции  которого относится разрешение жалобы по существу;

– отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

– Уполномоченный в десятидневный  срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

По результатам  рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

– обратиться в суд с  заявлением;

– обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или  уголовного дела;

– обратиться в суд или  прокуратуру с ходатайством о  проверке вступившего в силу решения  суда;

– изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;

– обратиться в Конституционный  суд с жалобой.

Уполномоченный  вправе принять меры в пределах своей  компетенции по собственной инициативе:

- при наличии информации  о массовых или грубых нарушениях  прав и свобод граждан; 

- в случаях, имеющих  особое общественное значение;

- в случаях, связанных  с необходимостью защиты интересов  лиц, не способных самостоятельно  использовать правовые средства защиты3.

Должностные лица обязаны  бесплатно и беспрепятственно предоставлять  Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня  запроса. Уполномоченный обязан направлять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит  нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностное лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть  их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.

 

Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей  деятельности Президенту, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство, Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные  доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого  или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, - М., 2000г

 

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

 

1) направлять государственным  органам, органам местного самоуправления  и должностным лицам свои замечания  и предложения общего характера,  относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам  права законодательной инициативы  с предложениями об изменении  и о дополнении федерального  законодательства и законодательства  субъектов Российской Федерации  либо о восполнении пробелов  в федеральном законодательстве  и законодательстве субъектов  Российской Федерации, если Уполномоченный  полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов,  органов местного самоуправления  или должностных лиц, нарушающие  права и свободы граждан, совершаются  на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации4.

Законом предусмотрены ежегодные  доклады Уполномоченного о своей  деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные  органы - Президенту, в Совет Федерации  и Госдуму, Правительство, Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд и Генпрокурору. По отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может  направлять в Государственную Думу специальные доклады. Так, например, в июне 1999 года был издан спецдоклад г-на Миронова "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами". Также был спецдоклад по Чечне.

Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека