Инквизиция. Преследование колдунов и ведьм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

Эпоха Средневековья была проникнута своеобразным сочетанием христианских учений о едином Боге с языческим пантеизмом. Именно с этими вкраплениями язычества и вела борьбу католическая церковь. Вопросы веры, вопросы о Боге, об источнике грехов и пороков, о путях спасения души были самыми важными в духовной жизни людей того времени. Бог присутствовал в повседневной жизни, во всех делах человека, в конце концов, став частью реальной жизни, но все же достаточно абстрактной и далекой для него. Иконы, мощи святых, распятия имели ту же функцию защиты от зла, что и языческие идолы и амулеты. Зло в христианском мире было чинимо сатаной - противником и самым страшным врагом Бога, искушавшим и вводившим во грех людей.

Работа содержит 1 файл

Инквизиция.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Повсеместное  недовольство инквизиторской жестокостью  Никона вынудила правительство (После  низложения Никона в 1666 году) расследовать деятельность этого опального патриарха. Хотя кровавый террор не прекратился. В 1681году для борьбы с расколом вновь созвали церковный собор во главе с новым патриархом.  
 
 
 
 
 
 

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция! Ее мрачная слава затмила злодеяния  инквизиторов в других странах. О  ее кровавых деяниях написаны сотни  книг, о ней пишут и будут писать как испанские историки, так и историки других стран, пытаясь не только рассказать в назидание потомству о ее жестокостях, но и объяснить их, разобраться в сложных корнях, породивших и питавших этот репрессивный орган на службе церкви и испанской короны.

В Испании инквизиция достигла своей "высшей " степени  развития. Испанская инквизиция стала  примером, эталоном для учреждений такого же рода во всем христианском мире.

И действительно, нигде инквизиция не действовала  так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой "совершенной" форме черты церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой католическими монархами.

Первыми жертвами испанской инквизиции стали "новые  христиане"- марраны. В Севилье от скученности в тюрьмах разразилась эпидемия чумы. Инквизиторы вынуждены были оставить город и разрешить покинуть его "новым христианам", но без имущества. Этим воспользовались свыше 8000 марранов и иудеев, бежавших от террора севильской инквизиции. Когда эпидемия прошла, инквизиторы вернулись в город и продолжили свою палаческую работу, и так как их "клиентура" сильно сократилась, то они выкапывали мертвых, судили их останки, отбирали у родственников осужденных наследство.

Томас Торквемада

Он считается  подлинным творцом и идеологом  Испанской инквизиции. Он возглавлял инквизиционный трибунал в течение  первых 18 лет после его создания. Фанатик, видевший основную цель своей  жизни в истреблении марранов, которых он считал виновными в  вероотступничестве, Торквемада отличался жестокостью, коварством, мстительностью и колоссальной энергией, что вместе с доверием, которое питали к нему Изабелла и Фердинанд, превратили его в подлинного диктатора Испании, перед которым трепетали не только его жертвы, но и его сторонники и почитатели, ибо он, как надлежит идеальному инквизитору, любого даже самого проверенного католика мог заподозрить в ереси, заставить признать себя виновным и бросить его в костер.

К 1492 году испанская  корона решила пополнить клиентуру "священного" трибунала, а заодно и свою казну, просто "гениальным способом". Был опубликован королевский указ, предписывавший всем иудеям в трехмесячный срок принять католическую веру или покинуть Испанию, причем в последнем случае все их имущество подлежало конфискации в пользу испанской короны. После того как инквизиция разделалась с иудеями и "новыми христианами", она принялась за арабов. Естественно, что подобного рода насилия вызвали возмущение среди мавританского населения. В Гранаде вспыхнуло восстание мавров в 1568 году, но оно было подавлено только два года стустя.

Машина инквизиции, раз запущенная, напоминала сорвавшегося с цепи пса, кусающего без разбора  своих и чужих. Ведь дьявол пытался  совратить не только марранов и мористов, не только простолюдинов, а и самых могущественных, самых преданных вере христиан. Так рассуждали инквизиторы, относясь с подозрением и недоверием не только к низам, но и к верхам - к королевскому окружению, к университетским кругам, к богословам, писателям, т. е . к среде, к которой принадлежали сами инквизиторы.

Испанский философ  Х. Л. Вивес в начале 16 в. писал  Эразму Роттердамскому: "Мы живем  в столь тяжелые времена, когда  опасно и говорить, и молчать". И в том, и другом случае любому ученому мужу инквизиция могла приписать тайные симпатии к иудаизму, наличие еретических высказываний и поступков, критику действий инквизиции, тысячу всяких других, действительных или вымышленных проступков. Примером тому может служить дело толедского архиепископа Бартоломе де Каррансы. Инквизиция, придравшись к некоторым фразам из его трактата, обвинила в протестантской ереси и арестовала его. Карранса семь лат находился в застенках инквизиции. Только после того как папа обещал признать его виновным, он был выдан Риму, где 9 лет просидел в крепости св. Ангела. Наконец, папский престол признал его "Комментарии" еретическими сочинением, заставил его отречься от еретических ошибок и сослал его в один из монастырей в Орвьето. Каррансе тогда исполнилось 73 года. Вскоре он умер.

Инквизиция ввела  с 1526 г. строжайшую цензуру на книги и прочие печатные издания. С 1546 г. инквизиция стала периодически издавать индексы запрещенных книг, значительно более обширные, чем это делала папская инквизиция. Практически в индекс заносились произведения многих выдающихся писателей (Раблэ, Оккама, Овидия, Бэкона, Абеляра и др.) ; за распространение, чтение и хранение их книг инквизиция грозила костром.

В 18 в. деятельность испанской инквизиции была направлена в основном на борьбу с "новшествами", в первую очередь со сторонниками французского просвещения, французской революции. Это не помешало инквизиции, когда французские войска вторглись в Испанию, не колеблясь выступить в поддержку иностранных завоевателей в надежде, что таким образом она сможет удержаться на поверхности. Наполеон "массой указов стал сваливать старый порядок вещей отменив инквизицию, утвердив лишь одну религию - католическую на территории Испании". Либеральная конституция 1812 г. повторно отменила инквизицию. Сколько же людей загубила инквизиция? По данным Хуана Антонио Льоренте: сожжено живьем 31912 человек, сожжено в изображении 17659 (сбежавшие и признавшие свою вину, поэтому сжигали лишь фигурки, изображающие приговоренных), приговорено к другим видам наказания 291450, всего - 341021 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:  

1. История инквизиции.

2. Процесс обвинения.

3. Инквизиция  в России.

4. Инквизиция  в Испании.

5. Заключение.

6. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 

1. И. Р. Григулевич "История инквизиции (13 - 20 вв.)" М: 1970 г.

2. Е. Ф. Грекулов " Православная инквизиция в  России" М: 1964 г.

3. С. Г. Лозинский  " Святая инквизиция" М: 1927 г. 

4. Х. А. Льоренте "Критическая история испанской  инквизиции" М:1936 г. (том 1и 2)

.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПЕРЕД ОБРАЗОВАНИЕМ ИНКВИЗИЦИИ 

Человечеству  всегда приходилось не сладко, а  во время предшевствовавшее образованию  инквизиции людям было и вовсе  плохо. Огромные поборы феодалов церковная  десятина и сборы со стороны государства  принуждали людей принадлежавших к слою, позже названному третьим сословием, трудиться в поте лица дабы снискать себе хлеб насущный. И тут же рядом существовал слой людей принадлежавших к христианской церкви. Монахи, свщенники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы и великое множество других существовали как бы в отдельном мире. Они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. Более того бытовало такое выражение: "Последний служитель церкви стоит гораздо больше любого государя". В начальный периуд своего существования церковь была гонима, последователи ее очень фанатичны, но в более поздние века своего существования церковь превратилась из гонимой секты одной из восточных религий в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлось светскими государями. Это повлекло за собой целый ряд злоупотреблений, и в конечном итоге привело к резкому падению авторитета церкви. (не случайно огромная часть германских государств с радостью приняло протестантизм, в противоположность Чехии, которая сохранила верность католичеству не смотря на крестовые походы против гуситов). 

Существует немало примеров в истории, когда благородное  дело начатое группой фанатично  настроенных подвижников в финале выраждалось из-за нашествия людей, которые присоединением к этому  начинанию приследовали свои личные корыстные цели. Так произошло и с католической церковью, по мере становления огромной всеевропейской организацией все больше и больше служителей оказывалось порочными, корыстными лицемерами. Это не означает, что не осталось в церкви людей подобных св. Франциску или св. Доминику, но их количество в общей массе оказалось ничтожным. Падение нравов среди служителей церкви достигло небывалого размаха. Богатые прелаты имели в подчинении целые армии, вели войны с соседними феодалами, грабили окрестное население непомерными налогами приводя в оправдание Священное Писание (написанное на латыни и недоступное в то время большинству населения), имели гаремы и вообще вели себя не сообразно с саном. В других местах наоборот существовала практика ограбления епископов нижестоящими священниками, как пример можно привести такой факт один из епископов Лангедока был принужден сам мыть кормить и запрягать своего мула, в котором состояло все его имущество. Стоит упомянуть так же о практике продажи церковных должностей. Самые высокие положения в церковной иерархии занимали люди абсолютно недостойные подобной чести. Существовала возможность совершения покаяния по доверенности, также можно было вступить по доверенности в брак. Монашеские ордена больше напоминали разбойничьи притоны, так как любой, даже самы закоренелый приступник мог избегнуть ответственности за содеянное путем вступления в тот или иной монашеский орден. Как справедливо замечает Генри Чарльз Ли в своей книге "История Инквизиции" нашеские ордена были настолько многочисленвы и влиятельны что и на них лежит ответсвенность в подобном падении нравов. Принимая во внимание все вышеперечисленное неудивительно что священнослужитили долго сопротивлялись целибату (полному безбрачию). Подобный разврат встречал активное неприятие со стороны населения. Церковь проповедовавшая заповеди Иисуса Христа сама же и нарушала их в первую голову. Именно по этому ересь в момент своего возникновения встретила очень хороший прием со сороны местного населения. 

ЕРЕСЬ 

Церковь, стоявшая так далеко от своего идеала и так небрежно относившаяся к своим обязанностямочутилась перед новой, грозной опасностью грозившей в корне подорвать ее могущество. Эта опасность пробуждение сознания в массах. Это движение начинается уже в XII веке, позже оно сделало Европу центром науки, искуства и вообще одним из основных центров мировой цивилизации. Само сабой это развитие не могло не сопровождаться возникновение сомнений и критики существующего порядка. Как только люди начали рассматривать и обсуждать вопросы, даже упоминать о которх раньше им не приходило в голову, они с неизбежной очевидностью отметили огромную пропасть лежавшую между учением Церкви и деяниями ее служителей, между поведением священников и монахов и данными ими обетами. В лучших школах Европы ученики изучали древнегреческие, арабские, древнееврйские рукописи и черпали из этих щедрых источников новые идеи, понятия, знания. Крестовые походы тоже сыграли в этом деле немаловажную роль. Древние рукописи привозимые из-за моря, призведения искуства и культуры все сыграло свою немаловажную роль в этой попытке возрождения. Произошел мощный всплеск интереса к наукам: таким как физика, химия, геометрия, астрономия. Церковь прекраасно понимала всю опасность, которую несет с собой развитие наук. Но еще большую опасность представляло собой возрождение Римского права. Люди с удивлением увидели что существует поразительно простая и в тоже время справедливая система правосудия с, которой не шли ни в какое сравнение громоздкая, несистематизированая система канонического права и грубое подобие правосудия феодального обычного права. 

Появившиеся в  это время ереси резко отличались от ранеесуществовавших ересей, измысленных  высокоучеными богословами посредством  схоластических приемов. Ересь этого  периуда первоначально распространялась в массах простого народа и уже позднее объяснялась и обосновывалась учеными еретиками. А так как, что естественно, бедная и угнетенная масса составляла большую часть прихожан, то и удар нанесенный нищими проповедниками был особенно силен.  

Все ереси той эпохи можно было подразделить на две части: 

* сектанты, твердо  придерживавшиеся основных положений  христианства, отрицая институт  священников; 

* манихеи. 

Среди сектантов  принято выделять катаров, вальденцев и альбигойцев. Последние были практически  уничтожены во время крестового похода против них.  

Вальденцы 

Цивилизация на юге Франции очень отличалась от всей остальной Европы как по рассовому так и по культурному  складу. Наличествовало смешение всех мыслемых народов, включая даже арабов. Из этого проистекала исключительная веротерпимость и такая же небрежность духовенства в вопросах чистоты религии. Ересь вальденцев это более строгий, аскетический вариант христианства проповедовавший чистоту жизни. Так же предполагался отказ от института священничества, право проповеди для всех, взаимная исповедь и вегетерианство. У вальденцев существовало свое духовенство известное как Совершенные (Majorales). Но вообще различие между духовенством и мирянами у вальденцев было сведено к минимуму. Совершенные полностью отказывались от всяческой собственности, покидали жилище, дабы приблизиться как только возможно близко к образу апостолов. Они поучали верных и привлекали новых верующих, существовали же они на пожертвования населения, среди которого они жили. Проповедники вальденцев очень быстро снискали себе огромную популярность и любовь среди простых людей, уставших от распутства духовенства. Эта секта была распространена на пространстве от Чехии до Арагонии и состояла преимущественно из простых людей, как следствие имелись небольшие разногласия в догматических вопросах (На начальных этапах отрицание таинства пресуществления). Церковь быстро осознала исходившую от вальденцев опасность и призвала к борьбе с ними, но еретиками она их не считала. В более поздних документах инквизиции можно встретить ссылки на "еретиков и вальденцев" подразумивая под еретиками катаров как более еретическое учение. Один инквизитор близко знакомый с вальденским учением описывал их так: "Эти еретики отличаются нравами и языком, ибо они скромны и воздержаны в речах. Они не проявляют суетности в одежде, которая всегда проста и чиста. Они никогда не пускаются в торговлю, боясь что им придется обманывать и нарушать свое слово; они предпочитают жить личным трудом как простые рабочие. Они не копят богатств как, довольствуясь необходимым. Они умерены и пище и в питье. Они не посещают ни кабаков, ни балов, ни других каких-либо мест развлечения. Они умеют сдерживать свой гнев. Всегда найдете вы их за работой; а так как они то учатся, то учат, то у них не остается времени на молитву. Еще их можно узнать по ясности и кротости их выражений; они избегают в разговоре шуток, пересудов, божбы, неприличных выражений и лжи. Они даже не говорят vere и certe считая это равносильным клятве"1 Но официальная пропвганда того времени обвиняла их в грязных половых сношениях, в том что они лицемерно скрывали свои верования исправно ходя к обедне и выполняя прочие католические обряды. Генри Чарльз Ли рассказывая о своей работе упоминает что очень сложно сохранить объективность т.к. ктически вся литература еретиков была сожжена на кострах инквизиции и единственный источник информации о сектантах это документы и свидетельства оставленные их, полными ненависти, врагами и недоброжелателями. У вальденцев имелся так же полный перевод Библии на простонародный язык, накоторый они опирались в своих проповедях и это являлось одним из самых сильных мативов преследования их со стороны церкви. Против вальденцев так же были выпущены эдикты светской власти, в которых все еретики объявлялись врагми государства, и это являлось одним из первых примеров преследования еретиков со стороны государства.

Информация о работе Инквизиция. Преследование колдунов и ведьм