Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:50, контрольная работа
Актуальность темы состоит в том, что формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения культуры своего этноса. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому поколению. Поэтому на сегодняшний день важно чтоб процессы инкультурации человека проходили без отклонений от общественной норы, так как от этих процессов зависит дальнейшее развитие и сохранение этноса.
Лучше всего вопрос инкультурации освещен в трудах следующих авторов: Кравченко А.И., Арутюнова С.А., Ерасова Б. С., Соколов Э.В. и др.
Цель данной работы – определить значение процессов инкультурации в развитии человека и культуры.
Введение…………………………………………………………. 3
Культура и личность. Понятие инкультурации……………….. 5
Формы инкультурации.
Значение процесса формирования личности…………………. 9
Стадии инкульурации…………………………………………... 14
Заключение…………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………… 18
3.Уровень автономной морали, когда у человека формируются устойчивые моральные принципы и убеждения, и он в состоянии делать самостоятельный выбор.
Психологи Ж. Пиаже, Л. С. Выготский обращают внимание на то, что изменения духовного мира личности происходят синхронно с соответствующими биологическими изменениями. Существует устойчивая закономерная связь между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом - с другой. Эти идеи были подтверждены в ходе исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что число детей, стоящих на доморальном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (уровень конвенциальной морали). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления. Происходит постепенный переход от духовного мира детства, опекаемого и управляемого взрослыми, к духовному облику самостоятельной личности, когда уже внутренние регуляторы начинают играть главную роль в поведении человека. У него формируются убеждения, собственное видение проблем. И он начинает критично и избирательно оценивать влияния социальной среды. Одни из них человек воспринимает, другие отбрасывает как неприемлемые. Он начинает все оценивать сквозь призму своего личного опыта, знаний, представлений. Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы.9
Фундамент, духовная основа личности формируется в юные годы. Этим объясняется особая роль семьи и школы в формировании личности. Однако не следует думать, что процессы социализации и инкультурации распространяются только на ранний период жизни человека. Они не ограничиваются какими-то возрастными рамками и продолжаются в течение всей жизни человека. Чем это объясняется?
1. В процессе жизни меняются социальные роли, которые выполняет личность. Появляются новые должности, статусы, функции, новые социальные связи и отношения. Например, поступление в вуз, начало самостоятельной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение ребенка - все это новые социальные роли человека, которые требуют от него новых знаний, умений, выполнения новых функций.
2.
Изменения, в том числе и
кардинальные, может претерпевать
и само общество. И это требует
от человека серьезной
Среда
формирует личность, а личность с
определенного момента изменяет
и преобразует среду. Таким образом,
существует взаимодействие между личностью
и обществом. Причем, действует следующая
закономерность: чем более развита личность,
тем заметнее ее влияние на общество, коллектив,
в который она включена. По степени индивидуального
вклада личности в развитие общества судят
о ее масштабности. В этом случае говорят
о личностях рядовых, талантливых, выдающихся,
гениальных. На эту проблему можно посмотреть
сквозь призму понятий "культура личности"
и "культура общества". Культура личности
не только результат воздействия культуры
общества, но и источник ее развития. Именно
на уровне индивидуальной культуры осуществляется
рождение новых идей, взглядов, подходов,
ценностных представлений и норм. И лишь
получив определенное закрепление (материализацию
в той или иной форме) и распространение
в обществе, это новое становится достоянием
культуры общества. В этом постоянном
противоречии, основанном на несовпадении
культуры личности и общества, и заложен
источник движения и развития культуры.10
Таким
образом, общая направленность процесса
инкультурации состоит в
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В этом процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).11
На первой стадии дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания, является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков игры подразделяются на следующие типы:
— физические игры, в которых тренируется и развивается физическая активность;
—
стратегические игры, тренирующие и
развивающие способность
— стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающих ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске;
— ролевые игры, предназначенные для освоения ребенком тех функций, которые ему придется выполнять в будущем.
В
играх развиваются такие
В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае наличия определенной совокупности врожденных и приобретенных качеств, из которых наиболее важными являются следующие:
— достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства;
— овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
— овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
— принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, приводящих к значительным культурным изменениям.12
Первый
этап инкультурации способствует сохранению
стабильности культуры, поскольку основным
здесь является воспроизведение
уже имеющихся образов, контроль
за беспрепятственным
Таким образом, процесс инкультурации означает освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек получает способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Главное, инкультурация способствует сохранению стабильности культуры и в тоже время влияет на формирование менталитета личности.
Заключение
Процесс инкультурации в развитии человека и культуры играет огромную роль. Человек социальное существо, формирование личности которого происходит в процессе социализации и инкультурации. Инкультурация помогает освоить человеку основные элементы культуры, она направлена на сознательные регуляторы поведения человека. Процесс инкультурации, приобретения и развития человеком социальных и культурных качеств, не знает возрастных границ, в детстве формируется фундамент – духовная основа личности, а в процессе жизни развитие продолжается благодаря появлению новых социальных ролей, изменению должностных статусов.
В процесс инкультурации происходит освоение людьми своего социокультурного окружения, в результате которого человек получает способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде. Главное, инкультурация способствует сохранению стабильности культуры и в тоже время влияет на формирование менталитета личности.
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.
Инкультурация
— срастание с родной культурой,
становление человека воспитанного.
Конечный результат этого процесса —
интеллигент.
Список литературы
Информация о работе Инкультурация: понятие, формы и значение процесса