Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:50, контрольная работа
Актуальность темы состоит в том, что формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения культуры своего этноса. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому поколению. Поэтому на сегодняшний день важно чтоб процессы инкультурации человека проходили без отклонений от общественной норы, так как от этих процессов зависит дальнейшее развитие и сохранение этноса.
Лучше всего вопрос инкультурации освещен в трудах следующих авторов: Кравченко А.И., Арутюнова С.А., Ерасова Б. С., Соколов Э.В. и др.
Цель данной работы – определить значение процессов инкультурации в развитии человека и культуры.
Введение…………………………………………………………. 3
Культура и личность. Понятие инкультурации……………….. 5
Формы инкультурации.
Значение процесса формирования личности…………………. 9
Стадии инкульурации…………………………………………... 14
Заключение…………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………… 18
Оглавление
Введение……………………………………………
Значение процесса формирования личности…………………. 9
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………
18
Введение
Актуальность темы состоит в том, что формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения культуры своего этноса. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому поколению. Поэтому на сегодняшний день важно чтоб процессы инкультурации человека проходили без отклонений от общественной норы, так как от этих процессов зависит дальнейшее развитие и сохранение этноса.
Лучше всего вопрос инкультурации освещен в трудах следующих авторов: Кравченко А.И., Арутюнова С.А., Ерасова Б. С., Соколов Э.В. и др.
Цель данной работы – определить значение процессов инкультурации в развитии человека и культуры.
Для достижения цели были поставленные следующие задачи:
Структура контрольной работы. Работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы. Во Введении рассматриваются актуальность, цель, задачи, источники исследования.
В первом пункте рассматривается взаимосвязь понятий «культура» и «личность»; раскрывается значение понятия «инкультурация» и сравнивается с таким процессом как социализация.
Во
втором пункте описываются формы
инкультурации и как они
В третьем пункте раскрываются стадии инкультурации и значение этого процесса.
В
заключении обобщаются результаты исследования,
даются основные выводы.
Прежде всего следует отметить, что необходимо различать понятия "человек", "личность", "индивидуальность". "Человек" - это родовое понятие, оно отражает общие черты, присущие человеческому роду. В человеке присутствует и биологическое, и культурное начало. Что есть биологического в человеке? - Человек своим происхождением обязан природе, является ее частью. Он обладает определенной телесной организацией. У человека есть биологические, естественные потребности, природные задатки, которые способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности.
В
процессе общественной жизни у человека
формируются и развиваются
Биологические потребности человека содержательно меняются, окультуриваются, приобретают цивилизованный вид. Значителен круг человеческих действий, в которых переплетаются инстинктивные и культурные начала. Например, инстинкт проявляется в чувстве голода, аппетите. Культура же проявляется в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, скрестив под собой ноги, и в том, как будет приготовлена пища. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара.2
Можно сказать, что материальные потребности в определенной степени становятся подвластны моральным, эстетическим регуляторам, сдержкам и балансам. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врожденными свойствами, может быть существенно нейтрализована, облагорожена выработанным умением контролировать себя. Контроль человека над своими природными инстинктами - это важный элемент культуры. Культурное может контролировать биологическое, управлять им.
Кроме понятия "человек" существует понятие "личность". Первое понятие шире по своему объему и содержанию. Понятие "человек" отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие "личность" отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни. К важнейшим личностным характеристикам человека относятся: характер, эмоции и чувства, память, воля, интеллект, самосознание и самооценка, нравственность и другие формы мировоззрения, способность к различным видам деятельности. 3
Индивидуальность - это самое узкое по смыслу понятие; оно отражает совокупность уникальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от массы других. Не следует противопоставлять личность и индивидуальность, так как в личности неразделимы типичное, стандартное и неповторимое, уникальное.
Как взаимосвязаны личность и культура? Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания воплощаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям, к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности, культура не может реализоваться и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов. Поскольку личность - это человек как социальное существо, то отсюда следует, что личностью не рождаются, личностью становятся. Формирование личности происходит в процессе социализации и инкультурации.
Инкультурация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: ценностей, норм, символов, традиций.
Термин "инкультурация" был введен М. Херсковицем в работе "Человек и его работа. Наука культурной антропологии" (1948). Приблизительно в то же время К. Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин "культурализация", который обозначал и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. Понятия "социализация" и "инкультурация" во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Поэтому в современной научной литературе они нередко используются как синонимы. Это характерно для той группы исследователей, которые придерживаются широкого понимания термина "культура" как любой биологически ненаследуемой деятельности, закрепленной в определенных результатах.4
Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, проводят различие между этими терминами. По их мнению, инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких, как типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. В результате инкультурации человек способен, свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур.
По
своему характеру процесс
Социализация
связана с усвоением некоторого обязательного
культурного минимума. Речь идет об усвоении
основных социальных ролей, норм, языка,
черт национального характера. Напротив,
термин «инкультурация» подразумевает
более широкое явление, а именно приобщение
личности ко всему культурному наследию
человечества. А значит, не только к своей
национальной культуре, но и к культуре
других народов. Речь идет об овладении
иностранными языками, формировании широкого
кругозора, знаний всемирной истории.
Итак, инкультурация означает «приобретение
широкой гуманитарной культуры». В это
понятие входит также профессиональное
обучение, ведь приобретение профессиональных
знаний не есть необходимое требование
социализации.6
Рассмотрим, какими путями происходят процессы социализации и инкультурации. Они всегда протекают в определенной социальной среде. Наука накопила множество свидетельств о судьбах детей - Маугли, оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но никаких социальных свойств (мышления, речи, нравственных, эстетических качеств) он не приобрел. Вне социальной среды личность сформироваться не может.
Социальная среда не есть какая-то однородная масса. В ней принято выделять три уровня:
1. Мегасреда - мировая цивилизация, человечество в целом.
2.Макросреда - общество, страна, к которой человек принадлежит по рождению и воспитанию.
3.Микросреда - непосредственное, ближайшее окружение человека, те люди, с которыми он вступает в повседневные контакты (семья, первичный коллектив - учебный, трудовой, армейский, приятели, друзья).
Влияние этих сред может быть неодинаковым, даже разнонаправленным. Поэтому многое зависит от того, какой из этих факторов перевесит, окажет решающее влияние на формирование личности. 7Влияние социальной среды чаще всего является непреднамеренным. Человек наблюдает за поведением других людей и пытается вести себя подобным образом в аналогичных ситуациях. Он общается с другими людьми. По мере взросления круг этого общения расширяется. И в ходе этого общения человек приобретает жизненный опыт, представления о том, что одобряется, а что не одобряется в данном обществе, как следует выполнять свои функции и обязанности, вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
Для того чтобы обеспечить большую надежность и гарантированность процессов инкультурации, используются ее целенаправленные формы, и прежде всего воспитание. Воспитание - это целенаправленная передача норм и правил достойного (приемлемого) поведения от старшего поколения к младшему. В ходе воспитания происходит специальный отбор задач и идей, в духе которых следует формировать личность, а также средств и методов, которые обеспечивают наибольший эффект этого процесса. Процесс воспитания позволяет личности опереться на опыт прошлых поколений. Воспитание осуществляется в ходе деятельности различных социальных институтов: семьи, учебных заведений, религиозных организаций, средств массовой информации, культурно-просветительских организаций.8
В процессе формирования личности принято выделять несколько этапов. Основанием для такого выделения являются: 1) развитие у человека тех или иных качеств; 2) характер его взаимоотношений с внешней средой. Американский исследователь Л. Колберг выделяет три уровня духовного (морального) развития личности:
1.Доморальный
уровень, когда индивид
2.Уровень
конвенциальной морали, когда человек
ориентируется на заданные
Информация о работе Инкультурация: понятие, формы и значение процесса