Информационный потенциал музейной коллекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной работы: рассмотреть информационный потенциал музейной коллекции с точки зрения теории музееведения. Для этого в первой главе рассматривается, что такое информационный потенциал, музейной коллекции и информационный потенциал музейного предмета (объекта). А во второй главе описывается коллекция одного из разделов музея школы №77 с точки зрения информационного потенциала содержащегося в отдельных предметах данного раздела.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Музейная коллекция как научное понятие……………..…….5
Глава 2. Описание коллекции Музея истории школы №77……...……9
Заключение………………………………………………………………14
Список источников

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

      Не  смотря на то что портреты не являются подлинниками они составляют определенную значимость  для данной коллекции. Здесь не важна их художественная ценность. Портреты несут информацию о том, как выглядели покровительницы школы и дают представление о жизни в то время.

      Особый  информационный потенциал имеет  электрифицированный стенд с  дистанционным управлением, на котором  представлено родословное древо царствующего дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем 2. На стенде представлены портреты царствующих особ и как исключение портреты Великого князя Михаила Павловича, его жены Елены Павловны, их детей и внучки. Задача этого экспоната продемонстрировать, кто такая была Елена Павловна, что значит великая Княгиня и ее место в семье Романовых. Эти экспонаты не являются подлинниками, но имеют большую информационную ценность. С их помощью можно получить представление о жизни в высших кругах общества в 19 веке. Что же касается непосредственной жизни учебного заведения, то информация о ней содержится другие экспонаты. Очень интересны портреты воспитанниц. На одной из фотографий,  где воспитанница изображена в полный рост можно хорошо рассмотреть форменное платье с короткими рукавами, белые нарукавники, нарядный белый передник и белую пелерину. Длинные волосы аккуратно причесаны и заплетены в косу.

      Есть  одна групповая фотография, где изображены воспитанницы шестого класса с классной дамой и начальницей  в актовом зале на фоне портрета императрицы. Известно, что в училище было семилетнее обучение, девочек принимали с 10 -12 лет и самый младший класс был седьмой. Судя по этой фотографии одном классе обучались воспитанницы разного возраста от 11 до 14 лет примерно.

      Здесь же представлена ножная швейная машина фирмы «Зингер», но не с целью  демонстрации технического прогресса, а с тем, что бы показать как  и для чего ее использовали в училище. Под присмотром взрослых воспитанницы на подобных швейных машинах шили форменные платья из подготовленных деталей. У воспитанниц было два платья, которые они носили попеременно, чтобы можно было одно носить, а другое в это время почистить и в экспозиции выставлены утюги, с помощью которых они должны были приводить свою одежду в порядок.

        Таким образом подлинные фотографии  и вещи которые не являются  мемориальными (машинка и утюги)  показывают нам бытовую сторону  жизни  училища, так как многие  воспитанницы находились здесь  круглый год. В связи с этим в здании было предусмотрено место для их проживания.  В экспозиции представлены фотографии по которым можно судить как выглядели спальни воспитанниц (их по французки называли дортуары) В каждой спальне была икона, стол, аккуратно заправленные металлические кровати с тумбочкой у изголовья. Никаких картин, ничего лишнего на стенах все очень просто и даже аскетично и совсем по другому, нарядно и величественно выглядит актовый зал.

      Просторное  помещение с высокими арочными окнами, вдоль которых стоит ряд стульев, а свет от этих окон ложиться на блестящий красивый паркет, в простенках небольшие портреты в тяжелых рамах (трудно определить чьи).  А на торцевой стене портрет императрицы в полный рост.  Вид Актового зала свидетельствует о том, что здесь могли проходить торжественные мероприятия, а так же здесь могли обучать воспитанниц танцам.

      Другие  занятия у них проводились  в классах, что видно на одной  из фотографий. По этой фотографии был  изготовлен макет, который дает представление о том, как выглядел класс, парты, стол учителя, шкаф и небольшая черная доска, на которой писали мелом. Итак, два экспоната: подлинная фотография, которая несет достоверную информацию и макет – экспонат вспомогательного фонда, но как предмет цветной и объемный он  имеет большую наглядность и информативность и дополняет черно-белую фотографию. На этой же фотографии можно рассмотреть географическую карту и еще какие-то материалы к уроку. Возможно это таблицы, наподобие тех, которые представлены в этом разделе. А именно три таблицы по истории. На одной изображен Греческий театр, на другой - представлена сцена из жизни средневековья, а на третьей доспехи древнеримского  воина. По этим таблицам можно судить о том, что изучали на уроках истории и какое значение придавали наглядности при рассмотрении различных исторических периодов.  На одной из этих таблиц указана типография и год издания, по которым легко определить, когда и где они были напечатаны, можно судить также о высоком полиграфическом уровне печати и добротности изготовления учебных предметов, которые существовали в начале 20 века, то есть более ста лет назад.

      Рядом в витрине выложены учебные пособия, одно из которых открыто на странице, где напечатана молитва, известно, что  воспитанницы начинали свой день с  молитвы, потом они завтракали, а придя в класс, читали другую  молитву перед учением. В свободное время воспитанницы могли читать журналы и другие книги, которые  так же представлены в этой витрине.

      В этом разделе среди подлинных  фотографий есть групповая фотография преподавателей училища. На черно-белом снимке небольшого формата в помещении, возможно преподавательской,  изображена группа в основном мужчин в мундирах  некоторые сидят, другие стоят, причем один из них рядом с роялем.  Эта фотография свидетельствует о том, какой был в училище преподавательский состав (преобладали мужчины), о том также, что форменная одежда была не только у воспитанниц, но и у преподавателей. А наличие рояля говорит об определенной музыкальной культуре.

      Информацию  о том, что включал в себя учебный процесс, как он протекал, дополняют такие экспонаты как портфель и аттестат воспитанницы. Небольшой черный портфель без ручки с маленьким замком. Воспитанницам, которые круглые сутки находились в училище, конечно же такой портфель был не нужен, но его могли использовать приходящие воспитанницы, то есть в училище были и такие ученицы, которые приходили только на занятия, после которых, они  уходили домой, так как жили в семье. Что же касается аттестата то из него можно узнать об успехах конкретной воспитанницы внучки известного в 19 веке поэта Апполона Григорьева, Надежды Григорьевой. Но вместе с тем можно определить, какие предметы изучали в училище, и какие документы выдавали по окончании и кто в это время руководил данным учебным заведением.

      Еще один образец аттестата другого  вида, помещенный рядом, свидетельствует  о том, что форма аттестатов менялась. А представленные копии золотых  шифров, полученные в Российском государственном  историческом архиве, дают информацию о том, во-первых, как они выглядели, а во-вторых, что после придания училищу статуса Института воспитанницы, отлично закончившие его, могли получать не только серебряную медаль, но и золотой шифр как высшую награду.

Заключение.

     Деятельность  школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников.

     В представленной работе  при рассмотрении конкретной коллекции одного из разделов школьного музея удалось установить, что разные музейные предметы имеют различное информационное содержание. Подлинные фотографии и документы из архивов – это самые достоверные источники. К ним же можно отнести подлинные печатные издания, предметы быта и любые подлинные музейные предметы. Однако для создания образа, для предания наглядности экспозиции возможно использование вспомогательных материалов, при условии соблюдения исторической достоверности при их изготовлении.

     Информационный  потенциал данной конкретной коллекции удалось выявить и описать, опираясь на теоретические разработки данного вопроса, представленные в научной литературе. И благодаря этому удалось решить поставленные цели и задачи.

     Возможно, что материалы данной работы будут  использованы при изучении музейных предметов с точки зрения их информационного  потенциала и комплектовании фондов. 
 

Список  источников.

  1. Арзамасцев В.П. О систематической структуре музейной экспозиции. – М., 1992. 162с.
  2. Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.30.
  3. Бестужев –Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. // Декоративное искусство, 1976, № 9. С. 6-107.
  4. Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры.// Музей. Сборник статей и публикаций. Вып.9/ Сост. А.С. Логинова. – М. : Советский художник, 1988. С. 97.
  5. Коропов А.Е. Музееведение. 2-е изд. испр. и доп.- М.:Инфра-М, 2000. - 311 с.
  6. Галкина Т.В., Петунина О.О. Краткий словарь музейныхтерминов Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2004. - 16 с.
  7. Музейная деятельность на современном этапе / Сб.науч.тр. СПб гос. Ун-та. - СПб, 1996. - 215 с.
  8. Музееведение. Музеи исторического профиля. - М.,1988. – 245 с.
  9. Проблемы функционирования музеев. - М.: Инфра-М, 1999. - 129 с.
  10. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник// Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984. (Сб. науч. тр. НИИ культуры). 85 с.
  11. Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений, в кн.: Музей - культура - образование (Сб. науч. тр. ЦМР). М., 1992;
  12. Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005. 848с.
  13. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004. 190с.
  14. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. / Сочинения./ Общ. ред.: А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1982. 578с.
  15. Юренева Т. Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. 2006г. 560с.
  16. Материалы коллекции музея «История школы».

Информация о работе Информационный потенциал музейной коллекции