Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:09, курсовая работа
Цели и задачи данной работы: рассмотреть информационный потенциал музейной коллекции с точки зрения теории музееведения. Для этого в первой главе рассматривается, что такое информационный потенциал, музейной коллекции и информационный потенциал музейного предмета (объекта). А во второй главе описывается коллекция одного из разделов музея школы №77 с точки зрения информационного потенциала содержащегося в отдельных предметах данного раздела.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Музейная коллекция как научное понятие……………..…….5
Глава 2. Описание коллекции Музея истории школы №77……...……9
Заключение………………………………………………………………14
Список источников
Министерство культуры Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный университет
Факультет культурологии
Кафедра
музееведения и экскурсоведения
Курсовая работа по курсу:
Теоретические проблемы музееведения
Тема:
Информационный
потенциал музейной коллекции
Сергеева Светлана Георгиевна,
студентка 2-го курса 240 группы
Руководитель:
Шляхтина
Людмила Михайловна
Санкт-Петербург, 2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Музейная коллекция как научное понятие……………..…….5
Глава 2. Описание коллекции Музея истории школы №77……...……9
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение.
Предметом исследования данной работы явилось изучение информационного потенциала музейной коллекции музея Истории школы №77 на примере рассмотрения коллекции раздела под названием «Училище св. Елены, Еленинский институт».
Цели и задачи данной работы: рассмотреть информационный потенциал музейной коллекции с точки зрения теории музееведения. Для этого в первой главе рассматривается, что такое информационный потенциал, музейной коллекции и информационный потенциал музейного предмета (объекта). А во второй главе описывается коллекция одного из разделов музея школы №77 с точки зрения информационного потенциала содержащегося в отдельных предметах данного раздела.
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.
На мой взгляд тема связанная со школьным музеем в наше время очень актуальна. Ведь школьных музеев в нашем городе становиться все больше и каждый из них по своему уникален. Но в научной литературе эта тема мало исследована она чаще обсуждается на каких либо конференциях и бывает представлена в виде ученических и студенческих работ. По вполне объективным причинам еще менее изученным является информационный потенциал коллекций школьных музеев, так как там отсутствуют научные кадры способные заниматься теоретическими проблемами.
При написании первой главы этой работы были использованы монографии, статьи из журналов, в которых рассматриваются теоритические аспекты данной темы.
А вторая глава посвящена описанию информационного потенциала музейных предметов конкретного раздела, поэтому предметом исследования явились конкретные вещи, фотографии, письменные и изобразительные источники.
Глава 1. Музейная коллекция как научное понятие.
Существует целый ряд определений, что такое музей. Так как возможны различные подходы рассмотрения этого понятия, то рассматривая его с философских позиций, можно дать следующие определение: музей – это «исторически обусловленный, многофункциональный институт социальной памяти, по средствам которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передачи из поколения в поколение, - музейных предметов». [12]
Назначение музея – служить обществу и служить его развитию, он должен быть доступен широкой публике, заниматься приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей. Основу музея составляют вещи как предметы культуры. Музей их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. Вещи обладают объективно присущими им характеристиками и социально значимой информацией, так как в них зафиксированы знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания и т. п. [3]
Музейные коллекции формируются благодаря такому специфическому виду деятельности как «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять и пр., поскольку они представляют для него и для общества определенную ценность. [10]
Так как реальный жизненный опыт человека ограничен рамками его бытия то он нуждается в дополнении непосредственно получаемых сведений ту информацию, которую он может получить в музеях. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшему, но и выступать в качестве посредников в общении с отдаленными во времени или пространстве культурами. [4]
Музейная коллекция — это совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое.[12]
Музейная коллекция является основной формой хранения музейных предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет музейной коллекции приобретает особое значение в ряду остальных. Основообразующий принцип музейной коллекции – общий признак предмета – позволяет выделять коллекции систематические (из однотипных предметов), тематические (из различных по типу предметов, раскрывающих определённую тему), мемориальные (из предметов, связанных с историческими событием или личностью), персональные (из предметов, принадлежащих определённому лицу).[1]
В отличии от систем образования, архивов и библиотек, которые предоставляют вербальную информацию, музейный показ апеллирует прежде всего к зрительному восприятию, которое непосредственно погружает человека в ситуацию общения с подлинностью бытия. Специфику музея определяет своеобразие музейной деятельности в основе которой лежат музейные предметы.[15]
Музейный предмет — это движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание. Обладает значимым для социума информационным потенциалом, музейной ценностью, которая складывается из научной, исторической, мемориальной, художественной ценности, и свойствами музейного предмета.[6]
В природе и обществе существует не мало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной исторической или мемориальной ценностью и в силах этого имеют значимость для использования в музеях. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций в последствии которых их подготавливают к длительному хранению и использованию.
Сначала предмет музейного значения выявляют в среде бытования то есть в той части природной или социальной среды, где он находится , используется или храниться взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.[10]
В музее главным становиться не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст.
Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Можно выделить три наиболее распространенных и признанных свойств музейного предмета характеризующих его различные стороны – информативность, аттрактивность, экспрессивность.[5]
Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и факторам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода.
Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.
Информативность
характеризует содержательную музейного
предмета, его способность выступать
в качестве источника сведений об
исторических событиях, культурных, общественных
и природных явлениях и процессах. Совокупность
сведений, о предмете зафиксированная
в документах научного описания, составляет
информационный потенциал предмета, который
можно разделить на внутреннее информационное
поле и внешнее информационное поле. Внутренне
информационное поле содержит информацию,
отраженную непосредственно предметом
или закодированную в нем самом. Это те
сведения о признаках предмета, которые
в музееведение принято называть атрибутивными,
то есть это название предмета, его назначение,
размер, форма, материал, техника изготовления,
надписи, подписи, клейма и т.п. Внешнее
информационное поле включает сведения
об истории предмета, месте его происхождения
и бытования, о событиях и лицах связанных
с ним, то есть информацию «вокруг предмета»,
косвенно связанную с ним, почерпнутую
из других источников. Внутреннее и внешнее
информационные поля тесно переплетаются
друг с другом и составляют информационный
потенциал, который является необходимым
условием функционирования музейного
предмета.[15]
Глава 2. Информационный потенциал коллекции Музея истории школы №77
Музейная экспозиция построена по историко-хронологическому принципу и имеет семь разделов. Она охватывает периоду с 1821 года (основание школы) и по настоящее время.
Музейная коллекция содержит вещественные изобразительные, письменные, фонические источники, а также фото- и кино- источники. Все они имеют определенный информативный потенциал.
Так как музейная коллекция насчитывает довольно большое количество музейных предметов, то для описания информационного потенциала коллекции выбран один раздел под названием «Училище св. Елены. Еленинский институт».
В данном разделе музейные предметы связаны между собой принадлежностью к определенному историческому периоду. Их объединяет общая тема и среда бытования. В разделе представлены: письменные источники - копии документов, книги, журналы, изобразительные - учебные таблицы, копии фотографий и вещественные источники - охватывающие период со второй половины 19 по начало 20 века, когда это учебное заведение называлось училищем святой Елены, а затем Еленинским институтом.
В центре данного раздела размещена фотография известной картины Карла Брюллова – портрет Елены Павловны с дочерью. Подлинник этой картины находиться в Русском музее и воспринимается как художественное произведение, что же касается копии представленной в школьном музее портрет воспринимается по другому перед нами личность с которой связана судьба данного учебного заведения. Более сорока лет Елена Павловна заботилась о воспитанницах вносила плату за содержание более 10 воспитанниц, приглашала преподавателей, занималась совершенствованием учебного процесса. При непосредственном участии Елены Павловны разрабатывается Устав Училища известным в последствии юристом Анатолием Федоровичем Кони поэтому в витрине выложена копия Устава и книга Анатолия Федоровича Кони «Избранное». В однотомник вошли некоторые статьи, публицистические выступления и некоторые дела из его богатейшей юридической практики. То есть книга дает представление об авторе, личности яркой и неординарной. Из возможных предметов, которые могли бы его характеризовать, выбрана именно книга, так как она несет больше информации о нем, чем портрет.
В экспозиции представлена копия портрета дочери Елены Павловны – Екатерины Михайловны, которая продолжила дело матери и более двадцати лет была покровительницей училища святой Елены.
Информация о работе Информационный потенциал музейной коллекции