Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:21, контрольная работа
Курс на ускорение социально-экономического развития страны, на осуществление перестройки требует глубокого осмысления всего накопленного опыта революционных преобразований в экономике, культуре, во всех сферах материальной и духовной жизни нашего общества. Нам очень важно сейчас как бы вновь «просмотреть» весь процесс индустриализации, потому что с ним связано не только создание того мощного экономического фундамента, который позволил нашей стране в кратчайший срок выйти в число промышленно развитых держав мира, но и возникновение истоков многих наших нынешних трудностей и проблем.
ПЛАН
Курс
на ускорение социально-
Очевидный
кризис промышленности во всем СССР в
первой половине 20-х годов привел
к осознанию необходимости
Казахстан,
по замыслам московских властей, должен
был стать одним из основных районов ускоренной
индустриализации. Ф.Голощекин, активно
проводивший политику центра, выступал
за создание в республике добывающей промышленности
и железнодорожного транспорта для вывоза
сырья. Таким образом, предусматривалось
превращение Казахстана в сырьевую базу
промышленно развитых регионов СССР. Ряд
местных лидеров во главе с Садвакасовым
С. выступили против и предлагали развивать
обрабатывающую и легкую промышленность,
учитывать при проведении индустриализации
интересы республики, чтобы не превратить
ее в колонию. Однако возобладала точка
зрения Голощекина, и индустриализация
Казахстана приняла неоколониальные формы.
Осуществление
индустриализации, курс на которую
был намечен на XIV съезде ВКП (б) в
декабре 1925 года, на усиление планово-директивного
начала в строительстве социализма.
В Казахстане натолкнулось на ряд
трудностей. Главной из них была
социально-экономическая
В декабре 1927года XV съезд ВКП(б) принял резолюцию “о директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства”. Было подготовлено два варианта плана: минимальный и максимальный. Показатели максимального плана примерно на 20 % превосходили показатели минимального. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путём значительного повышения налоговых ставок, поощрительные меры в отношении бедного крестьянства и усиление кооперирования деревни.
Политика “социалистической индустриализации” была направлена на:
-
всемирное развитие
-
внесение в управление
-
установление новых
-
сокращение
При этом утверждалось, что “социалистическая индустриализация” может быть осуществлена только за счёт внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты.
Положение
усугублялось еще и тем, что восстановление
народного хозяйства после
Богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых только начали изучаться. Поэтому новое строительство велось во многих случаях без должной подготовки, к этому следует добавить крайнюю нехватку квалифицированных рабочих, упоительных материалов, техники, механизмов и денежных средств.
Невидный
кризис промышленности во всем СССР в
первой половине 20-х годов привел
к необходимости ускорения
Накопление
для промышленности и транспорта
предполагалось формировать за счет
экспроприацией крестьянства. Вместе
с тем для Казахстана отводилась роль
сырьевой базы для промышленно развитых
регионов СССР. Однобокое развитие промышленности,
заложенное еще во второй половине 19 в.,
и продолженное в советское время, сказывается
до сих пор.
II
ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ С 1929 ГОДА
ДО 1932 ГОДА
В апреле 1929 года состоялась XVI партконференция. Из двух разработанных Госпланом СССР вариантов пятилетнего плана она отобрала первый, задания по которому в промышленности были на 20% выше. Были определены источники средств на строительство предприятий:
-
из доходов лёгкой
-
из доходов от монополии
-
из значительно выросших
-
из средств, полученных за
В 20-30-е годы были реконструированы и построены предпринимательской металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране. Достаточно сказать, что Чимкентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего вплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в Республике. Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности союза в условиях начавшейся второй мировой войны.
Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны. По добыче нефти, которая в 1940году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны.
В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т.д. Из-за или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потребления (одежда, обувь, ткани и т.д.) ввозились из-за пределов республики.
Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиатские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье. Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.
Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 - 1940гг. было привезено 559 тыс.человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными- рабочими-европейцами и неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба в декабре 1928 г. это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучка кадров. Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы- раскулаченные крестьяне из центральных регионов и Сибири. В 1931 г. в Караганду было переселено около 70 тыс. человек, размещенных в двадцати пяти поселках, по существу, в концлагерях. Спецпереселенцы не имели права выезжать из поселков, работали на строительстве бараков, в шахтах, на строительстве железной дороги. Работающим выдавали по 600 граммов хлеба, иждивенцам 300 граммов в день. От голода и свирепствовавших болезней большая часть переселенцев умерла, но на их место привозили новых. Всего в Казахстан было сослано около 189 тыс. т.н. "кулаков", из них 150 тыс.- в 1931 г. Всего к 1937 г. численность спецпереселенцев достигла 360 тыс. человек.
Индустриализация в значительной степени проводилась за счёт сельского хозяйства. Прежде всего, сельское хозяйство стало источником первичного накопления, за счёт низких закупочных цен на зерно и реэкспорта по более высоким ценам, а также за счёт т. н. «сверх налога в виде переплат на промтовары» В дальнейшем крестьянство также обеспечивало рост тяжёлой промышленности рабочей силой. Краткосрочным результатом этой политики стало падение сельскохозяйственного производства: так, животноводство сократилось почти в два раза и вернулось на уровень 1928 г. только в 1938 г. Следствием этого стало ухудшение экономического положения крестьянства. Долговременным последствием стала деградация сельского хозяйства. В результате коллективизации, голода и чисток между1926 и 1939 гг. страна потеряла по различным оценкам от 7 до 13 млн. и даже до 20млн. человек.
Несмотря на усилия, направленные на повышение производительности труда, на практике средняя производительность труда в 1932 г. по сравнению с 1928г. упала на 8%. Эти подсчёты, однако, не отражают полную картину: временный спад был обусловлен наплывом миллионов необученных рабочих, живших в плохих условиях. К 1940 г. средняя производительность труда выросла на 69% по сравнению с 1928 г. Кроме того, производительность сильно варьировалась по отраслям.
Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928-1940 годах железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска, завершенное к 1931 г. В 1927 г., была построена дорога Петропавловск - Кокчетав, продолженная в 1931 г. до Акмолы. В 1939 г. для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола - Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск - Риддер, а в 1940г. - Караганда-Джезказган.
Высокие темпы индустриального развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины и других более развитых республик. Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республики входил в 1920-36 г.г., в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Киева, Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях.