Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:29, реферат
Сюань Цзан сообщает, что в Индии есть около семидесяти царств, или стран. Большая их часть представляла собой вассальные и независимые княжества. Из его сведений выясняется, что основные политические и экономические центры Северной Индии находились в центральной и западной части долины Ганга. Это прежде всего Канаудж, а также Варанаси, Стханешвара, Праяга.
Индия в раннее средневековье
Упадок буддизма и торжество индуизма
Политическая ситуация в индии в начале VIII в.
Возникновение раджпутских княжеств, начало раджпутских завоеваний
Борьба гурджара-пратихаров и палов
Вассально-иерархическая система у раджпутов
Типы феодальных владений
Раджпутские княжества в середине X-XII вв.
Государства южной индии и декана в VIII-ХII вв.
Развитие феодализма в южной Индии и на декане
Список литературы
Здесь важно, что вассал мыслился не иначе как обладателем большого собственного войска, а поскольку почти вся территория государства находилась в руках вассалов, реальная власть верховного правителя определялась его личными качествами политика и полководца, военными успехами, возможностями заинтересовать феодалов богатой добычей и захватом соседних территорий.
Бывало, что государь, задумавший начать войну, вынужден был, как повествует другой источник, пригласив вассалов на роскошный пир и задобрив их подарками, уговаривать пойти в поход.
Такая структура государства и взаимоотношений феодалов очень похожа на порядки, существовавшие в Европе в период феодальной раздробленности. Отличием, однако, является то, что основой индийского общества оставалась не менявшая своей сути общинная система со всем присущим ей комплексом социально-экономических отношений.
Преобладающим типом феодальных владений в раннее средневековье было наследственное, обеспеченное иммунитетными правами служебное держание. Обычным условием такого держания была военная вассальная служба сеньору, если воспользоваться европейской терминологией. Такие вассальные владения, как уже сказано, были разных рангов и от их величины зависела примерная численность военного отряда, обычно конного, который должен был приводить вассал (саманта) своему государю.
Менее распространенной формой феодального владения было временное, дававшееся на время исполнения службы.
В некоторые периоды раннего средневековья держания этого типа были, по-видимому, более распространенными, в другие - встречались относительно редко. Можно предполагать, что в начальный период формирования вассально-иерархической системы сильные государи старались раздавать феодальные пожалования на условиях сохранения над ними своего жесткого контроля с тем, чтобы держать вассала под угрозой лишения владений. Но со временем в результате длительного фактического владения феодал и его наследники добивались юридического признания их наследственных прав. Мы можем выявить существование временных и весьма ограниченных по правам феодала форм владения, но в большинстве случаев в рассматриваемую эпоху вассалы обладали наследственными правами.
У раджпутов захваченная территория распределялась как и всякая военная добыча: каждый член клана получал свою долю - грас (что означает "глоток", "кусок, который можно проглотить") в зависимости от того, в какой степени родства с главой клана - князем он состоял. Доли представителей верхушки клана составляли десятки, а иногда и сотни деревень, рядовым же раджпутам доставались в качестве граса иногда деревня, иногда - половина деревни, а то и того меньше. Грас был наследственным служебным владением (каждый член клана должен был выступить по первому требованию своего вождя, а грас обеспечивал его существование, военную экипировку, приобретение коней).
Но, как мы видели, таким разделом захваченной территории по ге-неалогическому принципу дело не ограничивалось и пожалования от государя (императора или князя) получали также люди, не являвшиеся членами клана, чаще всего на условиях временного служебного держания, называвшегося патта (изначальный смысл термина - "грамота", отсюда - "владение, полученное по грамоте"). Но ведь и особые заслуги членов клана должны были вознаграждаться князем помимо твердого порядка раздела добычи по генеалогическому принципу. Очевидно, в таких случаях также жаловалась патта. В силу общей тенденции временные владения должны были рано или поздно становиться наследственными.
Раджпутские правители во всем стремились следовать порядку, сложившемуся в Индии до их появления на исторической арене. В частности, они, так же как и другие индийские государи, щедро раздавали религиозные пожалования брахманам (брахмадейя) и храмам (девадана).
Наследственные владения феодалов могли отчуждаться, их часть можно было пожаловать тоже в качестве религиозного дара (а иногда и продать). Владения, полученные в виде религиозного пожалования или подаренные государем в знак милости, были наследственными и обычно безусловными. Последний тип наследственных безусловных владений составлял, как правило, небольшую долю общего числа феодальных владений, размеры их редко превышали одну-две деревни.
Наиболее крупными феодалами, имевшими безусловные права держания, были храмы, концентрировавшие постепенно пожалования девадана в результате актов религиозных пожертвований многих государей и частных лиц.
В результате распада империи Гурджара-Пратихаров возникло несколько крупных и мелких княжеств. Каждое из крупных княжеств сравнимо по величине и численности населения с крупнейшими странами средневековой Западной Европы, например с Францией. Самым недолговечным из них оказалось владение Пратихаров, императорский титул которых номинально признавался другими раджпутскими владыками.
В конце X в. возникло обширное тюркское мусульманское государство, при Махмуде Газневи (998-1030) превратившееся в огромную империю, включившую в свои границы Среднюю Азию, Иран, часть Закавказья. Столицей Махмуда был г. Газни в Восточном Афганистане (отсюда и его прозвище - Газневи, газнийский). После ожесточенной борьбы Махмуд завоевал индийское государство Шахи (в долине р. Кабул в Северном Пенджабе), захватил мусульманские княжества в Мультане и Синде и начал почти каждый год совершать грабительские набеги на внутренние области Индии. Раджпутские князья оказались не в состоянии оградить свои земли от стремительной конницы Махмуда Газневи. В 1018 г., потерпев поражение от Махмуда, пратихарский князь, трусливо бросив свою столицу Канаудж, бежал, и этот огромный город был разграблен и опустошен так, что в последующие века не играл уже заметной роли. Пратихары сошли с исторической арены. На месте их прежнего домена и княжества в конце XI в. сложилось сильное раджпутское княжество Гахадавалов. Наследники Махмуда Газневи - Газневиды - не сумели сохранить свои владения в неприкосновенности, но осуществили несколько удачных набегов на долину Ганга и даже Мальву. Угроза со стороны турушков - так индийцы называли тюрок-мусульман - стала постоянной проблемой для североиндийских правителей.
Одной из причин военной слабости индийских князей была феодальная раздробленность их государства; они не смогли объединиться даже для отражения нападения сильного противника. По существу, все их усилия были направлены на то, чтобы не допустить возвышения кого-либо из соседей-соперников.
В середине XII в. выделилось княжество Чауханов. Его противник
Притхвираджа III захватил княжество Томаров, которые владели землями от р. Сетледж до Дели. Это была область, всегда имевшая большое стратегическое значение, потому что только через нее большие армии могли вторгнуться в долину Ганга, так как здесь было достаточно воды и корма для коней. Таким образом, Притхвираджа III взял на себя ответственность за оборону долины Ганга от мусульман, с которыми ему пришлось вести многолетнюю борьбу. В это время государство Газневидов было завоевано Мухаммедом Гури, который начал угрожать раджпутским княжествам. В 1191 г. при Тараине, небольшом городке к северу от Дели, Притхвираджа III наголову разгромил Мухаммеда Гури. В этой битве участвовали войска ряда ин¬дийских князей, которых Притхвирадже удалось уговорить дать совместный отпор захватчикам.
Но такая блестящая победа испугала союзников, опасавшихся чрезмерного возвышения государства Чауханов. В следующем, 1192 г. в решающей битве - снова при Тараине - Притхвирадже пришлось выступить только со своим собственным войском,
князья отказались ему помочь. Индийцы потерпели поражение, их вождь попал в плен и был потом убит, но в народной памяти остался как герой борьбы индийцев против иноземных захватчиков.
Конница Мухаммеда Гури одну за другой захватывала индийские области. Мусульмане после грабежа не ушли обратно, а стали закрепляться в долине Ганга. Так владычество мусульман с северо-западных окраин начало распространяться на основные территории Индийского субконтинента.
Самым могущественным государством на Деканском полуострове в VIII-X вв. была держава Раштракутов, вышедших из возвысившихся общинных вождей (раштракутов). Представители этой династии,, очевидно, гордились своим происхождением и сделали этот общинный титул династийным именем.
Наивысшей славы Раштракуты достигли при Говинде III (793 - 814), когда практически вся полуостровная часть Индии оказалась под их властью. Однако, как и все феодальные империи этой эпохи, их государство не обладало внутренней прочностью. Усобицы ослабили его, чем воспользовались главные противники на юге - тамильские государства Паллавов и Пандьев. Восстановив независимость, эти государства вступили в длительную борьбу, в которой приняли участие Цейлон и Чолы - вассальные князья Паллавов. В благоприятный момент Чолы в 898 г. разгромили Паллавов и захватили их государство (Северный Тамилнад). Раштракуты, несмотря на ряд успехов в войнах на Севере и Юге в X в., были в 973 г. свергнуты своими вассалами из рода Чалукьев, к власти пришла династия Поздних Чалукьев.
В конце X в. стало усиливаться Чольское государство. Ко времени вступления на престол Раджендры I (1015-1044) были захвачены государство Пандья, юг Кералы, север Цейлона, Мальдивские острова. Раджендра завоевал весь Цейлон, кроме малонаселенного юга, совершил поход через Ориссу до Нижнего Ганга, развязал войну и заставил признать вассальную зависимость государство Шривиджайя, владения которого были расположены на Малаккском полуострове, Суматре и Яве. Весь юг и юго-восток Деканского полуострова были подвластны Чолам почти до середины XII в., только Цейлону удалось освободиться от их ига. Все это время происходили ожесточенные столкновения с естественным соперником Чолов - государством Поздних Чалукьев, не принесшие решительного успеха ни одной из сторон. Но положение Чалукьев, пожалуй, было менее выгодным, так как им приходилось отражать нападения с севера - со стороны раджпутов (Па-рамаров) и Калачуриев. К началу XIII в. оба великих государства Декана и Южной Индии приходят в упадок, их вассалы становятся фактически независимыми, воюют между собой и, наконец, вытесняют с исторической арены своих бывших сюзеренов.
Полуостровная часть Индии вступила в эпоху средневековья с более молодой государственностью, чем Север. Многие племена только в период раннего средневековья начали переход от стадии военной демократии к классовому обществу. Огромные территории, населенные первобытными племенами, продолжали оставаться неосвоенными. Общества, достигшие классового уровня, стойко сохраняли многочисленные архаические традиции. Декан в плане социальных порядков и особенностей культуры представлял собой переходное звено между североиндийской цивилизацией и Югом, где ее влияние сказалось в наиболее слабой форме, а местная самобытность сохранилась в малоискаженном виде. Тем не менее в самых общих чертах социальная эволюция проходила в этом регионе примерно так же, как на Севере, хотя с некоторым отставанием.
Здесь сложился уже известный нам тип индийской общины. Особенностью было долгое сохранение широкого самоуправления областных общин, притом часто очень крупных общинных организаций, охватывавших десятки, а иногда и сотни деревень. В условиях длительного переживания ранних форм государственности существовало как бы "двоевластие" этих общин и феодальной власти, представленной наместниками и чиновниками верховного правителя или местными (надобщинными) феодалами. Расслоение господствующего слоя полноправных общинников вело к феодализации общинной верхушки. Таким образом, община противостояла уже сформировавшемуся государству и как новая особая форма нарождающейся государственности. Как и на Севере, общинные вожди нередко выбивались в политически господствующий слой феодалов, обычно сохраняя связь со своей исконной почвой. Общины боролись, нередко с применением военной силы за свои права, против произвола царской администрации и феодалов. На стенах южноиндийских храмов сохранилось много записей договоров между противоборствующими сторонами о справедливых нормах налогообложения и соблюдения старых порядков. Но в XI-XII вв. большая часть областных общин все-таки потеряла былую самостоятельность и стала рассматриваться в качестве административных округов. Победа закономерно осталась за феодальным государством.
В связи с этнической пестротой виды феодальных владений назывались в этом регионе по-разному, да и на самом деле имели много особенностей, но в принципе мы видим знакомые наследственные владения. Большинство феодалов держали населенные земли на условии службы или уплаты части податей государю. Многие наместники и управители округов проходили обычный в условиях феодального государства путь, закрепляясь на подвластных им территориях в качестве наследственных владетелей. Немало было и владений, пожалованных в форме религиозных даров брахманам и храмам, но здесь эти дарения чаще делали общинам брахманов; эти брахманские общины и храмы нередко были обязаны платить определенные налоги государству.
Чольские правители распределяли захваченные земли между вое-начальниками и воинами, по-видимому, эта практика имела сходство с разделом добычи на грасы у раджпутов. Причем и здесь в основе лежали клановые отношения. Вообще, роль кланов на Декане и Юге была, очевидно, очень велика и на общинном уровне, и в организации господствующего феодального слоя. Именно существованием прочных и многочисленных кланов, вождями которых были правители, можно объяснить необыкновенную стойкость ряда династий, снова и снова восстанавливавших свою власть, несмотря ни на какие самые жестокие испытания. Вероятно, клан, во главе которого стоял царский род, выдвигал на место погибших вождей новых своих членов. В этом плане привлекает особое внимание постоянно возрождавшаяся династия Пандья.
Особенно заметного прогресса южноиндийское общество достигло в IX-XII вв. - по основным показателям оно приблизилось за это время к стадиальному уровню североиндийских народов.