Индия в ранее средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сюань Цзан сообщает, что в Индии есть около семидесяти царств, или стран. Большая их часть представляла собой вассальные и независимые княжества. Из его сведений выясняется, что основные политические и экономические центры Северной Индии находились в центральной и западной части долины Ганга. Это прежде всего Канаудж, а также Варанаси, Стханешвара, Праяга.

Содержание

Индия в раннее средневековье

Упадок буддизма и торжество индуизма

Политическая ситуация в индии в начале VIII в.

Возникновение раджпутских княжеств, начало раджпутских завоеваний

Борьба гурджара-пратихаров и палов

Вассально-иерархическая система у раджпутов

Типы феодальных владений

Раджпутские княжества в середине X-XII вв.

Государства южной индии и декана в VIII-ХII вв.

Развитие феодализма в южной Индии и на декане

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.rtf

— 211.46 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

ИНДИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2010.

 

План 

Индия в раннее средневековье

Упадок буддизма и торжество индуизма

Политическая ситуация в индии в начале VIII в.

Возникновение раджпутских княжеств, начало раджпутских завоеваний

Борьба гурджара-пратихаров и палов

Вассально-иерархическая система у раджпутов

Типы феодальных владений

Раджпутские княжества в середине X-XII вв.

Государства южной индии и декана в VIII-ХII вв.

Развитие феодализма в южной Индии и на декане

Список литературы

 

Индия в раннее средневековье

 

     Города

     Сюань Цзан сообщает, что в Индии есть около семидесяти царств, или стран. Большая их часть представляла собой вассальные и независимые княжества. Из его сведений выясняется, что основные политические и экономические центры Северной Индии находились в центральной и западной части долины Ганга. Это прежде всего Канаудж, а также Варанаси, Стханешвара, Праяга. Паталипутра же пришла в упадок и лежала в развалинах (под названием Патны она существовала в средние века как третьестепенный город). Разрушены были к другие города Магадхи; возможно, это было связано с только что закончившейся войной Харши и Шашанки. Оставались в руинах многие города Пенджаба, разоренные, очевидно, эфталитами. Большинство же индийских городов благополучно существовало, причем к древним городам прибавился ряд новых. Другие источники этого времени рисуют жизнь процветающих городов, изысканный быт богатых горожан. Упадок городов в некоторых областях в VI - начале VII в. имел преходящие и локальные причины, в целом же продолжался рост городов, сохранялась преемственность традиций городского быта и культуры.

Упадок буддизма и торжество индуизма

 

     Первые века I тысячелетия были временем массового распространения в Индии буддизма, а также джайнизма, занявшего наиболее прочные позиции в Южной Индии. Однако ни одно из течений буддизма, ни джайнизм не могли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые для древности мы объединяем под названием брахманизм, а для средних веков - индуизм. Серьезнейшим препятствием для усиления влияния буддизма на широкие народные массы была индийская кастовая община, по самой сути складывавшихся в ней отношений господства-подчинения, основанных на неравенстве каст, на кастовом угнетении, противостоявшая идее равенства людей, лежавшей в основе учения раннего буддизма. Скорее всего проповедь буддизма находила в деревне отклик в основном в среде угнетенных каст - социальных низов общества. Вся история буддизма в Индии как религии - это история бесплодной борьбы с тем образом жизни, который воспроизводила в себе индийская сельская община, включая в первую очередь комплекс социальных и бытовых отношений, а также народные обычаи и верования. Буддизм стремился приспособиться к жизненной реальности и тем самым (в учении махаяны - "Великой колесницы") неуклонно шел по пути сближения с индуизмом. Развитие культа многочисленных будд, бодхисаттв и святых с пышным и сложным ритуалом, поклонение изображениям божеств (преимущественно скульптурным) в богато украшенных храмах, аскетизм архатов и многое другое постепенно вели к тому, что в сознании простых людей, не вникавших в тонкости религиозно-философских доктрин, отличия буддизма махаяны от индуизма постепенно становились все менее заметными.

     Необходимо учитывать также и то, что, как и индуизм, буддизм с самого начала основывался на общих для индийской цивилизации принципах миросознания, в особенности на представлениях о перевоплощении душ (сансара), определяемых законом воздаяния (карма) за совершенные в жизни поступки; соблюдение определенных религиозно-этических норм (дхарма) должно было вести к более высокому качеству воплощения души, а при особо праведном поведении, отличном от обычной мирской жизни, цепь перерождений в мире страданий могла оборваться и душа достигнуть желанного освобождения от сансары. Можно сказать в наиболее общей форме, что различия заключались в толковании дхармы и методов осуществления мечты о конечном спасении от мира перевоплощений.

     В буддизме верный путь спасения требовал разрыва с мирской жизнью и ухода в монахи - бхикшу, миряне же оставались лицом к лицу со всем традиционным укладом жизни, верованиями и обычаями, к которым буддизм в основном относился нейтрально. Неудивительно, что буддисты-миряне в повседневной жизни не могли отрешиться от этого небуддийского наследства и, по существу, совмещали требования своей религии с индуистской практикой.

     Глубокий упадок буддизма зафиксирован в эпоху Харшавардханы Сюань Цзаном. Спустя несколько веков эта религия практически полностью исчезает на своей родине, сохраняясь отчасти только в Гималаях (махаяна) и на Цейлоне (в форме хинаяны).

     Борьба индуизма с враждебными религиозными течениями шла не только в религиозно-философской сфере (в литературе, в получивших большое распространение ученых диспутах), но принимала общественные и политические формы, отражавшие подчас материальные интересы сторон. Сведения о религиозных столкновениях сообщает, например, Сюань Цзан. Источники рисуют Шашанку, царя Гауды, жестоким гонителем буддизма, Харша же, хотя и был индуистом, но относился к буддизму терпимо и даже покровительствовал ему. Сюань Цзан изображает его преданным поклонником буддизма и объясняет попытку покушения на Харшу недовольством брахманов чрезмерной щедростью царя по отношению к буддистам. В то же время из сочинения Сюань Цзана с очевидностью вытекает, что в большинстве областей Индии буддийских монахов оставалось мало, буддийские монастыри и культовые сооружения были по большей части заброшены или разрушены, а "еретиков"-индусов всюду было множество и храмы их были многочисленны. К этому же примерно времени относятся и первые сохранившиеся до наших дней выдающиеся памятники монументальной храмовой архитектуры индуизма.

 

Политическая ситуация в индии в начале VIII в.

 

     В Северной Индии к началу VIII в. существовало много независимых княжеств и более мелких владений. В первой половине VIII в. среди других феодальных владений выделяется княжество с центром в бывшей столице Харши - Канаудже, который, по-видимому, сохранил значение крупного экономического центра и благодаря своему положению в сердце Гангской равнины, наиболее населенной и богатой части Северной Индии, имел также и стратегическую ценность. На политическую слабость и раздробленность государств Северной Индии в этот период указывают успешные походы мусульман в долину ниж¬него Инда. Войска Арабского халифата под командованием Мухам-мада ибн Касима в 712-713 гг. захватили индийские княжества в Синде и Мультане и закрепились там. Так впервые часть территории Индии оказалась под владычеством мусульман. Вскоре Синд и Мультан отделились от халифата и там возникли два мусульманских независимых государства. Это были беспокойные соседи индийцев: в VIII в,. они совершали набеги даже на Гуджарат, проникая до района г. Сурата.

     На Декане приходило все в больший упадок еще обширное государство Ранних (Западных) Чалукьев, наследников Пулакешина II. Его правители продолжали с переменным успехом воевать с государством Паллавов (Северный Тамилнад), одновременно отражая и нападения арабов из Синда. На крайнем юге Индии продолжало существовать упоминавшееся впервые в надписях Ашоки Маурья (III в. до н. э) тамильское государство Пандья. Был, кроме того, ряд государств, игравших меньшую политическую роль - в Ориссе, в восточной Андхре, в Майсуре, в Керале.

     В целом Индия переживала период слабости всех политических образований, обусловленной феодальной раздробленностью.

 

Возникновение раджпутских княжеств, начало раджпутских завоеваний

 

     К началу VIII в. этнически неоднородные племена, говорившие преимущественно на языках индоевропейской семьи, расселявшиеся в Северо-Западной Индии и в Раджастхане в результате эфталитского нашествия, уже в значительной мере ассимилировались в индийской среде. Многие группы этой общности называли себя гурджарами. Память об этом сохранилась в ряде географических названий в Пенджабе: "страной гурджаров" некоторое время называли часть Раджастхана, отсюда же происходит название Гуджарата (совр. штат Индии). Часть племен, осевшая главным образом на территории Раджастхана, стала в VIII в. совершать завоевательные походы на соседние области, в первую очередь на богатую долину Ганга. Кланы этих завоевателей, находившиеся на последней стадии разложения первобытного строя, на стадии "военной демократии", имели начатки государственной организации. Во главе обширного клана-племени стояла более узкая родственная группа - из нее выдвигались наследственные вожди-раджи, возглавлявшие военные походы ополчения клана и обладавшие большой властью, сохранявшей, однако, черты патриархальности. Члены клана находились в отношениях родства с вождем - раджой, так как такое племя-клан действительно обычно возникало вследствие разрастания родственного коллектива. В данном случае о клановой структуре этих племен приходится говорить по той причине, что они, подчинив в Раджастхане и за его пределами исконно обитавшее там население, создали свои государства и образовали обширный по-литически господствующий слой. Впоследствии, даже будучи низведенными до податных общинников во многих областях страны, они сохраняли положение господ-эксплуататоров по отношению к трудовому населению и при этом в течение многих столетий воспроизводили свою клановую структуру и опирались на нее в борьбе за власть. Эти племена стали известны под именем раджпутов (от санскритского "раджпутра" - "сын раджи") - так называли себя представители этих племен, имея в виду родственные отношения каждого члена клана с вождем, превратившимся в феодального правителя. Клановая сплоченность раджпутов вокруг своего главы неоднократно давала в истории Индии примеры поистине героического самопожертвования рядовых раджпутов ради интересов князя.

     В начале VIII в. начинается процесс объединения раджпутских кланов под верховенством князей, положивших начало династии Гурджара-Пратихаров. При Ватсарадже (738-790) раджпутское государство достигло значительных размеров и включало обширные завоеванные земли в долине Ганга.

Борьба гурджара-пратихаров и палов

 

     В середине VIII в. на территории Бенгалии и Бихара возникло государство Палов, явившееся наследником государства Гауда. Династия Палов объединила враждовавшие между собой княжества и начала завоевания в более западных областях долины Ганга, где вошла в столкновение с раджпутами.

     В затяжную борьбу соперничавших государств вмешивалось еще одно могущественное объединение - держава Раштракутов, также в середине VIII в. захвативших власть на Декане - в Махараштре и Северном Карнатаке у пришедшей в упадок династии Ранних Чалукь-ев. Раштракуты стремились не допустить окончательного торжества кого-либо из соперников, чтобы к северу от их владений не появилось опасного для них соседа. Раштракуты не закрепились в Северной Индии, но их походы приносили им не только политическую выгоду, но и богатую добычу. Первый раз Раштракуты вмешались в войну североиндийских держав в конце 80-х годов VIII в., когда, неожиданно вторгшись с Декана, они разгромили Ватса-раджу, одержавшего верх над бенгальским правителем Дхармапалой (770-810).

     В начале IX в. Гурджара-Пратихары вторично разгромили Дхармапалу и вторглись в саму Бенгалию, но в этот момент в Северной Индии вновь появились войска Раштракутов. И снова им сопутство¬вала удача. Пытавшийся отбить их правитель раджпутов потерпел сокрушительное поражение, Дхармапала же признал себя вассалом Раштракутов. Более счастливо сложилась судьба его сына - наиболее выдающегося из пальских государей - Девапалы (810-850), который, несмотря на отдельные неудачи в войсках с раджпутами, на некоторое время овладел большей частью Северной Индии. Ему удалось отбить также и Раштракутов. Однако после смерти Девапалы победу в борьбе за господство над долиной Ганга одержали все-таки раджпуты.

     К концу IX в. владения империи Гурджара-Пратихаров простирались от Аравийского моря до границ древней Магадхи. Его столицей стал Канаудж. В войнах с Раштракутами он отстоял свою власть над территориями к северу от гор Виндхья (область Мальва). На рубеже X в. раджпуты одержали новые победы над Палами, вторгались даже в Бенгалию, но конец славы Гурджара-Пратихаров был близок: около 916 г. раштракутские войска вторглись в двуречье Джамны и Ганга (Доаб) и захватили их столицу Канаудж. Вторжения Раштракутов продолжались и позже. Некоторое время Гурджара-Пратихарам еще удавалось сохранять видимость единства империи, однако их власть была подорвана не только военными поражениями, но и особенно усилением вассальных княжеств.

     В середине X в. эти княжества стали фактически самостоятельными. Именно феодальный сепаратизм стал главной причиной развала военной империи Гурджара-Пратихаров. Точно так же пришло в упадок в это время и государство Палов, хотя оно сохранило свою основную территорию в Бенгалии и Бихаре и в X в. не имело опасного противника.

 

Вассально-иерархическая система у раджпутов

 

     Вассальные княжества внутри империи Гурджара-Пратихаров создавались наиболее активными и выдвинувшимися в ходе завоеваний и длительных войн кланами. Вожди некоторых кланов начали формирование своих владений-княжеств еще в период возникновения самой империи. Например, известно, что князь из рода Томаров в 736 г. основал г. Дхиллику (Дели) и владел окружающей областью. По мере роста империи усложнялась ее политическая структура, в основном соответствовавшая уже сложившейся ранее в Индии системе феодальных владений.

     Верхнюю прослойку феодального класса в империи Гурджара - Пратихаров составляла знать кланов - вожди-раджи и их ближайшие родственники, с которыми верхушка господствующего клана Пратихаров делила власть и влияние. Военачальники из этих кланов захватывали и получали во владение от своих государей - верховных правителей и князей - целые области, из которых и формировались крупные и более мелкие княжества. В свою очередь эти новые владетели раздавали пожалования своим приближенным по их заслугам и влиянию, а также передавали отдельные области им в управление. Они распределяли владения и среди рядовых членов клана, награждали лиц, отличившихся на войне, представителей управленческого аппарата, многие из которых были брахманами, давали пожалования в знак милости, совершали религиозные дарения брахманам и храмам" Словом, феодальные владения получали отнюдь не только члены клана князя, но и служилые люди из других кланов.

     Таким образом, создалась сложная система соподчинения феодальных владений разных рангов. Подобный порядок, когда родственные (семейные, клановые) связи играли важную роль в организации феодального класса, но одновременно в действие вступали иные факторы, определявшие место феодалов в иерархии, - личные заслуги, политические соображения правителей, реальное могущество отдельных феодалов, необходимость содержания служащих неродственного происхождения и т.д., - был характерен и для других государств Индии этой эпохи. У раджпутов роль клановой организации была более явственной и хорошо известна благодаря тому, что она устойчиво сохранялась в областях, где раджпутам удалось в течение почти всего средневековья отстаивать свою государственную независимость. В VIII-XII вв. в Северной Индии и на Декане вассально-иерархическая структура государства получила полное развитие. В собственном владении верховных правителей в качестве домена оставались очень, небольшие территории. Так, после распада в середине X в. огромной империи Гурджара-Пратихаров под их управлением оказались домениальные владения, охватывавшие только центральную область долины Ганга вокруг городов Канаудж и Варанаси; правда, это была богатая и стратегически важная область. Сложилось представление, что рангу владений и титулу соответствует определенная численность войск: например, в одном источнике говорится, что император (маха-раджадхираджа) имеет армию в миллион человек, махараджа - в сто тысяч, раджа - в десять тысяч. Цифры эти, разумеется, чисто условны и крайне преувеличены.

Информация о работе Индия в ранее средневековье