Индия между войнами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 04:44, реферат

Описание работы

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни.
Сокращение экспорта важнейших видов сельскохозяйственного сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей, тяжело ударило по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян — непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911—1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

Работа содержит 1 файл

Индия сем 3.docx

— 74.78 Кб (Скачать)

Обострение  внутреннего экономического и политического  положения в стране

  Усиленное ограбление Индии Англией во время  первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала  военные расходы на свою главную  колонию, тяжело сказалось на положении  трудящихся города и деревни.

  Сокращение  экспорта важнейших видов сельскохозяйственного  сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны  мирохозяйственных связей, тяжело ударило  по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян — непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911—1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным  оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

  Усиление  феодально-помещичьей, налоговой и  торгово-рос-товщической эксплуатации крестьянства привело в конце  войны к значительному возрастанию  числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы.

  Наряду  с крестьянством в наиболее тяжелом  положении оказались ремесленники и их семьи. Происшедшее накануне н во время мировой войны сокращение производства в ряде отраслей ремесла  и кустарной промышленности (в  особенности в хлопкоткачестве) вызвало значительное снижение доходов  миллионов ремесленников, кустарей и связанных с ними мелких торговцев.

  Появление на рынке труда сотен тысяч  разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата  которого в условиях возраставшей дороговизны  снижалась.

  Экономическое положение в стране осложнилось  последствиями двух неурожайных  лет (1918—1919 и 1920—1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся  эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

  Нехватка  продуктов питания и дороговизна  затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних  слоев).

  Индийская национальная буржуазия, в период войны  расширившая сферу своей предпринимательской  деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных  мер колониальных властей в различных  областях экономической, политической и культурной жизни.

  К началу 20-х годов в Индии произошло  обострение двух групп противоречий: между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами внутри страны; между основными  классами и социальными слоями индийского общества и английским империализмом, который продолжал опираться  на феодально-помещичий класс, князей, компрадорскую буржуазию и связанный  с этими группами торгово-ростовщический капитал.

  Подъем  национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре  и Ахмадабаде произошло несколько  довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру  это были стихийно возникшие экономические  забастовки, в значительной степени  вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства. На волне стачечной  борьбы стали возникать профсоюзы (несколько организаций рабочих  и служащих профсоюзного типа, созданных  в Индии в начале XX в., к концу  первой мировой войны полностью  распались). Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе  в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько  союзов были основаны в Бомбее и  некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где  при участии М. К. Ганди в том  же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков.

  Нарастанию  революционных настроений в стране способствовали сведения о революции  в России, которые стали постепенно проникать в Индию.

Влияние Октябрьской революции  на Индию

  Уже известия о Февральской революции  и падении царизма, распространенные в Индии английской прессой, произвели  глубокое впечатление на индийских  националистов, которые всегда рассматривали  русское самодержавие как своего рода двойник английского деспотизма в Индии. В изданной в 1917 г. Комитетом  гомруля брошюре, символически названной  «Уроки событий в России», содержался призыв к «образованным классам» разъяснить «массам индийского народа»  значение и «внутреннее содержание»  освободительного движения в России. Победа революции в России вдохновила индийских националистов на усиление освободительной борьбы. Настроения индийской националистической прессы того времени выражены в статье, помещенной в аллахабадской газете «Абхъюдайя» от 24 марта 1917 г., где  подчеркивалось: «Русская революция  убеждает нас в том, что в мире нет силы, которую не смог бы преодолеть живительный национализм».

  С развитием революционных событий  в России буржуазная печать Запада, в том числе и английская, все  в большей степени дезинформировала своих читателей, используя прямую клевету на молодую Советскую  республику. Английские власти установили жесткий контроль за информацией  о событиях в России, (выпуск коммунистической литературы в стране был строжайше  запрещен. Однако, несмотря на все меры колониальной администрации, правда об Октябрьской революции довольно быстро распространилась в Индии. Это  были вынуждены признать министр  по делам Индии Монтегю и вице-король Челмсфорд, которые в совместном докладе об английской политике в  Индии, опубликованном в 1918 г., писали: «Революция в России была воспринята в Индии как победа над деспотизмом... Она дала толчок развитию политических устремлений в Индии.

  Жители  деревень узнали о событиях в далекой  России от демобилизованных солдат, возвратившихся с полей сражения в Европе и  на Среднем Востоке после окончания  войны. Так было во многих деревнях Северной Индии, особенно в Пенджабе, откуда была набрана основная часть  солдат для индийской армии, принимавших  участие в войне, а также в  военных действиях в Туркестане, Прнкаспии и в Средней Азии».

  Особое  внимание индийской националистической печати, в которой сведения о событиях в Советской России стали печататься с середины ноября 1917 г.. привлекли  знаменитые ленинские документы  Декларация прав народов России (принятая 15 ноября 1917 г.) и опубликованное 3 декабря того же года обращение Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».

  В первые годы после Октября большинство  индийских националистов, сочувственно относившихся к происходившей в  России борьбе, еще не осознало социальный смысл революционных событий. Однако все они увидели в молодом  Советском государстве знаменосца борьбы против национального и колониального  гнета.

  Уже тогда некоторые из лидеров левого крыла нацнонального движения воспринимали Октябрь как глубокий социальный переворот.

  Выдающийся  тамильский поэт С. Бхарати опубликовал  в конце 1917 г. статью, в которой  писал, что «в республике России... все  обрабатываемые земли и другие богатства  страны стали достоянием исего народа...». При этом он сделал вывод, что «лишь  после того, как эта доктрина победит  во всем мире и превратится в норму  жизни людей, человечество достигнет  истинной цивилизации».

  Б. Г. Тилак, выступивший в газете «Кесари» от 29 января 1918 г. с редакционной статьей  в защиту В. И. Ленина от клеветнических нападок английской прессы, подчеркивал, что «рост влияния Ленина в  армии и народе вызван передачей  им земель дворянства крестьянам». Другой лидер левых националистов, Б. Ч. Пал, активно поддержавший основные принципы политики молодого Советского государства, в одной пз своих  речей в 1919 г. прямо заявил, что  «большевики выступают против любой  экономической и капиталистической  эксплуатации и спекуляции, против социального неравенства».

  В результате распространения националистической прессой правдивой информации о  Советской России интерес индийского общества к программе и политике большевиков неуклонно возрастал. Уже в начале 20-х годов в  стране появились написанные индийцами  работы о В. И. Ленине и Советской  власти. Первой биографией В. И. Ленина, вышедшей в Индии отдельным изданием, была написанная на английском языке  жившим в Южной Индии социалистом  Г. В. Кришна Рао, брошюра «Николай Ленин, его жизнь и деятельность» (Мадрас, 1920). В течение 1921—1924 гг. в Индии  было издано, не считая газетных и журнальных статей, полтора десятка книг о  Ленине и Октябрьской революции  на хинди, урду, бенгали, маратхи, каннара  и английском языках.

  Левые индийские националисты — участники  подпольных революционных организаций, рассматривавшие Республику Советов  как своего прямого союзника в  борьбе с английским колониальным режимом, стали устанавливать непосредственные контакты с Советской Россией. Еще  в конце 1917 г. на собрании мусульман-националистов  в Дели было принято приветствие  русской революции, которое в  январе 1918 г. печатается в нелегальных  индийских изданиях. Для передачи приветствия Советскому правительству  в Москву были направлены два мусульманина-националиста — Саттар и Джабар, которые кружным  путем, через Европу, в ноябре 1918 г. добрались до Москвы. В меморандуме, переданном ими в Народный комиссариат  по иностранным делам, индийские  мелкобуржуазные революционеры  выражали восхищение русской революцией и надежду •на оказание Россией  помощи в освобождении Индии от колониального  гнета. 23 ноября делегация была принята  В. И. Лениным, а через два дня  присутствовала на заседании ВЦИКа, вде профессор Джабар выступил с  речью. Виденное в Москве, встречи  с В. И. Лениным и Я. М. Свердловым произвели на индийских посланцев  большое впечатление, о чем свидетельствует  прокламация, изданная в Индии после  их возвращения на родину.

  Одновременно  контакты с Советской Россией  стали устанавливать индийские  революционеры-эмигранты. В марте 1918 т в Петроград прибыл президент  эмигрантского Временного правительства  Индии в Кабуле Махендра Пратап. По случаю его приезда был организован  проходивший под председательством  А. В. Луначарского «поистине незабываемый и грандиозный», по воспоминаниям  самого М. Пратапа, митинг солидарности с Индией. Через год в Москве побывал премьер-министр этого  правительства Баракатулла, который  в интервью, данном корреспонденту «Известий», четко сформулировал  позицию индийской революционной  эмиграции в отношении Советской  России: «Я не коммунист и не социалист, но моя политическая программа пока что — изгнание англичан из Азии. Я непримиримый враг европейского капитализма  в Азии .. в этом я соприкасаюсь с коммунистами, и в этом отношении  мы ваши естественные союзники».

  В том же 1919 г. в Москве побывала делегация  индийских эмигрантов-революционеров во главе с Махендрой Пратапом и Баракатуллой. 7 мая делегация  была принята В. И. Лениным.

  За  этим последовало еще несколько  встреч В. И. Ленина с индийскими революционерами. Руководитель первого в мире государства  рабочих и крестьян с глубоким вниманием следил за событиями национально-освободительной  борьбы в Индии, рассматривая ее как  важную составную часть общемировой  борьбы с империализмом. «Исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство  населения. А именно это большинство  населения и втягивается с  необычайной быстротой в последвне  годы в борьбу за свое освобождение...»  — писал В. И. Ленин в статье «Лучше меньше, да лучше».

  Отвечая 20 мая 1920 г. на приветственную резолюцию  митинга, созванного в Кабуле Индийской  революционной ассоциацией (организация, созданная М. Пратапом), Ленин с  гениальной прозорливостью отметил  одно из важнейших условий успешной борьбы в Индии — единство индусов  и мусульман: «Приветствуем тесный союз мусульманских и немусульманских  элементов. Искренне желаем распространения  этого союза на всех трудящихся Востока».

  Таким образом, победа Октября способствовала значительному расширению международных  связей индийского освободительного движения, внеся в них новый качественный элемент — союз первого в мире социалистического государства  с национально-освободительной борьбой  народов Востока.

Информация о работе Индия между войнами