Императорский лицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского (бога солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства), существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.[1, 260] 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Море.

Содержание

Введение 3
Императорский лицей 4
История основания 4
Лицейская жизнь 6
Николай I. Переворот в системе образования 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Итог по истории СПб готово.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

В нижнем этаже флигеля  располагались правление лицея  и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем  — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Огромное значение в  жизни Царскосельского лицея  имела его библиотека, созданная  в 1811 году. Заведовал ею знатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, описывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям. [4, 113]

Первоначально фонд библиотеки Лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). Затем в библиотеку стали ступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Для читателей выписывались следующие периодические издания: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Исторический и статистический журнал», «Русский инвалид», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров Лицея.

Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей, организатором которого являлся  пресвитер Н. В. Музовский. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.

Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников Лицея, которая составлялась на основании  ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. В Табели подробно отмечались успехи и недостатки каждого лицеиста в учебе, что становилось предметом всеобщего обсуждения.

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского  лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6%). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе.

 

Николай I. Переворот в системе образования

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории.

Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый. 28 июня 1832 года было утверждено Положение о своекоштных воспитанниках Лицея. К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске.

По новому положению  в Царскосельский лицей могли  поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с  хорошим здоровьем. Предусматривались  следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.

В последующие годы внимание императора и высших сановников к  Лицею не ослабевало. Из года в год на нужды воспитанников, профессоров и чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы.

Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского  лицея в общее устройство гражданских  учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса.[1,257]

 

 

Заключение

Царскосельский Лицей  не был отгорожен непроницаемыми стенами от веяний времени. "Дней Александровых прекрасное начало" было противоречивой эпохой. Ее двойственность прекрасно определяется выражением "просвещенный мистицизм".

Это было время, когда "свет просвещения" и 
"масонский свет" воспринимались как нечто аналогичное. У истоков русского просвещения стоял масон Новиков. Благородный пансион при Московском университете, по образцу которого строилась педагогическая система 
Царскосельского Лицея, был детищем мартинистов. 
     Профессора — люди разных характеров и с присущими человеку недостатками — тем не менее, были носителями высокого религиозно-нравственного сознания. Это — в числе прочих причин — несмотря на недостаточную продуманность и сумбурное исполнение педагогического эксперимента, в конечном итоге определило уникальность его результата. 
Лицей явился одним из воплощений мечтаний Новикова о том, что российское юношество рано или поздно вступит на стезю деятельного "творения добра".

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие.- М., «Форум», 1998г. -  583с.
  2. Запеурело В.К., Кузьмина Л.И. Пушкинские места Ленинграда. – Л., «Лениздат», 1974 г.
  3. История педагогики и образования. Учебное пособие/Под. ред. А.И. пискунова/.- М., «ТЦ Сфера». 2001г.-  510с.
  4. Города России. Энциклопедия. /под. ред. Г.М. Лаппо/. – М., «Большая российская Энциклопедия». 1994г.
  5. Большая Советская Энциклопедия. /Под ред. А.М. Прохоров/. – М., «Советская энциклопедия». 1978г.

6. Императорский лицей - [электронный  ресурс ]-                          http://www.encspb.ru/bigimage.php?kod=4258

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Императорский лицей