Императорский лицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского (бога солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства), существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.[1, 260] 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Море.

Содержание

Введение 3
Императорский лицей 4
История основания 4
Лицейская жизнь 6
Николай I. Переворот в системе образования 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Итог по истории СПб готово.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

Петрозаводский филиал

 

Факультет экономики  и финансов

Кафедра «Бакалавр экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:    История и культура Петербурга 

На тему:  Императорский лицей

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса,

заочного отделения

группа 12-194346д/1-1

направление «Бакалавр экономики»

Единецкая Ксения Сергеевна 

 

Руководитель:

Изотова Наталья Александровна

ст. преподаватель

 

Оценка ________________________

Подпись преподавателя___________________

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2009 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                       3

Императорский лицей                                                                                                 4

История основания                                                                                                 4

Лицейская жизнь                                                                                                    6

Николай I. Переворот в системе образования                                                   10

Заключение                                                                                                                 12

Список литературы                                                                                                    13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"В начале жизни  школу помню я..." 1830

А.С.Пушкин

Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского (бога солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства), существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.[1, 260] 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Море.

Постановление о Лицее  было подписано Александром I , в  нем констатировалось, что он учреждается  с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». В Лицей зачислялись отличнейшие воспитанники дворянского происхождения, от 10до 12 лет" числом не менее 20, но не более 50. Отметим, что один из пунктов документа гласит: «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами». Окончившие курс получали при поступлении на службу гражданские чины от XIV до IX класса. Желающие пойти по военной стезе приравнивались к воспитанникам пажеского корпуса. Этот акт следует рассматривать в свете реформаторских веяний «дней Александровых прекрасного начала».

 

 

Императорский лицей

 

История основания

История Царского села началась с того времени,  когда по указу Петра I архитектор И. Браунштейн возвел небольшое здание «о шестнадцати светлицах». Строительство же главного дворца началось при Елизавете Петровне по проекту архитектора В.В. Растрелли. После чего дворец получил название Екатерининский. Достраивался и украшался он еще более ста лет.[2,18]

В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. История Императорского Лицея включает два периода - Царскосельский и петербургский. В Царском Селе Лицей существовал с 1811 по 1843 г. 6 ноября 1843 г. по приказу Николая I учебное заведение было переименовано в Императорский Александровский Лицей в честь его основателя Александра I и переведен в Петербург. В гербе Лицея соединены - сова (мудрость), лира (поэзия), свиток, Лавровы и дубовые ветки (слава и сила). Девиз Лицея - "Для общей пользы".

Поначалу Царскосельский лицей был задуман императором  Александром I для того, чтобы воспитывать в нем своих младших братьев – Николая (будущего царя) и Михаила – совместно с детьми знатных фамилий. Позднее от этого намерения отказались, но  Лицей был основан. Он занял помещение в самом царском дворце. Был отведен четырехэтажный флигель Царскосельского императорского дворца с особыми помещениями под больницу, кухню, квартиры для служащих. [3, 342]

В убранстве дворца можно  найти и черты барокко, которые подарил ему Растрелли, и раннего классицизма, добавленные Ч. Камероном, и классицизма позднего, доставшегося дворцу от В.П. Стасова. Одно из самых торжественных мест – Парадная лестница, построенная архитектором И.А. Монингетти в 1860 г. Но едва ли не прекраснее дворца – Царскосельский сад, украшенный мраморными скульптурами итальянских мастеров. В конце главной аллее Растрелли выстроил павильон – Эрмитаж, столовую, где действует «хитры механизм», позволяющий поднимать на второй этаж полностью сервированный стол.

Когда-то предназначенный  для внуков Екатерины II флигель, не был приспособлен для нужд учебного заведения, и архитектору В.П. Стасову работавшему в Царском селе, пришлось провести большие работы внутри здания. Деревянные лестницы заменили каменными. В третьем этаже были учебные помещения и расположены почти в центре большой залы. Зал этот был просторным и красивым, потолок украшенный легкой живописью, опиравшийся на четыре массивные колонны. Большие окна по обеим сторонам, зеркала в золоченых рамах, стены окрашены под розовый мрамор. Настенная роспись – изображены воинские доспехи и знамена. Дверями служили открытые арки, проемы которых были расписаны под бронзу знаменами с одноглавыми орлами, венками и орнаментом. Полы из штучного паркета. В этом зале занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, пели. А так же проходили все торжественные события.

Помещения всех курсов имели  одинаковую планировку - на каждом этаже  в средней части проходил коридор, по одну сторону которого был класс и рекреационный зал, по другую спальня. Воспитанникам запрещалось ходить из одного класса в другой. В столовой и церкви классы держались отдельно, встречаться могли только в саду.

В столовой посуда была английского  фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками.

12 мая 1820 года –  был сильный пожар в церковном  флигеле Екатерининского дворца. После пожара была создана  специальная комиссия по восстановлению  сгоревшей части. А в 1822 году Лицей передали в военное ведомство.[5,156]

 

Лицейская жизнь

  Лицей был закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Сергеевич Пушкин был принят при поддержке друга семьи литератора и журналиста А.И. Тургенева. Прием в Лицей проводился один раз в три года от 20 до 50 человек. Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.

Одной из особенностей лицейской  жизни было курсовое устройство. Счет курсов начинался с I курса (1811).  Каждый курс имел свое помещение. В 1844 г. в Лицее занималось 4 курса. Существовала и другая особенность - положение первого  (выпускного) курса. Первый класс являлся носителем лицейских заветов и хранителем традиций. Из первоклассников выбирали "генералов", ответственных за свой участок - генерал от сада - следил за порядком в саду и т.д. Были генералы от кухни, от танцев, от лазарета, от музыки ... Самый главный генерал - генерал от фронта - был хранителем лицейских традиций

Первый курс назывался  начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков, науки нравственные, науки математические и физические, науки исторические, первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал  следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.

Принципиальное значение имело  комплектование Лицея, куда принимались  лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Внутреннее управление в Лицее  осуществлял директор, кандидатуру  которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника. Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников. [2,23]

Особое внимание уделялось подбору  профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливался VII классный чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея. Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

 Выпускники Лицея свободно  читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де-Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор Лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

Немецкому языку и  словесности лицеистов обучал профессор  Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор  И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник  Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.

Я. И. Карцев основал в  Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую и прикладную, а физика — на теоретическую и техническую. Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим).

Лицеисты, избравшие военную  карьеру, дополнительно изучали  оружие, тактику, стратегию и историю  войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства  и прочее.

Профессорско-преподавательский  состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения — лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник  лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.

Царскосельский лицей  являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

Информация о работе Императорский лицей