Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:50, контрольная работа
Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского (бога солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства), существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.[1, 260] 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Море.
Введение 3
Императорский лицей 4
История основания 4
Лицейская жизнь 6
Николай I. Переворот в системе образования 10
Заключение 12
Список литературы 13
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Петрозаводский филиал
Факультет экономики и финансов
Кафедра «Бакалавр экономики»
По дисциплине: История и культура Петербурга
На тему: Императорский лицей
Выполнил студент 1 курса,
заочного отделения
группа 12-194346д/1-1
направление «Бакалавр экономики»
Единецкая Ксения Сергеевна
Руководитель:
Изотова Наталья Александровна
ст. преподаватель
Оценка ________________________
Подпись преподавателя_________________
Петрозаводск
2009 г.
Содержание
Введение
Императорский лицей
История основания
Лицейская жизнь
Николай I. Переворот в системе образования
Заключение
Список литературы
Введение
"В начале жизни школу помню я..." 1830
А.С.Пушкин
Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского (бога солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства), существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.[1, 260] 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Море.
Постановление о Лицее было подписано Александром I , в нем констатировалось, что он учреждается с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». В Лицей зачислялись отличнейшие воспитанники дворянского происхождения, от 10до 12 лет" числом не менее 20, но не более 50. Отметим, что один из пунктов документа гласит: «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами». Окончившие курс получали при поступлении на службу гражданские чины от XIV до IX класса. Желающие пойти по военной стезе приравнивались к воспитанникам пажеского корпуса. Этот акт следует рассматривать в свете реформаторских веяний «дней Александровых прекрасного начала».
Императорский лицей
История основания
История Царского села началась с того времени, когда по указу Петра I архитектор И. Браунштейн возвел небольшое здание «о шестнадцати светлицах». Строительство же главного дворца началось при Елизавете Петровне по проекту архитектора В.В. Растрелли. После чего дворец получил название Екатерининский. Достраивался и украшался он еще более ста лет.[2,18]
В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. История Императорского Лицея включает два периода - Царскосельский и петербургский. В Царском Селе Лицей существовал с 1811 по 1843 г. 6 ноября 1843 г. по приказу Николая I учебное заведение было переименовано в Императорский Александровский Лицей в честь его основателя Александра I и переведен в Петербург. В гербе Лицея соединены - сова (мудрость), лира (поэзия), свиток, Лавровы и дубовые ветки (слава и сила). Девиз Лицея - "Для общей пользы".
Поначалу Царскосельский лицей был задуман императором Александром I для того, чтобы воспитывать в нем своих младших братьев – Николая (будущего царя) и Михаила – совместно с детьми знатных фамилий. Позднее от этого намерения отказались, но Лицей был основан. Он занял помещение в самом царском дворце. Был отведен четырехэтажный флигель Царскосельского императорского дворца с особыми помещениями под больницу, кухню, квартиры для служащих. [3, 342]
В убранстве дворца можно найти и черты барокко, которые подарил ему Растрелли, и раннего классицизма, добавленные Ч. Камероном, и классицизма позднего, доставшегося дворцу от В.П. Стасова. Одно из самых торжественных мест – Парадная лестница, построенная архитектором И.А. Монингетти в 1860 г. Но едва ли не прекраснее дворца – Царскосельский сад, украшенный мраморными скульптурами итальянских мастеров. В конце главной аллее Растрелли выстроил павильон – Эрмитаж, столовую, где действует «хитры механизм», позволяющий поднимать на второй этаж полностью сервированный стол.
Когда-то предназначенный для внуков Екатерины II флигель, не был приспособлен для нужд учебного заведения, и архитектору В.П. Стасову работавшему в Царском селе, пришлось провести большие работы внутри здания. Деревянные лестницы заменили каменными. В третьем этаже были учебные помещения и расположены почти в центре большой залы. Зал этот был просторным и красивым, потолок украшенный легкой живописью, опиравшийся на четыре массивные колонны. Большие окна по обеим сторонам, зеркала в золоченых рамах, стены окрашены под розовый мрамор. Настенная роспись – изображены воинские доспехи и знамена. Дверями служили открытые арки, проемы которых были расписаны под бронзу знаменами с одноглавыми орлами, венками и орнаментом. Полы из штучного паркета. В этом зале занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, пели. А так же проходили все торжественные события.
Помещения всех курсов имели одинаковую планировку - на каждом этаже в средней части проходил коридор, по одну сторону которого был класс и рекреационный зал, по другую спальня. Воспитанникам запрещалось ходить из одного класса в другой. В столовой и церкви классы держались отдельно, встречаться могли только в саду.
В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками.
12 мая 1820 года –
был сильный пожар в церковном
флигеле Екатерининского
Лицейская жизнь
Лицей был закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Сергеевич Пушкин был принят при поддержке друга семьи литератора и журналиста А.И. Тургенева. Прием в Лицей проводился один раз в три года от 20 до 50 человек. Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.
Одной из особенностей лицейской жизни было курсовое устройство. Счет курсов начинался с I курса (1811). Каждый курс имел свое помещение. В 1844 г. в Лицее занималось 4 курса. Существовала и другая особенность - положение первого (выпускного) курса. Первый класс являлся носителем лицейских заветов и хранителем традиций. Из первоклассников выбирали "генералов", ответственных за свой участок - генерал от сада - следил за порядком в саду и т.д. Были генералы от кухни, от танцев, от лазарета, от музыки ... Самый главный генерал - генерал от фронта - был хранителем лицейских традиций
Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков, науки нравственные, науки математические и физические, науки исторические, первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.
Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника. Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников. [2,23]
Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливался VII классный чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея. Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.
Выпускники Лицея свободно
читали в подлинниках
Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.
Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.
Я. И. Карцев основал в
Царскосельском лицее кафедру физико-
Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.
Профессорско-
Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).
Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.
Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.