Император Александр II. Россия на путях буржуазных преобразований. Эпоха демократизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Реформы, проведенные в XIX веке, и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о личности Александра II и о годах его царствования.
Для этого я поставила следующие задачи:
Изучить биографию императора;
Рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику императора;
Проанализировать проведенные им реформы, оценить их последствия.

Содержание

Введение
1. БИОГРАФИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
Детство и юность Александра Николаевича
Первые годы царствования
Покушения и смерть императора Александра II
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II
2.1 Крестьянская реформа
2.2 Реформа самоуправления
2.3 Судебная реформа
2.4 Военная реформа
2.5 Реформы образования
2.6 Реформы в области печати
2.7 Внешняя политика Александра II
Заключение

Работа содержит 1 файл

Император Александр II.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Следующее покушение произошло 25 мая 1867 г., во Франции. В честь русского государя на Лоншанском поле был устроен смотр войск. «После смотра Александр, Наполеон III и свиты обоих императоров неспешно и торжественно ехали к городу через Булонский лес. Наполеон, Александр и великие князья ехали в одной открытой коляске, как вдруг раздался выстрел, но пуля попала в лошадь французского шталмейстера, следовавшего рядом. Стрелявшего задержали»1. Покушение было совершено польским эмигрантом Антоном Березовским.

     Затем последовал ряд покушений, организованных исполнительным комитетом «Народной  воли» (попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879 г., взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Н. Халтуриным 5 февраля 1880 г.)

     1 марта 1881 г. Александр II был  смертельно ранен на набережной  Екатерининского канала в Петербурге  бомбой, брошенной народовольцем  Игнатием Гриневицким2. По словам очевидцев, «покушение произошло, когда император ехал с «чая» (второго завтрака) в Михайловском дворце. Там присутствовал великий князь Михаил Николаевич, который отбыл несколько позднее, услышав взрыв, и прибыл вскоре после второго взрыва, отдавал распоряжения и приказания на месте происшествия»3. Когда карета доехала до Театрального моста, раздался оглушительный взрыв, от которого был сильно поврежден экипаж государя и ранены несколько человек. Александр II вышел из нее невредимым. Террориста Рысакова, бросившего бомбу, быстро задержали. Когда государь пошел осмотреть место взрыва, другой террорист Гриневицкий метнул вторую бомбу прямо под ноги императора. Вокруг лежало не менее двух десятков убитых и раненых. Александра привезли в Зимний дворец, где он скончался около половины четвертого от потери крови, так и не придя в себя. Александр II был убит в день, когда должен был подписать проект широкой программы административных и экономических реформ, разработанный М. Т. Лорис-Меликовым. Александр II похоронен в Петропавловском соборе. «На месте смертельного ранения императора Александра II воздвигнут впоследствии на деньги, собранные всенародною подпискою, великолепный Храм Спаса-на-Крови»4.

 

Глава 2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II 

         2.1   Крестьянская реформа

     Идея  освобождения крепостных была, конечно  же, на первом месте. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической  системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, в своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу»1.

     «От решения крестьянского вопроса  прямо зависели судьбы 110 тыс. помещиков  и 22 млн. их крепостных, 20 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян»2.

     Крепостное  право в России имело давние корни, и процентное отношение помещичьих крепостных крестьян ко всему взрослому  мужскому населению империи достигло своего максимума в 57-58% к 1811-1817 гг. Впервые существенное сокращение этой пропорции произошло при Николае I: к 1858 г. доля крепостных во всем населении империи упала до 37%.

     Согласно  переписи населения 1857-1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек из 62,5 миллионов человек, населявших тогда Российскую империю. Таким образом, при Николае I началась подготовка окончательной ликвидации крепостного права.

     Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), сдача  Севастополя, условия Парижского мира 18 марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен.

       Как указывал историк В.О.Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских  имений и 2/3 крепостных душ  были заложены в обеспечение  взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных, то есть фактически лично свободных крестьян.

     Именно  такой план и вынашивал П.Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I. Но планы П.Д. Киселева и других независимых специалистов вызывали упорное противодействие помещиков. Поэтому в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу, подготовку крестьянского вопроса Александр II поручил крупным помещикам-крепостникам, что и предопределило способ ее проведения.

     Возможности крепостного хозяйства как экономической  системы были полностью исчерпаны. «По расчетам историка И. Д. Ковальченко, в регионах с преобладанием барщинной формы эксплуатации крестьян средняя урожайность зерновых культур к середине XIX в. составляла 75-80 % по отношению к урожайности первого десятилетия XIX в.» 3

     3 января 1857 г. был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством императора. В него вошли: «великий князь генерал-адмирал Константин, генерал-адъютант Я. И. Ростовцев, публицист-славянофил Ю. Ф. Самарин, министр внутренних дел С. С. Ланской, великая княгиня Елена Павловна – вдова дяди императора, великого князя Михаила Павловича, которая после смерти мужа с головой ушла в политику»4. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян».

     Наконец, 19 февраля 1861 г. последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»5, в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости:

  • за пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк без права отказа в течение 9 лет. По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу;
  • крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлости» и полевой надел;
  • размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком – полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

     «Положение» облегчает возможность выкупа отведенных участков, причем правительство дает крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, берет все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя.

     «Раздача  крестьянам помещичьих и государственных  земель не могла разрешить аграрного  кризиса, поскольку «прирезка», по подсчетам  специалистов, составила бы всего  по 0,8 гектара на семью»1.В результате крестьянство остается связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказывается явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. «Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 г. и Кандеевское выступление 1861 г»2.

     Несмотря  на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего  развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Именно в это время складывается экономическая инфраструктура, обеспечивающая экономический подъем: строится все больше железных дорог, которые связывают центральные области европейской части России, понемногу развивается банковская система, создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.

     Велико  было и нравственное значение Крестьянской реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена повлекла за собой  преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Эти меры должны были подтолкнуть развитие просвещения. Также, когда все россияне стали свободными, встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. 

         2.2   Реформа самоуправления

     К крестьянской реформе Россия подошла  с крайне отсталым и запущенным местным  хозяйством. «Медицинская помощь в  деревне практически отсутствовала. Эпидемии свободно ходили из одного конца огромного государства в другой, унося тысячи жизней. Крестьяне  не знали элементарных правил гигиены»1. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять земское хозяйство.

     Поэтому, после крестьянского «Положения»  в ряду административных реформ, важнейшее  место занимает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 г. «Положение» вводило бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

     Земства несли ответственность за местное хозяйство, начальное образование, медицинское и ветеринарное обслуживание, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование и др. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы.

     На  аналогичных основаниях 16 июня 1870 г. было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление – городские думы, избираемые на четыре года. «Кроме обязательных постановлений Городская дума принимала городской бюджет, а также формировала комиссии для заведования отдельными отраслями городского хозяйства. Она же избирала своего председателя (Городского голову) и исполнительный орган власти – городскую управу»2. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

     В общественном движении городские думы были не так заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса. 

         2.3   Судебная реформа

     Одновременно  с земской реформой, в 1964 г., правительство  провело судебную реформу. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы. «Суд стал публичным и гласным, а судьи независимые; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; вводилась адвокатура; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Страна была разделена на 108 судебных округов».1

     Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи  разбирали уголовные и гражданские  дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Общий же суд состоял  из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали  серьезные гражданские  иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

     Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но в нем все еще сохранялись отпечатки крепостничества – для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Кроме того, политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как, должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям. 

         2.4   Военная реформа

Информация о работе Император Александр II. Россия на путях буржуазных преобразований. Эпоха демократизации