Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:56, реферат
Реформы, проведенные в XIX веке, и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о личности Александра II и о годах его царствования.
Для этого я поставила следующие задачи:
Изучить биографию императора;
Рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику императора;
Проанализировать проведенные им реформы, оценить их последствия.
Введение
1. БИОГРАФИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
Детство и юность Александра Николаевича
Первые годы царствования
Покушения и смерть императора Александра II
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II
2.1 Крестьянская реформа
2.2 Реформа самоуправления
2.3 Судебная реформа
2.4 Военная реформа
2.5 Реформы образования
2.6 Реформы в области печати
2.7 Внешняя политика Александра II
Заключение
Министерство Образования Республики Беларусь
Государственное
Учреждение Образования
Реферат
По предмету: Всемирная история
Тема: «Император
Александр II. Россия на путях буржуазных
преобразований. Эпоха демократизации»
Гомель 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. БИОГРАФИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II……………………………………..3
1.1 Детство
и юность Александра Николаевича…………...............
1.2
Первые годы царствования………………
1.3 Покушения и смерть императора Александра II….….………………..…………...…...6
Глава 2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II……………..……….8
2.1
Крестьянская реформа………..……………
2.2
Реформа самоуправления……….…………
2.3 Судебная
реформа…………………………….…….……………………
2.4 Военная
реформа…………………………….……………………………
2.5 Реформы
образования………………………….……………………
2.6 Реформы
в области печати…………………….…………………………………….
2.7 Внешняя политика Александра II…………….………………………………………... 13
Заключение…………………...…………………………
Список
используемой литературы……..……..………………………………
Введение
Александра II Освободитель — российский император, из династии Романовых. Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие.
Эти реформы заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.
В его царствование завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864 г.), Казахстана (1865 г.), большей части Средней Азии (1865-1881 г.). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-78 гг.
Реформы, проведенные в XIX веке, и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о личности Александра II и о годах его царствования.
Для этого я поставила следующие задачи:
Александр II родился в Москве 17 апреля 1818 г. Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.
До шестилетнего возраста Александр рос под ближайшим надзором матери и приставленного к нему женского персонала, вместе с сестрами, которые были моложе его. Его наставником (с обязанностью надзора за всем процессом воспитания и образования) был В. А. Жуковский, учителем Закона Божия и Священной истории – протоиерей Герасим Павский (до 1835 г.), военным инструктором – К. К. Мердер, а также: М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика), академик Коллинз (арифметика), К. Б. Триниус (естественная история).
Капитан К. К. Мердер1, боевой офицер, был первым воспитателем Александра II, а знаменитый поэт В. А. Жуковский занялся его обучением в девять лет. «Основой его образования, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Будущий император воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Но В. А. Жуковский опасался, что его воспитанник привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму»2.
Поэтому в 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского цесаревич совершил путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части и Закавказья. Первый из царского рода он посетил Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных.3
«В 1842 г. Николай Павлович, уезжая на месяц из Петербурга, впервые доверил своему сыну заменять его в решении текущих государственных дел, что повторилось и в 1845 г., при более продолжительном отсутствии государя за границу»4.
Образование Александра, законченное к 19-летнему возрасту, дало ему знание пяти языков – русского, французского, немецкого, английского и польского, – математики, физики, естественной истории, географии, истории, православного катехизиса, общих начал политической экономии, статистики и правоведения. Военные науки преподавались ему и теоретически, и практически (во время лагерных сборов). В 1836 г. он уже стал генерал-майором, с 1844 г. полным генералом и командовал гвардейской пехотой.
На Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени.
Александр, по желанию Николая I, предпринял путешествие по Европе с образовательной целью в 1838-39 гг. Посещение Дармштадта сыграло большую роль в жизни Александра II.
У Людовика II была дочь — в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр Николаевич страстно в нее влюбился. И немедленно написал своим родителям, умоляя их разрешить ему просить руки принцессы. Вернувшись в Петербург, Александр подтвердил родителям непреклонность своего решения. Император Николай I уступил.
По прибытии в Россию принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, приняла миропомазание по уставу православной церкви 5 декабря 1840 г. с именем великой княжны Марии Александровны. На другой день последовало обручение, а 16 апреля 1841 г. совершено бракосочетание цесаревича Александра с принцессой Марией Гессеннской.
Несмотря на тайну связанную с ее рождением (она была приемной дочерью Людовика II) молодая царевна была приветливо встречена своей новой семьей и будущими подданными.
Но серьезный характер и филантропическая деятельность Марии Александровны не находили отклика в петербургском обществе. Кроме того, императрица, принявшая православие, чрезвычайно серьезно воспринимала православную веру. В политическом отношении она вместе со своим сыном Александром, наследником престола, пыталась во всем поддерживать интересы церкви и славянского благотворительного комитета. Мария Александровна все больше становилась на консервативные позиции. Частая беременность подорвала ее здоровье. К тому же она с трудом переносила суровый петербургский климат. Вынужденная, по указанию врачей, вести замкнутый образ жизни, она вскоре заметила, что император охладел к ней.
Новой
любовью императора стала княжна
Екатерина Михайловна Долгорукая. Когда
стало ясно, что это не мимолетная
любовная связь, то разразился скандал.
После смерти императрицы весной 1880 г.
Александр, вопреки советам своих близких
друзей, женился на Екатерине и сделал
ее княгиней Юрьевской. Скандал отдалил
Александра от первой семьи. На сторону
своей матери стал в первую очередь наследник
престола. В 60-е гг., в эпоху великих реформ,
Екатерина играла большую роль. Ясность
ее ума и твердость характера часто заставляли
Александра II настойчиво следовать по
избранному им пути решительных преобразований.
В своей жизни Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачах государственного управления. «Вступив на престол, он получил тяжелое наследие. Крестьянский и восточный вопросы, которые остались после Николая I, решены не были».1 В Крымской войне, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, Россия потерпела поражение.
Николай I в последние часы своей жизни, сказал сыну: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»2.
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей.
«На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д., освобождались, или смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участвовавшим в мятеже 14 декабря 1825 г. и в тайных обществах того времени, отменен прием в рекруты малолетних евреев и т. п.»3
Были уничтожены военные поселения, сокращен срок военной службы с 25 до 15 лет, отменены унизительные телесные наказания. Отставным солдатам и солдатским вдовам возвращены их сыновья ("кантонисты"), числившиеся в военных сухопутном и морском ведомствах, кроме поступивших уже на действующую службу.
Следующим шагом было заключение Парижского мира в марте 1856 г. Парижский трактат нанес международному авторитету значительный ущерб: Россия должна была уступить часть Бессарабии; обязалась содержать в Черном море число военных судов не большее, чем содержит Турция. «Впрочем, невыгодная сторона его – ограничение морских сил России на Чёрном море – была устранена ещё при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г».4
«Крымской война показала необходимость полного переустройства многих частей, но на пути всякого улучшения крепостное право стояло неумолимым препятствием». 5
Только
после окончания войны в
При
вступлении на престол Александр II
должен был окончить и Кавказскую
войну. «В 1868 г. был заключен мир с
Бухарой, по которому эмир обязан находиться
в повиновении у российского
императора. По окончании Крымской
войны государь назначил главнокомандующим
на Кавказе князя А.И. Барятинского».2
Основным успехом стали одержанные решительные
победы в этой войне.
Попытки покушения на жизнь императора в немалой степени повлияли на ход реформ. Первая из них была предпринята 4 апреля 1866 г. Александр шел от ворот Летнего сада к своей карете, когда раздался выстрел. Пуля пролетела мимо. Вскоре выяснилось, что революционера звали Дмитрий Каракозов. «Он был членом «Московского кружка», который включал в себя 20 человек, ставивших своей целью построение в России социалистического строя. К сожалению, деятельность ишутинцев разворачивалась не на бумаге, а в реальной жизни»3. По делу Каракозова было предано суду 36 человек. Все они были приговорены к каторге и ссылке, а сам Каракозов — повешен 3 сентября на Смоленском поле. Покушение такого рода было первым в русской истории и поэтому произвело на современников огромное впечатление. Не менее сильно подействовало оно и на императора. После явного успеха реформ (в которые за десять лет до того мало кто смел поверить) вдруг оказаться с глазу на глаз с такой нетерпимостью, агрессивностью и непониманием было чрезвычайно тяжело. Александр, вдруг как бы сразу выдохся и устал. «Государь был действительно постоянно в нервическом раздражении, – вспоминал позже Головнин, – казался крайне грустным и перепуганным и внушал соболезнование».4