Дела иезуитов идут в гору.
Обосновавшись в Вильно и создав
надёжный плацдарм для дальнейшей экспансии,
общество начало создавать план освоения
центральных и восточных земель
Белоруссии.
Первую вылазку на восток
Белоруссии иезуиты сделали в 1573 году.
Руководство виленского коллегиума местом
размещения опорного пункта выбрало Оршу.
Однако коллегиум там открылся лишь в
1617 году при поддержке канцлера ВКЛ Льва
Сапеги и короля Речи Посполитой Жигимонта
III Вазы. Коллегиумы начинают возникать
в Несвиже, Витебске, Гародне, Могилёве,
Пинске, Новогрудке, Слуцке, Бабруйске,
Жодишках.
Для подготовки высококвалифицированных
кадров иезуиты решили создать в
Вильно академию начали переделывать
коллегиум в высшее учебное заведение.
Виленская академия получила все права
и привилегии Краковского университета,
в том числе и право присваивать учёные
степени бакалавров, магистров, докторов
наук. На философском, богословном, а с
1641 года и юридическом факультетах улились
700-800 студентов и работали 8-12 профессоров.
Вскоре в Вильно открыли и вторую духовную
академию, названную Григорианской. Третью
иезуитскую академию в ВКЛ основали в
начале 19 века в Полоцке.
Педагогическая деятельность
иезуитов в Белоруссии
Образование, дававшееся членами
«Общества Иисуса», носило гуманитарно-религиозный
характер. И хотя преподаванию религии
отводился всего один час в
неделю, выпускники иезуитских школ выходили
из их стен убежденными католиками,
умеющими отстаивать вероучение католической
церкви. Основными предметами, преподававшимися
в учебных заведениях ордена, являлись
латинский и греческий языки.
На протяжении нескольких веков в
педагогическом деле иезуитов присутствовал
большой набор методов и средств,
способствующих активизации внимания
и мышления учащихся: тщательно продуманная
организация соревнования, концертаций,
в процессе которых выплескивалась в нужном
направлении накопившаяся в ходе урока
энергия учеников, система повторений
пройденного материала, применение наглядности
и т.д. Ход занятий, а также материал, преподававшийся
на них, был скрупулезно расписан школьным
уставом «Ratio studiorum» 1599 г. Учителю в свою
учебную работу запрещалось вносить что-либо
новое, не предусмотренное уставом. Руководство
ордена, а главным образом префекты школ
бдительно следили за тем, чтобы все его
предписания неукоснительно соблюдались.
Данные исторических документов, главным
образом иезуитских каталогов, позволяют
выделить четыре этапа в развитии школьного
дела в Беларуси. Для первого (конец XVI
в. 1648 г.) характерно возникновение учебных
заведений «Общества Иисуса» в крупнейших
городах Беларуси: Полоцке, Несвиже, Орше,
Бресте, Гродно, Пинске и Витебске. Причем
в Несвиже с 1626-1927 учебного года действовали
высшие школы. Это стало возможным благодаря
поддержке королевской власти, а также
крупнейших магнатов Великого княжества
Литовского, разорвавших с реформацией
и перешедших в лоно католической церкви.
Последняя имела немало приверженцев
на территории Беларуси еще до приезда
иезуитов, а с появлением таких крупнейших
деятелей контрреформации, как П.Скарга,
М.Смиглецкий, С.Варшевицкий и других,
авторитет и позиции католической церкви
все более укреплялись. Для привлечения
как можно большего количества молодежи
в учебные заведения ордена даже некоторое
время преподавался белорусский язык.
Правда, с внедрением Ratio studiorum 1599 г. его
изучение учениками прекратилось, и в
школах использовался польский язык. Вместе
с тем необходимо отметить, что население
Беларуси по достоинству оценило привлекательные
черты иезуитской системы образования
и воспитания, убедилось в том, что орден
является проводником западноевропейской
культуры. Кроме того, «Общество Иисуса»
располагало хорошо подготовленными к
педагогической работе учителями. В торой
этап педагогической деятельности «Общества
Иисуса» охватывает большой промежуток
времени: с 1648 г. по 1740 г. В это время развитию
школьного дела помешали военные действия
середины XVII в., тяжелым последствием которых
был глубокий демографический кризис.
Затем последовала Северная война, принесшая
ему неисчислимые бедствия. Иезуиты активно
занимались миссионерством и, следовательно,
организацией новых школ. Появились учебные
заведения «Общества Иисуса» в Новогрудке,
Мыши (прекратило свое существование в
16931694 учебном году), Минске, Бобруйске,
Мстиславле, Слуцке, Жодишках, Слониме
и Мозыре. К действовавшим высшим школам
в предшествующее время присоединились
высшие школы в Пинске (с 1683-1684 учебного
года), Гродно (с 1700-1701 учебного года). Однако
работе последней помешала Северная война.
Преподавание философских дисциплин там
возобновилось в 1709-1710 учебном году, и
вплоть до 1773 г. высшая школа в Гродно работала
без перерывов, Новогрудке (1713-1714 учебный
год), Бресте и Минске (с 1729-1730 учебного
года). В результате иезуиты захватили
монополию в школьном деле. Однако прежние
позиции, достигнутые в этом направлении
на первом этапе, были утрачены. Это выразилось
в ухудшении профессиональной подготовки
учителей, а следовательно, снижении уровня
преподавания дисциплин и знаний учащихся.
Руководство ордена иезуитов знало о неудовлетворительном
состоянии школьного дела и несколько
раз присылало визитаторов для выработки
правильных мер по исправлению этих недостатков.
В 1645 г. визитатор Польской провинции Ф.Банфи
писал генералу ордена о необходимости
вернуться к первоначальному требованию
в ордене: назначать на эту должность только
тех иезуитов, которые прошли трехлетний
курс философии. В 1687-1706 гг. состоялась
визитация учебных заведений Польской
и Литовской провинций И.Дертинсом, который
писал об упадке школьного дела. Его плачевное
состояние тревожило руководителей ордена.
Таким образом, иезуиты мучительно искали
выход из создавшегося положения. Как
свидетельствуют историки ордена, он был
найден, но на пальму первенства серьезно
претендовали пиары во главе с С.Конарским,
развернувшие энергичную работу по созданию
своих заведений. В этой обстановке «Общество
Иисуса», боясь утраты монополии, активизировало
свою деятельность на учебном поприще.
Начался третий этап его педагогической
деятельности, длившийся с 40-х годов XVIII
в. по 1773 г. Орден иезуитов развернул активную
деятельность по подготовке учителей.
Наиболее отличившихся своих членов, главным
образом из числа молодежи, хорошо зарекомендовавших
себя в учебе и работе в школе, он посылал
за границу к знаменитым учителям. Иезуиты,
вернувшиеся из-за границы, охотно делились
приобретенными познаниями со своими
собратьями по ордену. Разумеется, они
рассказывали о произведениях Вольтера,
Монтескье, Руссо, Дидро и других деятелей
эпохи Просвещения, получивших широкое
распространение в Европе. В своей работе
иезуиты не могли пройти мимо их идей.
Руководство ордена осуществляло подготовку
учителей по иностранным языкам, истории,
географии, военной и гражданской архитектуре
и дисциплинам. Одновременно шел процесс
создания нескольких учебников по ним.
Лучшие из них внедрялись в учебный процесс.
Иезуиты подняли преподавание латинского
языка на уровень, соответствующий «Ratio
studiorum». Однако они не смогли вернуть былое
значение греческого языка, т.к. молодежь
не проявляла к нему интерес. Стремясь
соответствовать эпохе, иезуиты стали
уделять повышенное внимание изучению
учениками польского языка. В указанный
период была создана средняя школа в Юровичах.
Еще три школы (в дополнение к появившимся
в предшествующее время) начали свою деятельность.
Так, преподавание философии осуществлялось
с 1741-1742 учебного года в Витебске и Мстиславле,
с 1749-1750 учебного года в Слониме. К 1773 г.
времени издания папской буллы, запретившей
деятельность «Общества Иисуса», некоторые
высшие школы прекратили свое существование,
как, к примеру, в Мстиславле, и 1752 1753 учебный
год оказался последним годом ее работы.
В этом году насчитывалось 17 школ, из них
высших было 8, средних 8, в Мозыре имелась
только должность «школьного профессора».
Четвертый этап характерен только для
Полоцкой, Витебской, Оршанской, Мстиславской
и Могилевской коллегий, т.к. благодаря
Екатерине II «Общество Иисуса» было сохранено
в Восточной Беларуси, отошедшей к Российской
империи после первого раздела Речи Посполитой
в 1772 г. На остальной ее территории после
1773 г. иезуитские учреждения перешли в
ведение Эдукационной комиссии первого
в истории Европы министерства национального
просвещения Речи Посполитой. Из многих
стран мира в Полоцк пожелали приехать
большое количество иезуитов. С.Черневич
отобрал для работы в вышеперечисленных
иезуитских коллегиях наиболее талантливых.
В указанное время члены «Общества Иисуса»,
находившиеся в Восточной Беларуси, развили
интенсивную религиозную, педагогическую
и научную деятельность. Иезуиты продолжали
реформировать школьное дело, вводя в
учебную программу дисциплины естественного
цикла, открывали новые и преобразовывали
старые конвикты, создавали музей, кабинеты
и т.д. В 1812 г. царское правительство открыло
Полоцкую Академию, приравненную в правах
к другим высшим заведениям Российской
империи. На ее трех факультетах работали
наиболее подготовленные педагогические
кадры. В преподавании теологических и
философских дисциплин иезуиты стояли
на идеологических позициях, что не соответствовало
эпохе Просвещения. Между тем население
Беларуси хорошо знало труды Вольтера,
Монтескье, Руссо, Дидро и др. В чтении
лекций по естественным наукам члены ордена
шли в ногу со временем. Высшие школы действовали
в Витебске и Могилеве, в Мстиславле и
Орше существовали средние школы. Указом
Александра I от 13 марта 1820 г. члены «Общества
Иисуса» изгонялись из Российской империи.
Предлогом для этой меры послужило принятие
несколькими православными и представителями
других вероисповеданий католицизма.
Истинной же причиной появления этого
документа было то, что иезуиты являлись
выразителями интересов шляхты и духовенства,
выступавших за восстановление Речи Посполитой
в границах 1772 г. Кроме того, члены ордена
были сторонниками своего детища униатской
церкви, храмы которой царизм планомерно
переводил в православные, что вызвало
их недовольство. На протяжении всей истории
пребывания иезуитов в Беларуси «Общество
Иисуса» располагало учителями, имеющими
солидную профессиональную подготовку.
Они самоотверженно трудились, выполняя
свой долг в переполненных молодежью классах.
При этом их каждодневная работа была
скована строгими предписаниями «Ratio studiorum»
1599 г. И не взирая на это, учителя стремились
внести в уроки новое. Их деятельность
оставила глубокий след в судьбах многих
поколений населения Беларуси.
Иезуитское барокко
Соперничество с другими
религиями и орденами заставляло
орден создавать свои постройки
так, чтобы они отличались от остальных,
таким образом, стремясь привлечь верующих.
Можно считать, что история "иезуитского
барокко" начиналась со строительства
в Риме Джакомо дела Порта в 1575-84 годах
храма, названного Иль Джезу (ит. "II Gesu"
- "Во имя Иисуса"). С 1545 г. с целью объединения
всех церковных сил в борьбе с Реформацией
в г. Тренто, в Северной Италии, проходил
собор католической церкви (Concilio di Trento),
получивший позднее название Тридентского.
Считается, что отсюда происходит другое
наименование стиля иезуитов - трентино
(trentino), так как здесь были заложены основные
постулаты стиля. Постановлением Тридентского
собора художникам предписывалось "следовать
величайшей строгости" и противостоять
"дионисийскому духу", в целом "заразившему"
искусство барокко. Поэтому в "стиле
контрреформации" (изначальном) нет
тех качеств, которые обычно приписывают
барокко: пышности, праздничности, показного
великолепия. Это мы можем наблюдать на
примере фасада Иль Джезу. Правда, многие
церкви иезуитов были позднее перестроены
и оформлены богаче, поэтому "стиль
иезуитов" вычленяется с трудом. Иезуиты
строили костелы и коллегиумы по образцу
итальянских, иногда по чертежам, присланным
из Рима. Использовалась традиционная
схема: базилика с западным фасадом, фланкированным
двумя симметричными башнями. Но общей
стиль был строг и аскетичен: минимум декора
- классический ордер, лишь с немногими
барочными элементами.
Храмы, построенные орденом
в Беларуси, также соответствуют
общим канонам "иезуитского барокко".
Тем не менее, не стоит недооценивать
и обратный обмен - не только "иезуитское
барокко" оказывало влияние на
зодчество Беларуси, но в постройках
этого времени наблюдаются элементы
белорусской национальной школы.
Почти все построенные
орденом храмы раннего барокко
в Беларуси, являясь деревянными,
не сохранились до наших дней (уничтожены
в 17 веке). После Андросовского перемирия
началось строительство новых храмовых
комплексов ордена, ввиду чего большинство
сохранившихся построек ордена относится
к позднему барокко.
Итак, то, что "иезуитское
барокко" является отдельным направлением
в стиле барокко, неоспоримо. Однако
необходимо отметить тот факт, что
изначально в стиле не наблюдалось
той пышности, что сегодня является
неотъемлемой особенностью барокко. Ещё
одной особенностью стиля является
то, что в разных странах стиль
обогащался новыми чертами и элементами
декора, однако планировка и часть
элементов декора оставались в общем
неизменными.
В Беларуси существует достаточное
количество храмов, олицетворяющих стиль
иезуитов. Объединяющим элементом этих
построек является то, что они в большинстве
своем представляют собой трехнефную
купольную базилику, которая в нижнем
сечении имеет прямоугольный план, в верхнем
же - латинский крест. Безусловно, у каждого
из них есть свои особенности, характерные,
в том числе, и для белорусского национального
зодчества, однако общая схема планировки
у них, как уже говорилось, весьма сходна.
Ещё одной отличительной чертой "иезуитского
барокко" является относительная простота
элементов экстерьера, хотя в храмах, которые
позже перестраивались, это не так заметно.
Костёл Божьего Тела в
Несвиже является первой барочной постройкой
на территории Беларуси, одним из немногих
сохранившихся храмов раннего барокко
. Ему более четырех столетий, и за все
это время он ни разу не закрывался и не
перестраивался. Костел построен в 1593
году для католического ордена иезуитов
по приказанию и на средства владельца
города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки
Яном Марией Бернардони. Прототипом его
является римский храм Иль Джезу. Фарный
костел - трехнефная купольная базилика
с одной апсидой. Шесть массивных столбов
воспринимают нагрузку стен среднего
нефа.
Главный фасад костела
имеет двухъярусную композицию, где
хорошо выражены вертикальные ж горизонтальные
членения. Первые представлены пилястрами,
вторые - развитыми поясами карнизов.
Обращают на себя внимание характерные
для барокко криволинейные формы
верхнего яруса, насыщенность фасада ордером,
обилие раскреповок, сложные профилировки,
ниши со скульптурами. Интерьер храма
отличается торжественностью и пышностью.
В его украшении больше использована
живопись и резьба, чем средства
архитектурной пластики. Особенно выделяется
роспись подкупольного пространства,
реставрированная художником Хески в
1752 - 1754 гг. Тогда же художником была написана
и картина "Тайная вечеря" для главного
алтаря костела.
Костёл иезуитов в Юровичах
относится к позднему барокко, будучи
построенным в 1717-46. В 1673 Юровичи переходят
в собственность иезуитского ордена вместе
с небольшой каплицей и иконой Божией
Матери, примерно в это же время началось
строительство костёла. К середине 18-го
века, когда возведение иезуитской миссии
завершилось, слава о чудесах Юровичской
иконы Божией Матери гремела уже на всю
Речь Посполитую. Как и несвижский костёл,
миссия копировала стиль главного иезуитского
собора Иль Джезу в Риме. На долгое время
она дала толчок развитию новых направлений
храмового строительства и домовой резьбы
в восточной части Белорусского Полесья.
Юровичский храм по-прежнему полон тайн,
скрытых символов и неожиданных сюрпризов.
Костёл Пресвятой Девы
Марии в Минске был построен в
1710 году как церковь при иезуитском
монастыре. Закладка фундамента нового
храма состоялась в торжественной
обстановке в 1700 г. В 1705 г. храм был перекрыт
сводами, над ними возведена крыша,
а в 1708 г. закончена основная отделка
интерьера. Рядом с еще неоконченным
главным фасадом была установлена
деревянная звонница. 16 марта 1710 г. новый
костел был освящен виленским епископом,
хотя ещё долго продолжалась его достройка
и отделка. Планировка минского костёла
слегка отличается от классической иезуитской:
костёл представляет собой трёхнефную
базилику без трансепта, с прямоугольным
планом как в нижнем, так и верхнем сечении.
Полоцкий иезуитский комплекс
также достоин упоминания, несмотря
на то, что сам костёл был взорван
в 1964 г . Построен храм в 1750 году архитектором
иезуитом Габриэлем Лянкевичем. Храм представляет
собой трехнефную купальную базилику
с двухбашенным фасадом. В верхнем сечении
лежит ярко выраженный латинский крест,
при этом крылья трансепта слегка выступают
за границы прямоугольного фасада базилики.
Костёл Иисуса и Св. Креста
в Бресте, костёл Св. Франциска Ксаверия
в Гродно, костёл иезуитов в Мстиславле,
в Могилёве, в Бобруйске, в деревне Лучай,
в Орше и в Витебске также построены согласно
основным канонам "иезуитского барокко",
хотя и обладают чертами, присущими только
им.
Среди вышеназванных храмов
выделяется костёл Св. Станислава в Пинске
(рис. 4). Храм представлял собой трёхнефную
базилику с трансептом и полукруглым пресвитерием,
равными по высоте и ширине центральному
нефу. В нижнем сечении костёла лежит латинский
крест. Храм был взорван в 1953 году.
Таким образом, можно отметить,
что иезуитское направление в
барокко существовало, имело свои
отличительные черты и представлено
в Беларуси рядом храмовых комплексов.
Заключение
Одним из самых удачных
шагов католической церкви явилось
учреждение в 1534 г. нового монашеского
ордера «Общества Иисуса», созданного
при поддержке феодальной знати
и духовенства, в том числе
и высшего. Иезуиты помогли Ватикану
не только выстоять, но и расширить
влияние католицизма. Орден иезуитов
занял ведущее место в традиционной
политике Ватикана, направленной на проникновение
в страны Восточной Европы и Азии.
Господствующий класс Речи Посполитой,
стремясь упрочить феодальный строй, использовал
католическую церковь и орден иезуитов
в своих интересах. «Общество Иисуса»
стремилось охватить своим влиянием население
страны, задушить реформацию (на территории
современной Беларуси она была «феодальной
или княжеской»), в борьбе с которой иезуиты
использовали: во-первых, дискуссии с иноверцами,
проводившимися, как правило, при большом
стечении народа; во-вторых, публикации
полемических произведений (они печатались
даже в XVIII в.); в-третьих, организацию различных
типов школ. Члены ордена хорошо понимали,
что будущее страны зависит от молодежи.
Поэтому они проводили разнообразную
работу по привлечению в свои учебные
заведения как можно большего количества
детей и юношества, стремясь монополизировать
в своих руках образование. В школы принимались
дети всех вероисповеданий, в том числе
православные и протестанты. К окончанию
школы они становились католиками. Более
того, педагоги умели готовить из своих
подопечных настоящих защитников Ватикана.
Учебные заведения ордена способствовали
полонизации населения. Но в целом их деятельность
оставила глубокий след в исторических
судьбах населения Беларуси.
Список литературы
1 Цярохiн С. Ф., Многiя прыйдуць
пад iмем маiм, Мн.: Полымя, 1995
2 Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии,
Мн.: Беларусь, 1990
3 Иезуиты http://ru.wikipedia.org/wiki/
4 "Архитэктура Беларусı".
Нарысы эвалюцыı ва усходнеславянскıм
ı еурапейскıм кантэксце у чатырох тамах.
Том 2. 16-сярэдзıна 18 стагоддзя", пад
рэдакцыяй Лакотка А. I., Бабрусь Т. В., Кулагıна
А. М., Пятросава А. Ю., Сардарава А. С., Чантурыя
Ю. У., Мıнск, "Беларуская навука",
2006