Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 02:58, реферат
Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVI века.
Исследование эпохи, частью которой стал орден иезуитов, проникновение его на территорию Белоруссии, просветительская деятельность иезуитов – задачи моей работы.
Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии
Реферат По истории Беларуси
Введение
Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVI века.
Исследование эпохи, частью которой стал орден иезуитов, проникновение его на территорию Белоруссии, просветительская деятельность иезуитов – задачи моей работы.
В ходе работы использовались такие книги, как «Многiя прыйдуць пад iмем маiм» С.Ф. Цярохiна, которая позволила получить общее представление о деятельности ордена, истории его появления, «Иезуиты в Белоруссии» Т.Б. Блиновой, которая дала информацию о деталях деятельности ордена на территории Белоруссии». «Архитектура Белоруссии» позволила почерпнуть информацию о таком направлении в архитектуре, как иезуитское барокко.
Иезуиты на мировой арене
Возникновение ордена иезуитов
связано со следующими событиями. XVI
век занимает особое место в истории
Западной Европы. Он характеризуется
разложением феодализма и зарождением
капитализма. В это время шел
интенсивный процесс
15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже первые иезуиты, которых было всего семеро, принесли обеты бедности и целомудрия. В этот кружок, возглавляемый св. Игнатием Лойлой (ок. 1491–1556), первоначально входили Николас Бобадилья (ок. 1509–1590), Петер Фабер (1506–1546), Диего Лайнес (1512–1565), Симон Родригес (1510–1579), Альфонсо Сальмерон (1515–1585) и св. Франциск Ксаверий (1506–1552). Шестью годами позже папа Павел III буллой Regimini militantis ecclesiae признал иезуитов в качестве нового монашеского ордена.
Члены Общества Иисуса очень скоро включились в движение Контрреформации, в котором католическая церковь пыталась противостоять распространению протестантизма по всей Европе. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора (1545–1563). Иезуитские ученые-богословы – св. Петер Канизий (1521–1597), св. Роберто Беллармино (1542–1621) и другие – написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию, стараясь поддержать оказавшиеся во враждебном окружении католические общины. Р. Персонс (1546–1610) и Э. Кэмпион (1540–1581) прославились как проповедники в Англии.
Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы-иезуиты М. Риччи (1552–1610), И.А. Шалль фон Белль (1591–1666) и Ф. Вербист (1623–1688) были приняты при императорском дворе. В Индии Р. де Нобили (1577–1656) следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их героическим усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике – Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Ж. Маркетт (1637–1675) сопровождал торговца мехами Л. Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит, Э. Кино (1644–1711), составил карту юго-западной части Северной Америки.
Первый иезуитский коллегиум для учеников-мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548. Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой изучения наук (Ratio studiorum) – всеобъемлющей программой иезуитской педагогики, составленной около 1559. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов. Работа по изучению и изданию житий христианских святых была начата иезуитами в 17 в. и продолжается до сих пор.
К середине 18 в. Общество Иисуса
насчитывало около 23 тыс. членов. Возрастающее
влияние иезуитов привело орден
к конфликту с деятелями
Французская революция и свержение династии Бурбонов породили надежды на восстановление ордена. В 1801 папа Пий VII официально признал существование ордена в России, и бывшим иезуитам в других странах было позволено объединиться с российскими иезуитами. Официально общество было восстановлено по всему миру 7 августа 1814.
В 19 в. иезуиты вновь оказались
под ударом – на этот раз из-за
волны либеральных и
К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и теолог Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер, У. фон Бальтазар (впоследствии вышедший из ордена), Б. Лонерган из Канады и Дж.К. Мюррей. Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А. Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен; особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Дж.М. Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civiltà cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («Études», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).
Иезуиты на территории Белоруссии
Дух протестантизма, охвативший территорию Европы, довольно быстро повеял и на территории Белоруссии. Связи с европейскими странами содействовали постоянному притоку информации и её освоению во всех слоях общества, в том числе и буйными феодалами. Многие их них положительно приняли идеи Реформации и в разной форме содействовали её распространению, оказывали моральную и материальную помощь первым протестантам в Белоруссии.
Проникновение нового учения
с Запада шло различными путями.
Значительную роль в этом отыгрывала
зависимое от ВКЛ Прусское герцогство,
где с 1525 года лютеранство приобрело
статус государственной религии, а
в лютеранском университете Кёнигсберга
училась молодёжь их Белоруссии. Однако
учение Мартина Лютера не нашло почему-то
в Белоруссии широкого признания. Значительно
большее распространение
Особенно способствовал развитию протестантизма на Белорусских землях князь Михаил Радивил Чёрный, второе лицо в государстве после великого князя – канцлер великий литовский и воевода виленский. С Реформацией он, скорее всего, познакомился во время учёбы за границей. Однако лично он принял новую веру лишь в сорокалетнем возрасте. С этого можно сделать вывод, что смена конфессии произошла не под влиянием внезапного эмоционально-религиозного воздействия, а являлась всесторонне оцененным шагом. Он решительно отрицал католичество и стал его искоренять. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костёлов, разрушал придорожные католические каплицы и кресты, открыл 134 кальвинистских собора.
Протестанские общины росли как грибы, охватывая густой сеткой всю территорию Белоруссии. Михаил Радивил многое сделал для расширения протестантизма. Но вряд ли был такой результат, если бы общество не было подготовлено предшественниками-гуманистами к восприятию новых морально-религиозных концепций. Реформаторское движение являлось интеграционной частью европейского процесса. И всё-таки никто другой, кроме как Михаил Радивил Чёрный может справедливо считаться отцом отечественной Реформации.
В начале 60-х годов XVI века
в реформаторском движении возникают
и выделяются самостоятельные направления
радикальной оппозиции –
Соответственно возникает тревога в стане католиков. Папский нунций Камендони оценил ситуацию как плачевную. Нунций отмечал, что во всём войске остался лишь один ксендз, да и тот находится при гетмане. В январе того же 1564 года виленский бискуп Валерьян Протасевич мчится к Камендони в Варщаву и сообщает, что положение католической церкви в ВКЛ несравнительно худшее, чем в Польше. Клир деморализован и испуган. В этот раз бесполезной оказалась и инквизиция, запрошенная в княжество ещё в 1436 году. Во время аудиенции Протасевич впервые высказывает мысль прислать в Белоруссию иезуитов, как тогда говорили, отряд быстрого реагирования римской курии.
«Общество Иисуса» на этом этапе своей истории находилась в апогее своего могущества и, решительно преодолевая на своём пути все напасти, интенсивно осваивала новые территории и континенты. Главой ордена в то время был хитрый Яго Лайнес, который много в чём превзошёл самого Лайолу, добившись отмены ряда ограничений, которые сдерживали деятельность ордена.
Сначала иезуиты осели в Польше, по неточным данным в 1564м году. Кардинал Гозий выделил им усадьбу в Браневе, где был открыт коллегиум. Далее на восток, где во всю силу гуляло пламя Реформации, иезуиты не сильно спешили. Это было вызвано тем, што они были малознакомы с традициями, обычаями, с языком. За четверть столетия своего существования иезуиты приобрели некий опыт и уже не кидались стремглав в вир, тем более в реформатский. Сдерживала их и позиция большинства магнатов, как протестанских, так и православных.
Иезуиты готовились и ждали своего часа. И он настал. В 1569 году Жигимонт II Август получил в свои владения Волынь, Подолье, Киевщину и добился образования нового государства – Речи Посполитой. Вот как раз в это неблагоприятное для ВКЛ время и появились в Вильно иезуиты. Готовились иезуиты серьёзно и , как мы знаем, долго. Ударная группа состояла из проверенных и осведомлённых друзей общества, таких, как Пётр Скарга, Станислав Варшавицкий, Станислав Ленчицкий, Станислав Влошак, Антонио Пасевино, Франциск Суньер. Многие из них были раньше в ВКЛ и имели представление о местных условиях, ориентировались в местной политике и взаимоотношениях наиболее влиятельных особ княжества.
С первых же дней иезуиты почувствовали к себе неприязнь. Основанный в 1570м году коллегиум в Вильно пустовал. Совсем не было учеников, зато кальвинистская гимназия звенела детскими голосами.
Однако внезапно нахлынувшая эпидемия чумы в Вильно перетасовала все карты. Иезуиты в этом увидели шанс завоевать уважение испуганных жителей города. Они отчаянно сражались с эпидемией, ограничивали её распространение, изолировали здоровых от больных, вывозили с домов и улиц умерших и хоронили их, кормили больных и помогали лекарствами и утешительным словом.
После чумы отношение к иезуитам значительно улучшилось, но в конфессийном плане они по-прежнему чувствовали изолированность. Преодолеть полосу отчуждённости никак не удавалось. Миссия иезуитов явно проваливалась. Тогда за дело взялся лично Пётр Скарга, непревзойдённый оратор. В присутствии короля и П. Скарга открыто и резко открыл глаза на правительственные злоупотребления. Критиковал магнатов за неуважение королевской власти, выступал против соймовой анархии, шляхетского разгула. Он искусил не одного протестанта, в том числе и такого буйного магната, как Ян Хадкевич. Затем Скарга начал приглядываться к Радивилам. Тут как раз выпал подходящий момент: сильно заболел сын Михаила Радивила Михаил Криштов Радивил. Однако после принятия причастия у ксендза боль чудесным образом отступает. Удивлённый Михаил со своими братьями сразу же переходят в католичество и огнём и мечом начиняют искоренять отцовскую веру.
Информация о работе Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии