Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:25, контрольная работа
После победы Петроградского вооруженного восстания Советская власть упрочилось относительно мирно на значительной территории бывшей империи. Однако антибольшевистские силы, опиравшиеся на поддержку армий 14 иностранных государств, продолжали удерживать значительные территории. Летом — осенью 1918 г. в разоренной войной и голодом России в борьбе за власть противостояли три класса (буржуазия, пролетариат, средние слои). На территории огромной страны сформировались три системы власти и управления. Республика Советов, где правящая партия Ленина осуществляла диктатуру пролетариата, превратила страну в единый военный лагерь, поставив под ружье, подчинив комиссарам и командирам рабочих и крестьян. Буржуазно-помещичий белогвардейский лагерь
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
на тему «ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА «ТРЕТЬЕГО ПУТИ»
В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
(НА МАТЕРИАЛАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОГО
Содержание
После победы Петроградского вооруженного восстания Советская власть упрочилось относительно мирно на значительной территории бывшей империи. Однако антибольшевистские силы, опиравшиеся на поддержку армий 14 иностранных государств, продолжали удерживать значительные территории. Летом — осенью 1918 г. в разоренной войной и голодом России в борьбе за власть противостояли три класса (буржуазия, пролетариат, средние слои). На территории огромной страны сформировались три системы власти и управления. Республика Советов, где правящая партия Ленина осуществляла диктатуру пролетариата, превратила страну в единый военный лагерь, поставив под ружье, подчинив комиссарам и командирам рабочих и крестьян. Буржуазно-помещичий белогвардейский лагерь («деникия», «колчакия»), опиравшийся на поддержку иностранных союзников, практиковавший диктатуру военных в самой суровой и жестокой форме с целью утверждения в России монархии на квазиконституционной основе. На просторах Сибири, Севера и Поволжья свою диктатуру стремились установить и средние слои (трудовое крестьянство, ремесленники, торговцы). Во главе с эсеровскими правительствами они поставили задачу создать в России парламентскую республику, которую должно было утвердить Учредительное собрание. Они боролись против реакции «справа» и «слева», отмечая при этом отход кадетов от буржуазного парламентаризма, и критиковали большевиков за их «социалистический эксперимент», за жесткую и жестокую диктатуру. Умеренные социалисты начали строительство контрактной наемной армии, восстанавливали неклассовые учреждения буржуазного парламентаризма, такие как рабочие конференции, крестьянские съезды, сохранялись фабзавкомы и профсоюзы, и многое другое.
Тема данной контрольной работы: Идеология и практика «третьего пути» в гражданской войне (на материалах деятельности Самарского Комуча).
Объектом исследования является – «третьей пути» в гражданской войне.
Предметом – идеология и практика «третьего пути» в гражданской войне
Цель данной контрольной работы – на основе историко-литературного анализа материалов деятельности Самарского Комуча рассмотреть идеологию и практику «третьего пути» в гражданской войне.
Решение поставленной цели
-
рассмотреть идеологию и
- охарактеризовать политику «третьего пути» на примере взаимодействия Самарского Комуча с крестьянством.
В
годы гражданской войны возник чисто человеческий
протест против кровавой бойни. Средние
слои города и деревни, выразителями интересов
которых были умеренные социалистические
партии меньшевиков и эсеров, выступили
против двух диктатур - «белых» и «красных»,
как выражались, против «авантюристов
обоих лагерей». В гражданской войне такие
социалисты видели столкновение не двух
социальных потоков — буржуазии и помещиков,
с одной стороны, рабочих и беднейших крестьян
— с другой, а трех причисляя еще к этому
столкновению и трудовых крестьян, ремесленников,
мелких торговцев и интеллигенцию.
пролетариат, руководимый большевиками | трудовые крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы и интеллигенция |
Из такого понимания расстановки сил вытекала и задача, поставленная меньшевиками и эсерами, — вести одновременно борьбу на два фронта: и против большевиков, и против «золотопогонной буржуазно-помещичьей орды». Во имя осуществления «третьего пути» обещали вести политику эсеровские правительства, сформировавшиеся в 1918 году в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере, в Поволжье. Изучение организации власти и системы центрального и местного управления эсеровских правительств представляет профессиональный, научный и общественный интерес.
Депутаты
эсеровского большинства
По поводу названия армии П. Д. Климушкин впоследствии вспоминал: «это название [Народная армия] было дано ей не случайно, не из моды и не из пристрастия к некоторым демократическим названиям, а вполне обдуманно, после довольно продолжительного и всестороннего обсуждения. Этим названием мы хотели подчеркнуть не только демократический ее состав и происхождение, но и ее назначение - служение народу, не одному какому-либо классу или группе…, а всему народу в целом, и в русском понимании этого слова, т.е. низам - трудовому народу»
Данное правительство соединяло в себе все функции власти — законодательную, исполнительную, судебную и военную. Оно ставило цель: действовать от имени Учредительного собрания и подготовить его созыв. Как заявлял Вольский цель Комуча «подготовка условий для реального единства России с социалистическим Учредительным собранием во главе».
Заметим, что первоначально Комуч состоял из 5 эсеров, членов распущенного Советской властью Учредительного собрания (В. К. Вольский — председатель, И. М. Брушвит, П. Д. Климушкин, Б. К. Фортунатов, И. П. Нестеров как отмечалось выше); впоследствии комитет пополнился прибывшими в Самару членами Учредительного собрания, главным образом эсерами, и в конце сентября в него входило 96 человек. Органом управления был Совет управляющих ведомствами во главе с Е.Ф. Роговским и составилось в следующем виде:
Е.Ф. Роговский — председатель и управляющий ведомством охраны;
П.Г. Маслов — ведомство земледелия;
В.И. Алмазов — продовольствие;
В.Н. Филипповский — торговля и промышленность;
И.М. Майский — отдел труда;
Д.Ф. Раков — финансы;
И.П. Нестеров — пути сообщения;
П.Г. Белозеров — ведомство почт и телеграфов;
Краснов — государственный контроль;
В.А.
Абрамов — государственные
Н.А. Галкин (полковник) — военное ведомство;
П.Д.
Климушкин — ведомство
А.С. Былинский — юстиция;
Е.Е. Лазарев — просвещение.
Напомним, что все эти министры были эсерами, за исключением беспартийных Галкина и Краснова, а также меньшевика Майского [Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970. С. 31.].
Основой для будущей народной армии послужила подпольная самарская офицерская организация, возглавляемая подполковником Н.А. Галкиным, назначенным начальником Главного штаба Народной армии. Интересно будет отметить, что отличительным знаком сражающихся в рядах армии была Георгиевская лента, которую носили на околыше фуражки (вместо кокарды). На левом рукаве также носилась белая повязка.
Поскольку Народная армия формировалась под полным контролем со стороны партии социалистов-революционеров, при формировании армии из-за недоверия эсеров к русскому генералитету должность командующего армией учреждена не была и по единодушной оценке военных, вся организация «военного штаба» носила характер «замаскированной советской системы», включая в себя военного специалиста (полковник Галкин) и двух комиссаров (Фортунатов и Лебедев). Порядки в молодой армии напоминали современникам времена Керенского: власть начальников имела место лишь в походе и в бою; в остальное время действовал «Товарищеский дисциплинарный суд». Комитеты были сохранены, а в частях формировались эсеровские ячейки — «глаза и уши» правительства. В Народной армии было отменено ношение погон, и «гражданин-солдат» должен был отдавать честь только своему непосредственному начальнику и только один раз в день.
Итог организаторских попыток эсеров оказался плачевным. Полковник П. П. Петров характеризовал положение дел следующим образом: «Нет распорядительного аппарата, и создать его не из чего; нет во главе авторитетного лица…, нет плана работы хотя бы на первые часы или дни (основы формирования, службы и прочего), самое сумбурное представление об организации военного командования».
Один из современников вспоминал о собрании 9 или 10 июня 1918 года офицеров Генерального штаба, проживавших в Самаре, на котором был поставлен вопрос о том, кто возглавит добровольческие части:
«Желающих взять на себя тяжёлую и ответственную роль не оказалось. Все смущенно молчали, опустив глаза. Кто-то робко предложил бросить жребий. И вот тогда, скромный на вид, почти никому не известный, недавно прибывший в Самару офицер встал и попросил слова: «Раз нет желающих, то временно, пока не найдется старший, разрешите мне повести части против большевиков», — спокойно и негромко произнес он. В этот момент история вписала в свою книгу Белой борьбы имя подполковника Генерального штаба Владимира Оскаровича Каппеля…»
Самарский Комуч посылал своих «наместников-комиссаров» на места, где формировались региональные органы эсеровской всероссийской власти. Таким посланцем на Кубани, например, являлся бывший городской голова Петрограда эсер Г. И. Шрейдер, возглавивший в Екатеринодаре Юго-Восточный Комуч и издававший газету «Родная земля». В это эсеровское правительство входили как представители бывшего Временного правительства (И. В. Пешехонов, В. Н. Малянтович и др.), так и местные умеренные социалисты — эсеры A . M . Белоусов, М.Г. Бабин-Корень, М.Г. Бочарников (секретарь комитета), Н.Ф. Березов и другие, всего примерно 20 человек, в том числе представители «Союза возрождения», Кубанской краевой рады, посланцы от партий и различных общественных организаций [Сергеев В.Н. Политические партии в южных казачьих областях России. 1917-1920 гг. Ч. II . Ростов н/Д, 1993. С. 44-45]. Формирование комитетов Учредительного собрания проходило и в других регионах с целью развертывания подготовки Всероссийского Учредительного собрания.
Самарский Комуч декларировал «восстановление демократических свобод», формально установил 8-часовой рабочий день; разрешил созыв рабочих конференций и крестьянских съездов, деятельность фабзавкомов и профсоюзов, 30 августа 1918 г. в Самаре был создан Совет рабочих депутатов. Комуч отменил декреты Советской власти, возвратил фабрики, заводы и банки бывшим владельцам, объявил свободу частной торговли, восстановил земства и городские думы и другие демократические учреждения, признавал необходимость уравнительного распределения земли.
Предметом особой заботы Комуча было формирование армии Учредительного собрания для защиты «попранных прав народа». «Народная армия» формировалась на принципе добровольного привлечения людей в войска, а затем на принципе мобилизации. Так временной срок службы был 3 месяца, мобилизация сопровождалась полным довольствием, при этом жалованье составляло 15 рублей в месяц. За служащими, поступавшими в армию, сохранялись должности до окончания срока службы.
К лету 1918 года Комитету членов Учредительного собрания подчинялась территория от Волги до Урала. Помимо Самарской губернии в нее входили Симбирская, Казанская, Уфимская, Оренбургская (на началах автономии в делах внутреннего управления), а также отдельные уезды Саратовской и Пензенской губерний. Территориальное расширение поставило перед Комучем задачу организации системы местного управления.
Местное государственное управление при Комуче выполняли губернские и уездные уполномоченные. Согласно приказу Комуча «Временные правила о губернских уполномоченных» (№ 85 от 6 июля 1918 г.) ближайшей задачей губернского уполномоченного было принятие экстренных мер к восстановлению деятельности губернских учреждений и должностных лиц в тех формах, в каких они функционировали при Временном правительстве.
Информация о работе Идеология "третьего пути" (на материалах Самарского Комуча)