Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ... 4
1.1.Генезис идеологии……………………………………………………. 4
1.2.Основные понятия идеологии……………………………………….. 6
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ….............. . . . . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ
Утопия (место, которого нет) — модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Название происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество». Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.
Существует даже классификация утопий:
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Однако, чем же отличается идеология от утопии и наоборот. И та и другая – это систематизированная совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин "Идеология" нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания, как вообщем-то и утопия [2, с. 56].
Мангейм утопию называет "трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок"; тогда как идеология "стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни" [7, с. 78]. Как и Маркс, он полагал, что социальная функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве, то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму, идеологиям противостоят утопии – духовные образования, порождаемые непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает так или иначе обосновывать неравенство.
Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. (“Идеология и утопия”), сохраняют свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел свойственное Марксу чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь этот термин применяют для отображения политического сознания, включенного во взаимоотношения между правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий социолог выделил такую важную характеристику идеологии, как ее систематизированность. Мы видели, что в процессе социализации у человека вырабатывается совокупность логически не связанных между собой и часто взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к частичному вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с другом. Поэтому идеология, как правило, и претендует на научность.
Таким образом, по Мангейму идеология и утопия противостоят друг другу, но в то же время утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои приходят к власти. Т.е. их основное отличие - это цель их носителя. На наш же взгляд, основное отличие идеологии заключается в функциональной связи с интересами и стремлениями общественной группы, тогда как утопия - это лишь вымысел, фантазия его автора и ничего больше. Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл, считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своём эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью одного писателя-католика, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьезная проблема: как утопии избежать»[8, с. 73].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние
общественного сознания всегда было
показателем нравственного
В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами.
Что же касается
соотношения идеологии и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 с изменениями и дополнениями // Газета "Звязда". –1996. -№276. –С.1
2. Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c.
3. Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Идеология и мать её наука: монография / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2002. - 253с.
4. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 3, / К. Маркс, Ф. Энгельс — М., 1955.- С.25
5. Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560с.
6. Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К. С. Гаджиев. - Москва : Высшее образование, 2005. - 460с.
7. Маннхейм, К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 7-276.
8. Джордж, Оруэлл. Почему социалисты не верят в счастье / Пер. с англ. И. Винарского. // Оруэлл Дж. 1984. Скотный Двор. Эссе. — Москва: Эксмо, 2002. — С. 416—424. — ISBN 5-699-01660-0.