Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ... 4
1.1.Генезис идеологии……………………………………………………. 4
1.2.Основные понятия идеологии……………………………………….. 6
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ….............. . . . . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Кафедра идеологии и политических наук
Специальность государственное управление и право
РЕФЕРАТ
по дисциплине Основы идеологии белорусского государства
на тему Идеология и утопия
Студент
2 курса, группа ГУП-1
Руководитель
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ... 4
1.1.Генезис идеологии…………………………………………………….
1.2.Основные
понятия идеологии…………………………………
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ
И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ…............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 14
ВВЕДЕНИЕ
За прошедшие
два десятилетия наше общество претерпело
значительные изменения. Сдвиг, произошедший
во всех сферах жизни, породил и рождает
ряд внутренних проблем, охарактеризовать
которые можно как
Идеологии
предлагают цели, ориентиры для политических
действий. Идеология нужна постольку,
поскольку в жизни необходимо
принимать решения по многим вопросам,
на которые не всегда может дать
ответ наука. Идеология, таким образом,
– это другая, нежели наука, форма
общественного сознания. А в практической
жизни часто принимаются
На этом
фоне становится актуальной проблема
формирования идеологии как некой
общественной стратегии, задающей цели,
смыслы, горизонты для жизни
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1.Генезис идеологии
Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон. В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям. Особое значение имеет понятие «идея», используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания – «идеологии», а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно [2, с. 23].
Понятие «идея» возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом «старых режимов» и основанных ими систем авторитетов. Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новых типов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения.
Французский учёный А.Д. де Траси в 1796 году, в своём труде «Этюд о способности мыслить» использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении «Элементы идеологии». Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима [3, с. 35]. С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте.
Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований – анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о «справедливости», «свободе», «равенстве» и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых [4, с. 56]. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии – это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами [5, с. 76].
В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. По Парето, основное свойство человека – руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению [6, с. 43].
Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника [7, с. 45].
Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки – Э. Шиле, Д. Белл – с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом «конца идеологий». Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии [2, с. 340].
1.2.Основные понятия идеологии
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Мангейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ [6, с. 134].
Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология универсальна, как и политика, т. е. способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Политика и идеология – это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами – спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ.
Тем не менее
существуют, по общему правилу, допустимые
пределы взаимного
Государственная идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться. Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:
1. Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
2. Мобилизационную, то есть, предлагая
идеалы более совершенного
3. Интеграционную, связанную с тем,
что, наделяя смыслом
4. Амортизационную, которая
5. Выражения и защиты интересов
определённой социальной
В современной науке идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.
Первый,
самый высокий – концептуально-
Второй – программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий.
Третий – актуализированный, уровень массового сознания, идеологии-чувства. Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии.
Четвёртый – пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится на границе осмысленности. Чувство довлеет над человеком в аффективном действии [6, с. 121].
Таким образом, возникнув ещё в античности и войдя в научный оборот в конце XVIII века термин идеология до сих пор вызывает споры как в научных, так и в политических кругах. Возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, вплоть до отказа от идеологии, но появлялись концепции «реидеологизации», которые возвеличивали роль и значение идеологии в общественном развитии. Однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте. Идеология как относительно систематизированная совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы, выполняет ряд важных функций, значение которых невозможно отрицать.