Идеология и утопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ... 4
1.1.Генезис идеологии……………………………………………………. 4
1.2.Основные понятия идеологии……………………………………….. 6
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ….............. . . . . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 34.93 Кб (Скачать)

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ 
Факультет управления

Кафедра идеологии и политических наук

           Специальность государственное  управление и право

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине Основы идеологии белорусского государства

на тему Идеология и утопия

 

 

 

 

 

 

 

Студент 2 курса, группа ГУП-1                                       Андриевский Дмитрий 

                                                                                                                                  Валентинович

 

Руководитель                                                                     Жилинская Ирина

                                                                                            Владимировна  

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………        3

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ...         4

1.1.Генезис идеологии…………………………………………………….         4

1.2.Основные  понятия идеологии………………………………………..         6

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ:СОТНОШЕНИЕ….............. . . . .        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………       13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………..        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

За прошедшие  два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает  ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения  и старыми нормами морали и  поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев  для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные  понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это  приводит к бессмысленности, некачественности общественной деятельности, к сбоям, «поломкам», неупорядоченности форм её протекания.

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма  общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается  большее значение, что в данный момент служит ценностью.

На этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как некой  общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного  человека и общественного организма  в целом. Ситуация тем более интересна, что мы столкнулись с непривычным  фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии  СССР [1, ст.4]. Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные с формированием общего социального пространства, становлением мировой цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий в обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей.

 

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

1.1.Генезис  идеологии

 

          Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон. В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям. Особое значение имеет понятие «идея», используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания – «идеологии», а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно [2, с. 23].

            Понятие «идея» возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом «старых режимов» и основанных ими систем авторитетов. Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новых типов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения.

              Французский учёный А.Д. де Траси в 1796 году, в своём труде «Этюд о способности мыслить» использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении «Элементы идеологии». Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима [3, с. 35]. С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте.

             Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований – анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о «справедливости», «свободе», «равенстве» и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых [4, с. 56]. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии – это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами [5, с. 76].

              В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. По Парето, основное свойство человека – руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению [6, с. 43].

               Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника [7, с. 45].

               Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки – Э. Шиле, Д. Белл – с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом «конца идеологий». Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии [2, с. 340]. 

 

1.2.Основные  понятия идеологии

 

            Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Мангейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ [6, с. 134].

Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических  особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление  сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология  универсальна, как и политика, т. е. способна охватывать самые различные  области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Политика и идеология – это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами – спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ.

Тем не менее  существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения  идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает её нефункциональной, неспособной  определять и решать общественно  важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Существует и другая схожая проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых, так сказать, идеологий с большой политикой. Что способно придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т. д.

Государственная идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается  специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном  режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению  массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев  настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться. Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:

      1. Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.

      2. Мобилизационную, то есть, предлагая  идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают  в качестве непосредственных  мотивов политической деятельности  и мобилизуют общество, социальные  группы на их реализацию.

      3. Интеграционную, связанную с тем,  что, наделяя смыслом политическое  действие в пределах предлагаемой  фундаментальной картины мира, политические  идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам  любой индивидуальный или групповой  интерес.

      4. Амортизационную, которая заключается  в том, что, будучи способом  интерпретации политической действительности, политические идеологии служат  ослаблению социальной напряженности  в ситуации, когда возникает несоответствие  между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями  их удовлетворения.

      5. Выражения и защиты интересов  определённой социальной группы, поскольку политические идеологии  возникают на базе интересов  какой-либо социальной группы  и призваны противопоставить  их интересам других групп.

В современной  науке идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

Первый, самый высокий – концептуально-теоретический  или уровень социальной философии, суперидеологии. Это уровень, на котором  создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные  регулировать поведение людей.

Второй  – программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в  цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии  и тактики действий.

Третий  – актуализированный, уровень массового  сознания, идеологии-чувства. Он характеризует  степень усвоения массовым сознанием  идей, целей, идеалов и ценностей  соответствующей идеологии.

Четвёртый – пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей  индивидом, находится на границе  осмысленности. Чувство довлеет  над человеком в аффективном  действии [6, с. 121].

Таким образом, возникнув ещё в античности и войдя в научный оборот в конце XVIII века термин идеология до сих пор вызывает споры как в научных, так и в политических кругах. Возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, вплоть до отказа от идеологии, но появлялись концепции «реидеологизации», которые возвеличивали роль и значение идеологии в общественном развитии. Однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте. Идеология как относительно систематизированная совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы, выполняет ряд важных функций, значение которых невозможно отрицать.

Информация о работе Идеология и утопия