Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 10:01, реферат
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства.
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем – в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, – говорит летопись, – и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса , Даждьбога , Стрибога , Симаргла и Мокоша . И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников – семя христиан. Погибли на Руси двое христиан – Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский
Илларион, монах Иаков и летописец
преподобный Нестор (XI век) назвали
причины личного обращения
В «Слове о Законе
и Благодати» святитель Илларион,
Митрополит Киевский, пишет о князе
Владимире: «Пришло на него посещение
Вышнего, призрело на него Всемилостивое
око Благого Бога, и воссиял
в сердце его разум. Он уразумел суету
идольского заблуждения и взыскал
Единого Бога, сотворившего все видимое
и невидимое. А особенно всегда он
слышал о православной, христолюбивой
и сильной верою земле
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей – в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987).
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.
Киевская Русь
имела давние связи с христианской
Византией, откуда уже проникало
на Русь восточное Православие. Видимо
в целях более успешного
Крещение Руси
и образование Поместной
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола – Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны .
«На следующий же день, – говорит летописец, – вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола , да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу .»
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах.
Вслед за Киевом
постепенно христианство приходит в
другие города Киевской Руси: Чернигов,
Новгород, Ростов, Владимир-Волынский,
Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются
епархии. При князе Владимире
подавляющее большинство
Крещение Руси
создало необходимые условия
для образования Русской
С помощью греческих
мастеров в Киеве был построен
величественный каменный храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы
(Десятинный) и перенесены в него
святые мощи равноапостольной княгини
Ольги. Храм этот символизировал собой
истинный триумф христианства в Киевской
Руси и вещественно олицетворял
собою «духовную Русскую
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться… и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских…» При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным… Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.
Благодаря книгам
уже второе поколение русских
христиан имело возможность более
глубоко изучать истины христианской
веры. О высокой степени развития
просвещения в Киевской Руси при
Ярославе Мудром свидетельствует «Слово
о Законе и Благодати» Митрополита
Иллариона, посвященное религиозно-
Говоря о значении
христианско-просветительной
Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. « Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это – источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».
В конце XI – начале
XII века христианство окончательно утвердилось
в Ростово-Суздальской земле
Крещение Руси
явилось переломным моментом в жизни
народа. Появилась новая многоплодная
ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской
Церкви – Поместная Русская
«Князь, – говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, – мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».
Воспитывая верующего
для грядущего града, Церковь
постоянно обновляет и
Принятие христианства
способствовало широкому распространению
на Руси грамотности, наслаждению просвещения,
появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению
собственной русской
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии »; «богат был… книгами» епископ Ростовский Кирилл I ( XIII век ). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовним . Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.