Христианство на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства.

Работа содержит 1 файл

При князе киевском Владимире.docx

— 26.40 Кб (Скачать)

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие  величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства.  Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем – в ревностном обращении язычников в христианство.  В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, – говорит летопись, – и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса , Даждьбога , Стрибога , Симаргла и Мокоша . И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). 

В благодарность  богам за победу, одержанную над  ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его  отец обличил ничтожество языческих  богов, и разъяренная толпа язычников  убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников – семя христиан. Погибли на Руси двое христиан –  Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и летописец  преподобный Нестор (XI век) назвали  причины личного обращения князя  Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати  Божией .

В «Слове о Законе и Благодати» святитель Илларион, Митрополит Киевский, пишет о князе  Владимире: «Пришло на него посещение  Вышнего, призрело на него Всемилостивое  око Благого Бога, и воссиял  в сердце его разум. Он уразумел суету  идольского заблуждения и взыскал  Единого Бога, сотворившего все видимое  и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой  и сильной верою земле греческой… Слыша все это, возгорелся он духом  и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство .»

Понять превосходство  христианства над язычеством и стать  христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита  Иллариона, обладал «добрым смыслом  и острым умом» и имел возможность  ознакомиться с христианством у  себя в Киеве, где давно уже  существовали христианские храмы и  совершались богослужения на славянском языке.

Относительно  вопроса о времени и месте  Крещения князя Владимира есть несколько  версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей – в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987).

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить  всю Землю в христианство». Великого князя Владимира побуждало к  этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало  на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления  своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь  Владимир вступает в родство с  византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе ( Корсуни ) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни – кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

Крещение Руси и образование Поместной Русской  Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной  религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных  осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола – Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны .

«На следующий  же день, – говорит летописец, –  вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола , да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу .»

Это важнейшее  событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в  другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются  епархии. При князе Владимире  подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия  для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии – священники, привезшие  с собой богослужебные книги  на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить  их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя  святого Василия на холме, где  стоял идол Перуна и другие и где  творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам».

С помощью греческих  мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь  Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини  Ольги. Храм этот символизировал собой  истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял  собою «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный  князь Владимир заботился и о  просвещении своего народа. По свидетельству  летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем апостольской миссии святого князя  Владимира был его сын великий  князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала «плодиться и  расширяться, и черноризцы стали  умножаться, и монастыри появляться…  и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских…» При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в  которой обучалось 300 детей. Есть основания  предполагать, что такие школы  существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом  Киеве. Предметом особого попечения  Ярослава Мудрого были переводы новой  литературы и умножения книг путем  создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же   поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным… Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских  христиан имело возможность более  глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при  Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита  Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и  написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и  едят пищу неоскудевающую , – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное».

Со страниц  летописи звучит похвала книжному просвещению. « Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это – источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».

В конце XI – начале XII века христианство окончательно утвердилось  в Ростово-Суздальской земле благодаря  миссионерским трудам епископов  Ростовских святого Леонтия и  святого Исани , в Муромо-Рязанской , крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей , иноком Киево-Печерского монастыря.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни  народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная  месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской  женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться  нарушенный княжескими междоусобицами мир.

«Князь, – говорил  Митрополит Никифор II великому князю  Рюрику Ростиславовичу, – мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы  удерживать вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская  церковь подняла значение княжеской  власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями  государства».

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и перестраивает  и град, здесь пребывающий. Эта  перестройка гражданского общежития  под действием Церкви – таинственный и поучительный процесс в жизни  христианских обществ».

Принятие христианства способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с  греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша – он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав  Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии »; «богат был… книгами» епископ Ростовский Кирилл I ( XIII век ). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских  книг было преимущественно духовним . Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

Информация о работе Христианство на Руси