Христианизация Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:01, контрольная работа

Описание работы

В этом, правда, сильно сомневаются Татищев, Карташев и др.
«Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.

Работа содержит 1 файл

Христианизация Руси.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

                              

                    Что принесло Руси  христианское мировоззрение.

Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей: во-первых , исключила племенные и этнические различия; во-вторых ,каждому- от князя до землепашца- предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном суде: ни высокое положение, ни богатство не спасали грешника и злодея от геенны огненной, которая доходчиво изображалась художниками на западной стене христианского храма; праведника же за терпение и добрые дела ожидал рай. В новой системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели значения: на Страшном суде смерд вполне мог оказаться более достойным, чем боярин или князь. При этом новая вера не посягала на земные порядки («Кииждо бо раб своего господина хвалит»,− писал знаменитый проповедник 12 века Кирилл Туровский ), хотя и осуждала резкий разрыв между евангельскими нормами и реальностью грешного мира. Но само признание равенства –  хотя бы только перед Богом – и уверенности в грядущем разрешении всех земных противоречий до определенной степени сдерживало страсти и смягчало остроту социальных конфликтов.

   Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему (т.е. человека-творца, создателя, выбирающего своим разумом свой путь и отвечавшего за свои поступки), в отличие от языческих традиций подчинения отдельного человека роду и судьбе-року.Но христианство не только уравнивало людей перед Богом, оно вырывало их из круговорота слепой космологической зависимости: личная ответственность невозможна без свободы личностного выбора и духовной самостоятельности каждого человека, который отныне мог по мере своих сил приобщиться к божественной благодати . А навстречу ему раскрывался Бог в человеческом лице Иисуса Христа, реально соединившем божество со всей природой человека. Личностное восприятие мира как Божьего дара давало христианину и надежду: даже на пороге смертного часа раскаявшийся грешник мог получить прощение и облегчить свою участь.

   Новый христианский  тип сознания поднимал человека  на немыслимую для языческого  мороощущения высоту.

 

 Устройство  русской православной церкви  и её роль в        распространении христианских идеалов и грамотности.

 Со временем на Руси появился новый общественный институт- православная церковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит ( с 1589 года- патриарх)-епархии( области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами )- приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром ) и монастыри ( общины отрекшихся от мира иноков-монахов, принявших обеты нестяжания, безбрачия и послушания ).

В  руках  церкви  находился суд по семейно-брачным и наследственным делам. В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались указы, хранились документы, эталоны мер, весов. Монастыри появились на Руси в середине 11 века. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине 13 века на Руси функционировало около 80 монастырей. Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. «  В средние века единственным местом, где человека обеспечивали всем необходимым и давали возможность заниматься науками, были монастыри. Они играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья и цари ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета – ведь нередко тут были самые знающие соотечественники» [ 4; с.236]. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в 10-11 веках – за счет десятины( отчислений от княжеских доходов – штрафов, пошлин и т.д. ), а позже передавала епископам и монастырям села с крестьянами.

    Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных: «… Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье,в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье, в худобе умирая покровы и гробы »,- так характеризует эти обязанности памятник 13 века « Правило о церковных людях ».  

      Активно  участвовала церковь и в процессе  распространения христианства: с  расширением  границ княжеских  владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким, например, как мощи князей Бориса и Глеба. В период раздробленности епископы вмешивались в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Случались, правда у князей и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но все же через 200 лет после крещения Руси православная церковь стала важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре.

   При помощи  разработанного вероучения и  стройной организации  Русская  православная церковь стремилась  освятить и укрепить общественный  строй. 

                               

             Особенности принятия православия Русью: двоеверие.

      Нелегко  было духовенству справляться  со вчерашними язычниками, которые имели по нескольку наложниц, играли свадьбы без венчания, любили шумные пиры с обильными возлияниями, не признавали постов, устраивали языческие  «игрища».  Да и перестали ли эти язычники быть таковыми в одночасье? Приняли ли они Христа и стремились ли жить по Его закону? Такого и невозможно было ожидать от людей, которых без объяснения основ нового вероучения однажды загнали в реку, совершили над ними непонятный им обряд, и , объявив, что они  теперь должны верить новому для них Богу и жить как-то иначе ( как именно ,видимо тоже, не уточнили), распустили по домам. Иисус, давая поручение ученикам, два раза повторил «уча, научите». Он ничего не говорил зря. Однако, именно то, на чём Господь сделал акцент, было грубо попрано крестителями Руси, которые сами в душе не приняли того, чему должны были научить. Христианство на Руси насаждалось “сверху” самой государственной властью. Своей моралью, своим учением, обрядами оно было совершенно чуждо исконному язычеству восточных славян. Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию — синтезу православия и язычества.

   « Приобщили к новой религии киевлян, принудили принять христианство новгородцев, соорудили христианские храмы в Чернигове, Владимире Волынском, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и ряде других древнерусских городов. Остальную территорию Киевской Руси деятельность князя Владимира Святославича не затронула даже поверхностно -  там по-прежнему оставалось в силе язычество. Но и в городах, где прошло массовое крещение, христианами – пусть не убеждёнными, но даже номинальными -  стали далеко не все жители» [ 5;с.83].

 В повседневной жизни за помощью в деликатных ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам за «зельем» для «привороженья»,лекарственными травами или просто за советом. Сакральному пространству храма и «красному углу» крестьянской избы с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня – в ней проживали «домашние» темные силы.

 « В Стоглаве приведены многочисленные примеры совершения в христианские праздники чисто языческих обрядовых действий. Вот лишь некоторые из них:

« В великий четверток  рано утром палят солому и кличут мёртвых…

В Троицкую субботу по сёлам и по погостам сходятся мужи и жёны на жальниках ( кладбищах) и  плачут на гробах с громким  воплем, а когда начнут играть скоморохи, гудники и перегудники, то, престав плакать, начинают скакать и плясать, и бить в ладони, и петь сатанинские песни на тех же кладбищах…

В пасхальную неделю совершают  радуницы ( происходили на могилах  и соединялись сначала с плачем по умершим, а потом с пиршеством при бубнах, песнях, плясках) и всякое на них беснование…

В первый понедельник  Петрова поста ходят по сёлам, по  погостам, по рекам и по рощам  на игрища и творят бесовские потехи»[ 5; с.98-99].

   Духовенство постепенно  и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника  Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Кардинал д'Эли в начале XV в. писал в Рим: «Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение». Двоеверие продолжало жить даже до пятнадцатого, шестнадцатого веков – говорят многие учёные.

 

Отметая условности  ,некоторые  учёные советского периода говорили, что двоеверие продолжало жить до самой Великой октябрьской революции. Сейчас нам, как поколению, свободному от атеистической диктатуры советского периода приходится констатировать факт существования двоеверия и в наши дни.

                                   Значение принятия христианства.

   Христианство  создало широкую основу для  объединения всех народов русского  общества. Христианство постепенно  начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

  На основе христианизации  происходит становление нового  типа государственности в Киевской  Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй.   В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список использованной литературы:

  1. Сахаров А.Н. « История России с древнейших времён до конца 17 века». -М., 2000г.
  2. Платонов С.Ф. « Курс русской истории».
  3. Карташев А.В. «История Русской Церкви».- М., 2006г.
  4. «Как была крещена Русь». Политиздат., 1988г.
  5. Гордиенко Н.С. « Крещение Руси: факты против легенд и мифов» Лениздат., 1986г.
  6. Татищев В.Н. «История Российская» т.1 – М., 1963г.

Информация о работе Христианизация Руси