Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:01, контрольная работа
В этом, правда, сильно сомневаются Татищев, Карташев и др.
«Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.
Предпосылки христианизации.
Считается, что на территорию северного Причерноморья и вдоль по Днепру Евангелие принёс ещё Апостол Андрей в 1веке по Р.Х.
В этом, правда, сильно сомневаются Татищев, Карташев и др.
«Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь Св. Илии, так как, по словам летописца, в Киеве «мнози бо беша варязи христиане». В дружине самого князя Игоря было очень много христиан». [2; с.70]
Княгиня Ольга, жена Игоря и бабка Владимира была крещена в Константинополе. Обряд происходил в храме Святой Софии. Крестным отцом её был сам император, а крестил её патриарх. По возвращении в Киев, Ольга пыталась склонить к принятию христианства и Святослава, однако, тот отклонил её предложение, сославшись на свою дружину, которая в массе была языческой, хотя, среди дружинников были и христиане. [1;с. 73]
После смерти Ольги правил её сын Святослав, убеждённый язычник. «Ярополк, старший сын Святослава, с малолетства находился под влиянием своей бабки-христианки Ольги. Его женой стала красавица гречанка- монахиня, которую Святослав захватил во время войны с Византией. Сохранилось относительно немного известий о времени правления Ярополка , однако, можно предположить, что, как и Ольга, он принял христианство. « Есть известия о сношениях Ярополка с Германией и Римом и не исключено, что именно туда тянулись христианские связи нового князя, тем более, что отношения с Византией со времён Святослава оставались более чем прохладными».[1;с.75-76]
Все эти духовные искания киевских князей держали в постоянном напряжении языческий север. « Настал критический момент, когда языческие силы антихристианской реакции решили смести со своего пути грозный призрак принятия греческой веры и морального подчинения грекам. Для этого надо было под знаком праотеческих богов завладеть Царьградом, его культурными богатствами и силами , и так решить вопрос о синтезе религии и передовой европейской культуры. Выполнителем этого плана победы над греческим христианством языческая партия избрала Владимира, младшего сына Святослава от другой его жены-Малуши. Владимир сидел на Новгородском столе. Руководившие им дружинники и вся атмосфера Новгорода благоприятствовали этому конфликту с сильно уже христианизованным Киевом» [3; с.129-130] . А тут и повод нашёлся. Владимир объявил себя мстителем за кровь брата Олега древлянского, погибшего в борьбе с Ярополком. Борьба Владимира с Ярополком закончилась победой первого. « Победив брата и утвердившись в Киеве, Владимир поначалу должен был следовать тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском столе – язычникам.»[1; с.76]
Летопись сообщает, что первоначально
Владимир намеревался использовать
в качестве государственной идеологии
реформированное и
Причины христианизации.
Принятию христианства предшествовали некоторые события, которые, возможно, и заставили князя серьёзно призадуматься о смене веры…
В 981 г. Владимир воевал с поляками ,в результате чего под его власть перешли города Перемышль, Червень и др. Затем летопись отмечает войну с причерноморскими булгарами и подавление восстания в земле вятичей и радимичей. Именно указания на эти действия князя дают основания утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племён» не было устойчивым ,и необходимы были какие-то более действенные методы для сплочения державы.[ 1; с.77-78]
Кроме того «ещё в 962 году крестился (от Рима) польский князь Мешко. Ёще раньше христианской стала Чехия. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги всё больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Правда, на востоке преобладал ислам , а в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве. Однако, разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, и, тем более, иудаизма. Можно даже сказать, что Русь обречена была на христианизацию, так как христианская религия пробивала себе дорогу уже вопреки всем препятствиям уже более ста лет».[ 1; с. 78]
В довершение
ко всему этому Владимир
Узнав о намерениях Владимира, в Киев начинают прибывать послы из разных стран с намерением обратить князя в свою веру.
« В год 6494 (985) Пришли болгары
магометанской веры, говоря: « Ты,
князь, мудр и смыслен, а
закона не знаешь. Уверуй в
закон наш и поклонись Магомету
Потом приходили «иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И обратились к Владимиру: « Так говорит тебе папа: Земля твоя такая же ,как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц и всё, что дышит, а ваши боги-просто дерево» Когда же Владимир спросил в чём их заповедь, последовал весьма расплывчатый ответ о посте по силе. Владимир отправил их туда, откуда пришли, сославшись на предков, которые в своё время не приняли этого.
Хозарские евреи также пытались убедить Владимира в правильности своей веры. Однако, князь, услышав о необходимости хранить субботу, а также о необходимости отказа от свинины, отвергает их предложения, сославшись на то, что они и земли то своей не имеют. «Или и нам того же хотите?» - гневно спрашивает он.
Наконец, всех превзошёл
греческий философ, объяснив
Однако, с выводами Владимир не торопился. Он обратился за советом к боярам и старцам, а те отвечали: « Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их , узнай, какая у них служба, и кто как служит богу».
Посланным мужам более всего понравилась служба, которую они увидели в Константинополе. Вот, что они докладывали дружине: « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом» Затем послы добавили, что не хотят более оставаться в язычестве.
Это были эмоции. То, что Владимир видел как политик, сыграло, надо полагать, решающую роль в принятии христианства. «Что его послы могли увидеть в мусульманских странах, таких как Волжская Булгария и Хорезм, во второй половине 80-х годов десятого века? Государство Саманидов, ещё недавно цветущее и сильное ( а ему подчинялся Хорезм) быстро приходило в упадок и было на краю гибели. И если Владимир искал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то на востоке такой власти он в эти годы найти не мог. А вот Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке ( против арабов), так и на западе, на Балканах. Кроме того, здесь власть императора была практически неограниченной, и греческая церковь её подкрепляла. К тому же , эта церковь, в отличии от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора». [1;79-80] Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере
защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. Итак, решение о крещении Руси было принято. Однако, отношения с Византией со времён Святослава оставались более чем прохладными.
Сблизиться с Византией Владимиру помог мятеж Варды Фоки, войска которого двинулись в 988 году на Константинополь.” Старший из двух, официально правивших тогда братьев-императоров Василий второй обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, послав 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены”. [1;с.80]
“Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязывались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство”. [1; с. 80] “ Однако, восстание Варды Фоки было
подавлено, а императоры тянули с браком Анны. Тогда Владимир осадил важнейшую Византийскую крепость Херсонес (Корсунь). И это решило вопрос. Анну прислали к Владимиру, а вместе с ней на Русь приехали епископы и митрополиты. Такое сообщение есть у современных арабских историков ( христиан), хорошо знакомых с церковными событиями” [1; с.80-81].
Крещение Руси было предпринято Владимиром с целью политического укрепления Руси, а также укрепления центральной власти( то есть его собственной).
Крещение Руси- вторая религиозная реформа Владимира.
« Как ни странно, такое важное событие, как принятие христианства, в Русских источниках освещено крайне смутно. Как ни странно, неизвестна даже точная дата крещения Руси. Летопись даёт 988 год. Однако, один древнерусский памятник( « Похвала князю Владимиру» Иакова Мниха) утверждает, что Владимир крестился на десятом году после гибели Ярополка, что приходится уже на 990 год. Христианские же восточные писатели одиннадцатого- двенадцатого веков позволяют отнести крещение Руси даже на время между 987 и 989 годами. Очевидно, трудно свести дело к точной дате, и сам процесс христианизации Владимира и его подданных растянулся по крайней мере на два-три года(987-989гг).
Неясно и где крестился князь» [1; с.81]. « Не знающие истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Васильеве, а другие по иному скажут», - сетует летописец. Видимо, официальной версией всё же было крещение князя в Корсуни, так как тех, кто говорит иначе, летописец зачисляет в разряд «незнающих истины».
Вернувшись домой, Владимир начинает ниспровержение язычества: «Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь». Больше всего досталось Перуну, которого привязали к хвосту коня и волочили с горы. «Перуна также сопровождали «двенадцать мужей колотить его жезлами»» [5; с. 38] . Затем Перуна сбросили в Днепр и сопровождали его до порогов, чтобы если где пристанет к берегу, отталкивать его. И «оплакивали его неверные», -пишет летописец.
«Затем послал Владимир по всему городу со словами: « Если не придёт кот завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий , или раб – да будет мне враг»». [5;с.39] Так киевляне были крещены в Днепре.
А в северном Новгороде сопротивление христианству было настолько упорным, что дядя Владимира Добрыня применял грубую физическую силу. Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: "Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т. е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким с священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров, Путята, приготовив лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала, Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав. побросать в реку. Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкою отвечал им: "Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут; какой пользы вам от них ждать?". и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. Посадник Воробей, сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены; для этого Иоаким велел всем крещенным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица. "Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем"»[ 6] . Таким образом была упразднена заповедь Великого Родоначальника и основателя христианства Иисуса Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а также «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…». Русь крестили, но не научили. Основные положения христианства были попраны и принесены в жертву на алтаре политики и власти.