Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:32, реферат
В своей работе писатель считал необходимым сконцентрировать внимание на личностях (XII-XIV вв.), деятельность которых привела к существенным «поворотам» в истории нашей родины, таких как Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Калита. Полагая, что они позволят приоткрыть, до сих пор почти незаметные, стороны нашей истории….
НАШЕСТВИЕ
Прошло всего полтора десятилетия после сражения на Калке - и судьбы русских земель резко переменились. Монгольское нашествие, кок полагает автор, стало прологом к почти четверть вековому периоду сосуществования двух различных - и, в то же время, в чем-то совпадающих - сообществ. Итоги этого сосуществования мы ощущаем на себе до сих пор.
Появились три рассказа о нашествии Батыя, не позднее начала XIV в. В Ипатьевской летописи это повествование - не просто наиболее близкое во времени к происходившим событиям. Оно существенно отличается по содержанию и смыслу от других ранних повестей о нашествии Батыя. Летописец характеризует татар как «беззаконных», «поганых», «нечестивых»; они - «иноплеменники», «безбожные Измаильтяне» или «Агаряне». Исследователи обычно подчеркивают резкую антитатарскую направленность рассказа новгородского летописца. Обычно это объясняется тем, как утверждает Данилевский, что он - не испытавший на себе кошмары нашествия, был более свободен в своих высказываниях, нежели книжники Соверо-Востока. В глаза бросается полное ощутимое безразличие летописца к видовому имени и признакам «татар».
Сообщение Лавреньтьевской летописи о нашествии - пожалуй, по мнению автора, самое открытое в семантическом плане и, в то же время, наиболее сложное по составу.
При нашествии русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем скажем грузинские, или иранские, или китайские, или иракские… Монголами на Русь были перенесены жесткие формы вертикального подчинения, характерные для Монгольской империи.
Так что наличие «своих» правителей полностью лично зависящих от монгольского хана, даровавшего им право управлять их же собственной территорией и народом, на ней обитающим, - систематически подтверждающих свою зависимость в виде ордынских «выводов» и поставки войск для современных военных действий, вряд ли может служить веским основанием для признания «автономии» русских земель в рамках Золотой Орды.
Вряд ли можно согласиться с широко распространенным мнением, будто главной причиной произошедших на Руси несчастий стали княжеские усобицы.
АЛЕКСАНДР
НЕВСКИЙ: РУСЬ И ОРДЕН
Как пишет Данилевский, Александр Невский - олицетворение мужественного борца против агрессоров, покушавшихся на свободу и независимость нашей родины.
Невская битва была важным этапом борьбы за сохранение выхода в Балтийское море. Победа русского народа, предводимого Александром Невским, уже в XII в. Предотвратила потерю Русь берегов Финского залива и полную экономическую блокаду Руси. В летописях упоминаются горы трупов. В этой битве перебитые шведы - не на совести новгородского князя и его дружины. Скорее всего, они пали в бою с местными племенами, которые, судя по всему, и были реальными победителями в Невском сражении. Дружина же новгородского князя оказалась для них лишь подспорьем. Автор говорит, что Невская битва перестает быть реальностью, превращаясь в то, чем была изначально, - в один из заурядных, но от того не менее драматичных эпизодов истории нашей многострадальной родины.
Автор задается вопросом, как быть с тем, что Александра называли Невским? Прозвище Невский впервые встречается в источниках, отстоящих от столкновения 1240 г. Не менее, чем на четверть столетия. С таким же прозвищем в поздних источниках упоминаются и сыновья Алексея, к Невской битве отношения явно не имевшие.
Ледовое побоище сыграло решающую роль в борьбе литовского народа за независимость, оно отразилось и на положении других народов Прибалтики. Его иногда называют «крупнейшей битвой средневековья».
Понятие русских интересов, по мнению Данилевского, не существовало. Отчиной или отчизной, тогда называли унаследованное сыном владение отца, удел или место рождения, малую родину- свой город, село. В начале XIV в. «отечьство» еще не воспринималось как вся «Русская земля».
Все это не отвечает на вопрос, почему с именем Александра Невского древнерусские книжники связывали последнюю надежду Русской земля на спасение. И автор приходит к выводам, что победы Александра Ярославича на Ниве и на Чудском озере вряд ли могли стать реальной основой почитания князя как святого, поскольку их масштабы и значение значительно уступали другим битвам русского народа и народов Прибалтики.
Борьба
русских князей с Орденом в основном велась
за сферы влияния в юго-восточной Прибалтике.
Объектом раздела при этом оказывались
земли балтских и финно-угорских народов.
Сопротивление Новгорода и особенно Пскова
действиям великих князей, направленным
против независимости этих городов-государств,
а также против Орды, не носило характера
«предательства русских интересов»
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ:
РУСЬ
И ОРДА
Вторая половина жизни Александра обычно освещается крайне скудно. Именно в это время впервые князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Тем самым русский князь был включен в ордынскую систему жесткого вертикально правления. Данилевский приводит «Очерки истории СССР»: «князь сумел наметить линию , соответствовавшую политическим интересам Руси. Она заключалась в том, чтобы прежде всего поддерживать мирные отношения с ханом Золотой Орды, объединяя при этом все русские земли». Единственной заинтересованной силой тогда в объединении русских земель была Орда. Против объединительной политики Александра Ярославича и Орды выступали «изменники русским интересам» - Новгород и Псков.
Данилевский охарактеризовал Александра так: один - «реальный» - сын своего времени, хитрый, властолюбивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сначала заполучить, а потом удержать титул великого князя .Он был одним из первых русских князей, который в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Другой, мифический Александр Невский - герой, созданный с определенными политическими целями. Он живет и действует сегодня, влияя на мысли и поступки множества людей, плохо знакомых с историей своего Отечества.
Святость Александра не оправдывает все его поступки. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Автор делает предположение, что причисление к лику святых послужило то, что он не только не обращался за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывался от какой бы то ни было сотрудничество с ними. Александр - едва ли не единственный из светских правителей - не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере.
Опираясь на помощь монгольских ханов, Александр закрепил деспотические традиции управления Северо-Западными землями Руси. При этом он практически положил конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие годы вперед.
Основанием
для причисления его к лику святых послужило
то, что в глазах современников он оказался
последним защитником православия.
МОСКВА
И ТВЕРЬ
В начале XIV в. Обстоятельства несколько меняются. На Руси замечается стремление народа к объединению для борьбы с татарами. Во главе этого объединения становится в начале Тверское княжество. Оно ведет борьбу с татарами, но не удачно. Разорение Твери явилось ответом на попытки свергнуть татарское иго. Москва разорила эти попытки. Иван Калита, внук Александра Невского, по отношению к татарам продолжал политику, завещанную дедом.
Первый серьезный конфликт между Тверью и Москвой произошел в связи с вопросом о том, кто займет великое княжение Владимирское после смерти князя Александра Александровича. В этот конфликт вмешиваются церковные иерархи.
Княжение Ивана Калиты было важным этапом в процессе политического возвышения Московского княжества как основы объединения Северо -Восточной Руси и главного ядра будущего централизованного государства. Он не боролся против гнета Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой «выхода», доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. При Калите русскими феодалами не только не было сделано попытки свергнуть татаро-монгольское иго, но он жестоко подавлял стихийные народные движения , которые подрывали основы господства Орды над Русью.
На рубеже XIII-XIV вв. в Твери впервые после Батыева нашествия зарождается идея сопротивления ордынским ханам. Противницей ее выступает Москва, ориентирующаяся на развитие связей великокняжеской власти с Ордой. Победителем в этом противостоянии стала Москва, опиравшаяся на военную поддержку Орды и воспринявшая ордынскую систему властвования.
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ: НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
И
ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека. В школьных учебниках говорится, что войско Дмитрия Ивановича насчитывало 150 тыс. воинов, а войско Орды превосходило русское в три раза, т.е. 500 тыс. воинов. Но зная то, что битва проходила на 10 км2 , то не возможно представить, как 650 тыс. войско там могла разместиться…
Несмотря на всю свою популярность, Дмитрий Иванович вплоть до 1988 г. был канонизирован Русской Православной Церковью. «Осторожное» отношение к христианским добродетелям Дмитрия крылось в его конфликте с высшими духовными иерархами.
Дмитрия подвело то же, что и Андрея Боголюбского: он слишком активно вторгался в пределы юрисдикции духовных правителей- и был за это наказан. Именно при нем зарождаются новые отношения Русской земли с Ордой. Однако перерасти в открытое столкновение, которое приведет к освобождению от «ордынского ига», они смогут лишь при отдаленных потомках победителя в самой знаменитой битве древнерусской истории.
Автор подводит этому итог, в котором говорит, что Куликовская битва стала поворотным пунктом в становлении нового самосознания русских людей. Выступления против Орды происходили все еще в рамках прежних представлений об отношениях между русскими князьями и ордынскими ханами. Русь стояла на пороге нового этапа своего развития.
Начало
XV в.- определенный рубеж в истории Руси.
На следующем этапе она начнет превращаться
в Россию. И процесс этот займет все следующее
столетие - столетие обретения нашей родиной
нового лица и нового имени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прочитав данную книгу я могу сказать, что автор ответил на те вопросы, которые ставил перед собой в начале. Он хотел не просто очередной раз пересказать историю XII- XIV вв., а выяснить для себя и читателя, что он знает и о чем не подозревали читатели о Древнерусском государстве, на сколько достоверны его знания. Он сопоставил древнерусские летописи, сравнил мнения разных историков и исследователей.
Я считаю, что Данилевским была проделана очень важная работа, из которой можно узнать редкие детали, интересовавшие многих. По каждому вопросу он подводит свои итоги на основе своих знаний и проанализированных сведений.
В своей работе автор находит истину и думаю, что ему удалось еще немного приоткрыть тайны, так интересовавшие нас, Русской земли. Книга насыщена его собственными мнениями, что очень важно, так как необходимо знать не только мнение других историков, но и что сам думает автор о том или ином вопросе.
Он концентрирует внимание на личностях, сыгравших важную роль в становлении Древнерусского государства того времени, подробно исследуя их правление, победы и поражения. Данилевский останавливается, чтобы разобрать те моменты истории, которые могут быть не видны с других точек зрения. Его самого очень интересуют эти моменты . Он по-новому смотрит на историю.
Данная книга позволяет читателю обратить внимание на те мелочи, достаточно важные мелочи в истории, о которых многие даже не задумывались. Я почерпнула много нового и интересного для себя. Если нужно было бы оценить книгу по 10-ти бальной шкале, то я бы поставила 10.
Информация о работе Гусевой А.Р. "Русские земли" глазами современников и потомков (XII - XIV вв.)