Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:32, реферат
В своей работе писатель считал необходимым сконцентрировать внимание на личностях (XII-XIV вв.), деятельность которых привела к существенным «поворотам» в истории нашей родины, таких как Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Калита. Полагая, что они позволят приоткрыть, до сих пор почти незаметные, стороны нашей истории….
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
глазами современников и потомков
Выполнила студентка
1 курса группы №4
Введение
Данилевский И.Н. считал основной интерес не в том обилии исторических концепций и фактов, а в том, что гораздо важнее информация, предоставляемая нам источниками, неоднозначна, противоречива и очень часто вообще не поддающаяся верификации.
Для автора гораздо важнее понять, кем себя считали (представители Homo sapiens) люди, непосредственные свидетели истории, как они представляли свои сообщества, из-за чего и почему они хотели истребить друг друга, как оценивали результаты своих побед и поражений, как граничили друг с другом. Автора волнует то, что происходит в их головах. Он приводит слова М.Фуко, написавшего:
«дискурс -а этому не перестает учить нас история - это не просто то, через что являют себя миру битвы и системы подчинения, но и то, ради чего сражаются, то, чем сражаются, власть, которой стремятся завладеть».
Данилевский попытался ответить на вопросы: как древнерусские жители представляли себе свою жизнь? Или как эту жизнь представлял себе тот или иной историк? Именно на последний вопрос и попытался наиболее подробно ответить автор. Чтобы раскрыть данный вопрос. Он избрал «простое» сопоставление разных точек зрения. Он полагал, что только так можно осознать, чего стоят наши знания о прошлом, получить реальный масштаб приближения современного человека к тому, как это было «на самом деле».
Автор основное внимание обратил на несовпадение информации в разных источниках. Считая, что именно расхождения, индивидуальные черты повествования есть следствие, отображение специфики восприятия интересующих нас событий. Выявление этого взгляда, точки зрения и состоит смысл его работы. Именно в этом и есть, как утверждал автор, одна из важнейших черт так называемого антропологического подхода в истории…
В
своей работе писатель считал необходимым
сконцентрировать внимание на личностях
(XII-XIV вв.), деятельность которых привела
к существенным «поворотам» в истории
нашей родины, таких как Андрей Боголюбский,
Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван
Калита. Полагая, что они позволят приоткрыть,
до сих пор почти незаметные, стороны нашей
истории….
ОТ
КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ
В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого объединения, которое именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй четверти XII в. В конце княжения Владимира появилась угроза целостного существования Киевского государства. О целостности этого государства даже в и более раннюю пору можно говорить только относительно, но не замечать или отрицать ее нельзя.
В год смерти Владимира совершенно четко проявились признаки, угрожающие государству распадом. Новгородцы прекратили платеж дани Киеву. В самом начале XI в. Из состава Киевской Руси, т.е. из состава земель выпало Полоцкое княжество.
«Самовластец» укрепил свою власть в северных форпостах Руси - Новгороде и Пскове. Киевский князь Ярослав восстанавливает «нормальную» систему управления «государством»: в крупнейшие древнерусские города «садятся» Ярославичи. Наступает относительное затишье в родственных сварах. Именно это дает основание многим историкам довольно оптимистично характеризовать время правления Ярослава . Чаще всего этот период называют наивысшим подъемом Древнерусского государства.
Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярославича: десять земель управлялись определенными ветвями древнерусского княжеского рода Рюриковичей: столы в нутрии земель распределялись между представителями ветви. Раннее всех обособилось в династическом отношении Полоцкое княжество, еще в конце Х в. Однако четыре земли не закрепились в XII в. За какой-то определенной княжеской ветвью. Одним из них было Киевское княжество. Номинально киевский стол продолжал считаться «старейшим», а Киев - столицей всей Руси. Также ни одной из княжеских ветвей не удалось закрепиться в Новгороде. По-видимому, аналогичная система сложилась и в Пскове. Не стало отчиной определенной ветви и Переяславсткое княжество.
Наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси»- факт, значение которого для древнерусского общества трудно переоценить. Но Новгород мог ощущать себя соперником Киева, там строится храм святой Софии, вполне серьезная претензия новгородских архиереев на независимость от киевского митрополита.
Усиление воли владыки в светском государственном аппарате- явление, ставшее возможным лишь в ходе коренных преобразований республиканских органов управления в конце XIII - середине XIV в. Новгородскую архимандритию следует представлять себе в виде особого государственного института. Это был прогрессирующий институт, т.к. процесс увеличения ее богатств был необратим.
По мнению автора, новая «модель» существования единой Русской земли, представлявших теперь систему множества суверенных «государств», была найдена и легитимирована.
Прежняя государственная идея была сохранена:
все князья держали свою землю. Связующим
звеном при этом выступала церковная организация
во главе с митрополитом киевским и «всея
Руси».
РУСЬ
И СТЕПЬ
Господствующее положение в степях (Восточной Европы) - вплоть до монголо-татарского нашествия XIII в. - заняли кипчаки (шары и сары восточных источников, куманы (команы) западноевропейских, половцы русских летописей), кочевья которых к середине Х в. Простирались до Поволжья, в XI - до Дуная: сама европейская степь стала именоваться Дешт-и-Кипчак, Половецкое.
Появление половцев у южных и юго-восточных границ Руси было связано с миграционными процессами, охватившими всю Центральную Азию и степи Восточной Европы. В 1048 г. Господствовавшие в Северном Причерноморье печенеги были вытеснены из южнорусских степей в пределы Византийской империи своими давними соперниками - торками (гузами). Однако всего через несколько лет торки сами вынуждены последовать за печенегами под давлением народа, называвшегося Сары. Причиной движения саров на запад стало переселение некоего народа кунов. Этническая принадлежность кунов до сих пор вызывает разногласия. Одни исследователи считают их половцами, а другие полагают, что это самостоятельный народ.
Заветной мечтой половцев, как считает писатель, прорвать оборонительную линию земляных валов, которыми Русь огородила с юга и с юго-востока свои степные границы, и осесть в пределах Киевского государства. Русская земля для половцев, как свидетельствует Повесть временных лет, была чужой. При внуках и правнуках Ярослава Мудрого половцы уже были «нашими».
Причиной неровных отношений была, судя по всему, специфика «экономики» кочевого общества. Самый интригующий вопрос истории Великой степи - это причина, толкавшая кочевников на массовые переселения и разрушительные походы против земледельческих цивилизаций. Есть предположения, что причиной послужили разнообразные климатические изменения; воинственная и жадная природа кочевников; перенаселенность степи; рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность землевладельческих обществ в следствие феодальной раздробленности; необходимость пополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные землевладельческие общества; нежелание со стороны оседлых торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продавать); личные качества предводителей степных обществ; этноинтригующие импульсы.
Данилевский
приходит к выводу, что отношения Руси
со Степью складывались довольно сложно
- прежде всего, из-за различий в образе
жизни, языке, культуре. Тем не менее сформировавшиеся
в последние два столетия стереотипы восприятия
степняков как исконных врагов Руси не
вполне отвечают представлениям о южных
соседях, которые бытовали в Древней Руси.
АНДРЕЙ
БОГОЛЮБСКИЙ У ИСТОКОВ ДЕСПОТИЗМА
Андрей Боголюбский родился около 1112 г. В семье ростовского князя Юрия Долгорукого, его мать- дочь половецкого хана Аепы. Он не хотел делиться доставшейся ему областью с ближайшими родичами и прогнал из Ростовской земли своих младших братьев как соперников, у которых перехватил наследство, а вместе с ними прогнал и своих племянников. Коренные области в Русской земле управлялись двумя аристократиями, служилой и промышленной. Андрей не поладил с обоими руководящими классами суздальского общества. Вопреки заведенному порядку он стал жить в знакомом ему смолоду маленьком пригороде Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая властвовать без раздела , Андрей погнал Ростовских земель и «передних мужей» отца своего, т.е. больших отцовых бояр. Он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости убила его и разграбила его дворец.
Одновременно столица княжества была перенесена им суздальский пригород Владимира- на Клязьме. Андрей Юрьевич хорошо осознавал великую политическую силу церкви и пытался использовать ее в борьбе за укрепление своей власти.
Придя к власти князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. Первым актом князя было изгнание младших братьев и старой дружины, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. С этого времени Андрею приходилось остерегаться бояр; по некоторым сведением, он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Все эти события свидетельствую о крайней напряженности взаимоотношений между «самовластцем» -князем и боярством. Все делалось с одной целью - укрепить любой ценой собственную власть.
Князь меняет личную преданность дружины, где он был «первым среди равных», на рабскую преданность «милостников», «подручников», холопов , которые полностью зависят от господина, а потому его боятся и ненавидят, несмотря на его «милость».
Андрей был первым русским правителем, который назвался «царем и великим князем», тем самым противопоставив себя не только вечу, другим князьям, но и самому византийскому императору. Его погубило желание стать «самовластцем». Оно противопоставило его всем: родным и чужим, близким и далеким, светским и духовным, знатным и родовитым, богатым и бедным. И даже те, кто шел рядом с ним или за ним, делали это с оглядкой.
Убийство князя приближенными - это придворный заговор, дворцовый переворот, что свидетельствует об усилении княжеской власти, приобретающей первые деспотические черты. На смену отношениям « князь - дружина» начинают приходить в отношения «государь- подданные».
И
итог этого: во второй половине XII в. В Северо-Западной
Руси начинают складываться новые общественные
отношения подданства. Этот тип отношений
впоследствии становится господствующим
и создает основу деспотической системы
правления в русских землях.
ПРЕДВЕСТИЕ
КАТАСТРОФЫ
В 1223 г. Русь столкнулась с новым опасным врагом: к границам славянских земель вплотную подошли монгольские отряды. Первые древнерусские упоминания о них связаны с описание разгрома русско-половецкого войска на реке Калка. В 1224 году татары вошли на Половецкие земли. Половцы потерпели поражение и пришли за помощью к русским князьям. Некоторые русские князья мало думали о судьбах Руси, их больше интересовали внутриполитические распри. В поход двинулись киевские, Галицкие, смоленские, волынские и другие русские полки, а также половцы. Войско было значительным по размеру, но феодальнораздробленым по организации: не было единого командира, каждый князь сражался сам по себе. А любой феодал мог по своей воле покинуть поле боя. Поэтому далеко не все князья откликнулись на призыв половцев. Битва началась 16 июня. Произошло кровопролитное сражение, в котором междоусобная вражда князей и трусость половцев помешала русским войскам одержать победу.
Об
этом сражении писали многие летописцы.
Но каждая из летописей содержит значительное
количество оригинальной, независимой
друг от друга информации. В первой Новгородской
летописи вывод такой: причиной появления
татар стала «греховность» Руси. В Лаврентьевской
летописца больше всего занимал вопрос,
почему русских князей постигла неудача.
И наиболее подробно обстоятельства битвы
на Калке описаны в Ипатевской летописи.
Судя по всему, этот рассказ составлен
лет через 20-30 после самого события. Такое
отличие летописных текстов, несомненно,
связано с целым рядом факторов. Прежде
всего, следует помнить, что именно для
южных князей половцы вовсе не были «чужими».
Так летописцами поражение на Калке не
представляется катастрофой, а действия
южнорусских князей оцениваются критически.
Они осуждают не столько разобщенность
русских сил, сколько неблаговидность
самого участия в противодействии «бичу
Божиему».
Информация о работе Гусевой А.Р. "Русские земли" глазами современников и потомков (XII - XIV вв.)