Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:12, реферат
Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 г., по "учреждениям о губерниях", к 1795 г. в России появилась уже пятьдесят одна губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции - на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2230000 жителей, а Архангельская - только 438000(2), а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той, и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам, или условиям, в основание губернского деления Екатерины принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс.(4).
1. Территориальное преобразование губерний ______________________ 3 стр.
2. Администрация _______________________________________________ 4 стр.
3. Противоречия в строе губернских учреждений ____________________ 7 стр.
4. Роль дворянства в губернии ____________________________________ 9 стр.
5. Значение губернских учреждений 1775 г. _________________________ 11 стр.
6. Литература __________________________________________________ 15 стр.
В губернских учреждениях 1775 г. заметно отразились высказанные в дворянских наказах желания; очевидно, мысль об уездных ландратах была осуществлена в лице уездного исправника; только мысль о дистриктном комиссаре, или становом приставе, была отсрочена и осуществлена потом уже, в царствование императора Николая I.
Итак,
источником противоречия, заметного
в строе губернских учреждений, были
желания, выраженные дворянством. Законодательница,
руководясь западноевропейскими
Второй
пласт состоял из сословных губернских
судов: верхнего земского суда, губернского
магистрата и верхней расправы, также
из всесословных учреждений - совестного
суда и приказа общественного
призрения. Личный состав учреждений этого
второго пласта был смешанного характера:
председатель назначался короной, но заседатели,
называвшиеся советниками и асессорами,
выбирались в каждом учреждении известным
сословием, а в совестном суде
и приказе общественного
Таким
образом, полицейский порядок в
уезде, поддержание безопасности и
тишины и суд без различия состояний
сосредоточивались в
Таким
образом, преобладающее значение сословия
в местном управлении выражалось
в двух формах: 1) в выборе личного
состава сословных дворянских учреждений,
2) в сословном происхождении
4.
Роль дворянства
в губернии.
Становясь
привилегированным и обособленным
сословием, дворянство не имело еще
сословной организации, а с уничтожением
обязательной службы могло потерять
и служебную организацию. Учреждения
1775 г., давая дворянству самоуправление,
этим самым давали ему внутреннюю
организацию. Для избрания должностных
лиц дворяне должны были съезжаться
всем уездом через каждые три года
и выбирали себе уездного предводителя,
капитана-исправника и заседателей
в различные учреждения. Дворянство
каждого уезда становилось целым
сплоченным обществом и через
своих представителей управляло
всеми делами уезда; и полиция,
и администрация находились в
руках дворянского учреждения (нижний
земский суд). По своему сословному
положению дворяне становились
Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников. Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ.
Такое
значение для дворянства имели
реформы 1775 г., они дали ему сословную
организацию и первенствующее административное
значение в стране. В «Учреждениях
для управления губерний», однако,
и организация, данная дворянству,
и ее влияние на местное управление
рассматриваются как факты, созданные
в интересах государственного управления,
а не сословий. Позднее Екатерина те
же факты, ею установленные,
а равно и прежние права и преимущества
дворян изложила в особой Жалованной
грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала
сословного самоуправления рассматриваются
как сословные привилегии, наряду
со всеми теми правами и льготами, какие
дворяне имели раньше. Жалованная
грамота 1785 г. явилась, таким образом,
не новым, по существу, законом
о дворянстве, но систематическим
изложением ранее существовавших
прав и преимуществ дворян
с некоторыми, впрочем, прибавлениями.
Эти прибавления составляли дальнейшее
развитие того, что уже существовало.
Главной новостью было признание
дворянства уже не одного уезда,
но и целой губернии за отдельное общество
с характером юридического лица.
Грамотой 1785 г. завершен был
тот процесс сложения и возвышения
дворянского сословия, какой мы наблюдали
на пространстве всего XVIII в. При Петре
I дворянин определялся обязанностью
бессрочной службы и правом личного
землевладения, причем это право принадлежало
ему не исключительно и не вполне. При
императрице Анне дворянин облегчил
свою государственную службу и увеличил
землевладельческие права. При Елизавете
он достиг первых сословных привилегий
в сфере имущественных прав и положил
начало сословной замкнутости; при
Петре III снял с себя служебную
повинность и получил некоторые исключительные
личные права. Наконец, при Екатерине
II дворянин стал членом губернской
дворянской корпорации, привилегированной
и державшей в своих руках местное самоуправление.
Грамота 1785 г. установила, что дворянин
не может иначе, как по суду, лишиться
своего звания, передает его жене и
детям; судится только равными себе,
свободен от податей и телесных наказаний,
владеет как неотъемлемой собственностью
всем, что находится в его имении; свободен
от государственной службы, но не может
принимать участия в выборах на дворянские
должности, если не имеет "офицерского
чина". Таковы главнейшие права всякого
дворянина. Об участие дворянских
обществ в местном управлении говорилось
выше. Помимо этого участия дворянские
общества имели все права юридических
лиц и пользовались широким простором
в устройстве своих общественных дел.
К таким результатам дворянство пришло
к концу XVIII в.; исключительные
личные права, широкое право сословного
самоуправления и сильное влияние на
местное управление - вот результаты, к
каким привела дворянское сословие политика
императрицы.
Губернские и сословные учреждения вырабатывались под заметным влиянием: 1) политических идей, заимствованных Екатериной из западноевропейской политической литературы, и 2) из местных нужд и влияний.
Но
влияние этих идей на устройство местного
управления в России было почти исключительно
формальное; эти идеи отразились на
технической выработке
Совестный суд был поставлен
в условия, которые
С
другой стороны, преобладанием дворянства
еще более нарушилось равновесие
прав и обязанностей различных классов
общества. Прежнее дворянство пользовалось
правительственным значением в
местной администрации в меру
своих государственных
Наконец,
важным недостатком созданного Екатериной
административного и судебного
порядка была его чрезвычайная сложность;
так, благодаря строгому разделению
ведомств и сложному устройству суда
размножилось до чрезмерности чиновничество,
выборное и коронное; там, где прежде
дела велись десятью, пятнадцатью чиновниками,
теперь их явилась целая сотня. Это
увеличивало дороговизну
Гораздо
важнее значение губернских и сословных
учреждений в истории нашего общества:
в них выразилось характеристическое
движение данного времени. В них
проведено было государственное
раскрепление двух высших классов общества.
В дворянской жалованной грамоте
были формулированы созданные
Городские состояния получили сословное самоуправление и сословный суд. Далее, гильдейское гражданство, т. е. высший слой городского населения, был освобожден от подушной подати, которая заменялась однопроцентным сбором с объявленного купцом по совести капитала. Точно так же гильдейские граждане освобождались от личной рекрутской повинности: гражданин - гильдейский купец личную службу мог выкупить деньгами. Далее, все гильдейские граждане и мещане освобождались от тех казенных «служб» или от «нарядов» по различным казенным сборам, которые в древней Руси составляли самую тяжелую повинность городского населения. Наконец, купцы двух первых гильдий были свободны от телесного наказания, а высший слой купечества, носивший название «именитых граждан», мог при известных условиях достигать дворянства.
Информация о работе Губернская реформа 1775 г. Укрепление диктатуры дворянства на местах